Родители всей душой желают детям счастья, но не всегда понимают, что могут научить их быть счастливыми. Ведь счастье — это не просто случайный момент, а образ мышления.

Думать позитивно

Есть шутка, в которой много правды: позитивное мышление — это когда упал с лестницы и думаешь: «Надо же, как быстро спустился!» Находить что-то хорошее даже в самых скверных обстоятельствах — искусство, которому стоит научить ребенка. Но начать придется с себя, потому что дети берут пример с родителей. Сложно воспринимать мир в положительном ключе, когда мама и папа постоянно ворчат и рассказывают, как они недовольны работой, окружающими и погодой за окном.

Следите за речью в присутствии ребенка, демонстрируйте на практике, как выходить из неприятных ситуаций с позитивным настроем. Проблемы на работе всегда можно представить в виде сложных задач, которые дают возможность потренировать мозги. Треснувший корпус телефона — повод рассказать, что такое кракелюр и, пусть с сожалением, но заметить: «По-моему, у меня теперь самый модный телефон во дворе».

Быть примером позитивного мышления непросто. Надо помнить, что причитаниями и жалобами ситуацию не изменить, а негатив только притягивает негатив. Чтобы стало проще, начните работать над собой вместе с ребенком.

Заведите традицию каждый вечер вспоминать по очереди хорошие события, которые случились с вами за день. Устройте соревнования — у кого наберется больше.

Плохие ситуации можно переиграть с помощью слова «зато»: рассказываете, говорите «зато» и придумываете, что положительного дала вам случившаяся неприятность.

Жить с позитивным настроем поможет игра, которую придумал американский священник Уилл Боуэн. Наденьте на руку себе и ребенку фиолетовый браслет — можно использовать обычную нитку. 21 день вы должны говорить и думать только хорошее — никаких жалоб, сплетен, нытья и критики. Если нарушили условие и ушли в негатив — надеваете браслет на другую руку и начинаете отсчет 21 дня заново. Автор игры рассказывает, что люди, которые продержались в позитиве 21 день, изменили до неузнаваемости свою жизнь. Они стали делать успехи в разных сферах, нашли новых друзей и начали заряжать окружающих своим оптимизмом.

Не бояться совершать ошибки

Изобретатель Томас Эдисон говорил: «Я не потерпел неудачу. Я лишь узнал 10000 способов, которые не работают». Ошибки — это естественные спутники тех, кто учится, делает и пытается чего-то добиться. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Говорите об этом с ребенком.

Дети, от которых ждут только результата и ругают за любые промахи, с неохотой берутся за новые дела, потому что боятся ошибиться и не оправдать чьих-то ожиданий.

Для них легче сделать сто раз то, что они уже знают в совершенстве, чем пробовать свои силы в том, чего еще не делали. Новое воспринимается не как что-то интересное, разжигающее любопытство, а как опасное, способное пошатнуть репутацию «умницы». Ребенку просто страшно показаться глупым. Чтобы такого не было:

  • Объясняйте, что ошибка — не характеристика способностей, а часть процесса обучения, которая помогает расти и делать новые открытия.
  • Хвалите не за ум, а за старания.
  • Поощряйте любые эксперименты и попытки, не ругайте за неудачи.
  • Учите получать удовольствие от процесса, а не от результата. Просите ребенка рассказывать, что интересного он узнал, пока осваивал новое.
  • Не дразните, сравнивая результат ребенка с результатами других детей. Если и сравнивать с кем-то, то лишь с ним самим, только прежним. Покажите, как его успехи прогрессируют: «До школы ты еле справлялся с печатными буквами, а теперь выводишь прописью целые слова. Это же здорово!»
  • Научите анализировать ошибки, помогите выработать алгоритм работы с ними: сначала успокоиться, затем определить, что привело к промаху. Потом подумать, что можно сделать, чтобы не повторять такого, каких навыков не хватает и как их развить.
  • Покажите, что ошибаются все. Приведите примеры из собственного опыта или найдите в историях успеха знаменитых людей. Вот, кстати, слова легендарного баскетболиста Майкла Джордана: «За свою спортивную карьеру я промахнулся более девяти тысяч раз. Я проиграл более трехсот матчей. Двадцать шесть раз мне доверили сделать последний бросок, чтобы команда выиграла, — и я промахнулся. Я терплю поражение вновь и вновь. Поэтому я — Чемпион!»

Радоваться повседневным вещам

Альберт Эйнштейн как-то заметил: «Есть только два способа прожить жизнь. Первый — будто чудес не существует. Второй — будто кругом одни чудеса». Кто способен во всем находить красоту и удивляться миру, обладает дополнительным ресурсом наполнения жизни счастьем. Дети наделены этой способностью априори, их даже учить не надо, главное — не убивать, а подпитывать этот дар.

Не отмахивайтесь, когда ребенок делится впечатлениями о, казалось бы, мелочах. Не игнорируйте и не обесценивайте его открытия.

Если он радостно бежит к вам и восхищенно кричит: «Смотри, какой камень я нашел!» Не бурчите устало: «Я что, камней не видела, ты его еще домой притащи». Включитесь в игру: «Ух-ты! Возможно, по этому камню когда-то ходили динозавры! Мне даже кажется, что он похож на человечка — вот глаза, нос, рот».

Можно пойти дальше и рассказать камневеду, что в Японии, в городе Титибу, есть музей, в котором выставляют камни, похожие на лица знаменитых людей и персонажей мультфильмов. Предложите создать такой же музей и займитесь поиском экспонатов. Да, домой вы вернетесь с целым пакетом камней, зато ребенок будет счастлив от совместной поисковой экспедиции и прокачает свое воображение.

Получать удовольствие от творчества

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества», — настаивал знаменитый советский педагог Василий Александрович Сухомлинский. Когда ребенок творит, с ним происходят замечательные вещи — развивается моторика, образное мышление, зрительная память и многое другое. Но самое главное — он испытывает счастье. И раз уж мы мечтаем сделать ребенка счастливым, давайте не будем лишать его одного из важнейших ресурсов счастья.

Помогайте ребенку находить занятие, которое будет приносить ему удовольствие. Знакомьте с разными направлениями, чтобы он мог пробовать и выбирать. Заведите традицию каждый выходной осваивать новый вид творчества: рисование в разных техниках, оригами, квиллинг, театр теней, сочинение стихов, песен, рассказов. Подсматривайте идеи у других и учитесь создавать шедевры из всего, что попадется под руку.

Давайте вашему творцу свободу, не контролируйте, желая добиться идеального результата. Оставьте его наедине с материалами для творчества и не подходите, если он сам об этом не просит.

Уделяйте внимание работам ребенка, не произносите на автомате «ага», даже не взглянув на его новый шедевр из пластилина. Не критикуйте резко и не высмеивайте. Всегда важно сначала похвалить, найти преимущества работы и только потом аккуратно отметить недочеты. Уважайте труд ребенка, не выкидывайте его рисунки и поделки без разрешения.

Забудьте на время о беспорядке. Один из способов убить в ребенке радость творчества — постоянно упрекать его за раскиданные в процессе вещи, испачканную мебель или пластилин на ковре. Лучше заранее организуйте рабочее место так, чтобы в зону доступа бурной деятельности не попадали ценные вашему сердцу вещи. Стол, стул и пол поможет спасти полиэтиленовая пленка. Вводите в привычку завершать работу уборкой.

Смеяться

«Даже после небольшой улыбки в организме обязательно дохнет один маленький микроб», — это шутка Юрия Никулина. А если серьезно, обычный смех делает людей счастливее, меняя химию тела: организм обогащается кислородом, уровень гормонов стресса снижается, а гормонов счастья становится больше. Чтобы почувствовать себя немного счастливее, достаточно просто улыбнуться.

Заведите с ребенком традицию — каждое утро начинать с улыбки. Если сложно, попросите  вспомнить что-то очень веселое. Предложите создать в уме «копилку позитива» и «складывать» туда смешные случаи, забавные моменты. Их можно будет «достать», когда грустно. Читайте вместе юмористические рассказы, смотрите комедийные фильмы и мультики. Попробуйте научиться мастерски хохотать — в сети много уроков актерского смеха. А еще можно набрать в интернете хасья-йога и отработать смех курицы или свиньи — хорошее настроение гарантировано. Микробы этого не переживут!

В этой статье мы рассказываем о принципе хюгге и о том, как он поможет вырастить детей счастливыми.



Читать дальше