Раньше родители говорили: «Мой ребенок неуправляемый. Он ничего не усваивает. Страшно рассеянный». Сегодня родители все чаще произносят: «У моего ребенка РАС», то есть расстройство аутического спектра. Многие дети с РАС учатся в школе, посещают кружки, общаются. Однако в представлении общества все еще живут мифы об аутизме. Подробнее о РАС нам рассказала логопед-дефектолог Европейского медицинского центра (ЕМС) Татьяна Каченовская.

Дети с аутизмом ведут себя «странно»

Аутизм — это не болезнь, а комплексное нарушение развития. Проявляться оно может по-разному, и большинство людей воспринимают эти особенности поведения как «странность». Однако все они являются следствием РАС.

  1. Дети с аутизмом часто не понимают обращенную к ним речь, не понимают эмоции своего собеседника и, соответственно, не могут выстроить правильно свое ответное поведение, оценить так называемый социальный контекст. От этого у ребенка может возникать агрессивное поведение, которое является ответом на тревогу, защитной реакцией.
  2. В большинстве случаев дети, страдающие аутизмом, не могут общаться с миром с помощью речи, у них есть сложности с вербальной коммуникацией. Поэтому они ищут другие способы, не всегда понятные окружающим. При этом они умеют говорить, могут даже произносить целые большие фрагменты текста, который они запомнили, но обратиться к другому человеку с просьбой, сформулировать свои мысли им сложно или даже невозможно. Точно так же они не откликаются на просьбы родителей, не реагируют, когда кто-то называет их по имени, и именно такие особенности чаще всего вызывают у родителей тревогу.
  3. Маленькие дети учатся, познают мир через имитацию. Сначала это имитация, повторение действий родителей, потом детей на площадке или в детском саду. На начальном этапе ребенок повторяет спонтанно, затем начинает это делать осознанно и тем самым осваивает новые навыки. У детей с аутизмом этот механизм нарушен.
  4. Дети с РАС отличаются повышенной сенсорной чувствительностью, например, к звукам. И это надо обязательно учитывать тем людям (родителям, педагогам), кто с ними взаимодействует.
  5. И наконец, практически всем детям с РАС свойственно зацикливание на механических движениях и механических действиях.

Дети с аутизмом — гении, которые умеют то, чего не умеют другие

В последнее время часто можно слышать, что все дети с аутизмом наделены выдающимися способностями. Чаще всего говорят о математических талантах. Однако это миф, сверхспособностей или уникальных навыков у таких детей нет.

Да, действительно, некоторые из них могут складывать в уме большие числа или обладают фотографической памятью, но у такого феномена есть объяснение. Дело в том, что у математических вычислений или у способности запоминать большие массивы текста есть определенный алгоритм. И дети с аутизмом его используют, хотя объяснить словами, как они это делают, не могут.

Был даже пример, когда мальчик с аутизмом окончил школу в 12 лет, но он просто запомнил всю школьную программу наизусть. Это не значит, что он обрел понимание, но диплом об окончании школы получил.

Аутизм никак не лечится

Причин возникновения аутизма сегодня никто не знает, эту проблему продолжают изучать нейробиологи, нейрофизиологи и генетики. 

Что касается лечения, то в общепринятом смысле «таблетки от аутизма» действительно не существует. Но врачи могут устранить симптомы, которые сопровождают РАС, например, тревожность, плохой сон, двигательные нарушения (расторможенность), уменьшить проявления агрессии и самоагрессии.

Если речь идет о ребенке, то врачи помогают улучшить память и внимание. И здесь очень эффективны оказываются игровой, поведенческий подход, метод альтернативной коммуникации для детей, у которых есть сложности с вербальным общением.

Люди с аутизмом никогда не смогут жить в обычном обществе

«Аутизм» — это так называемый «зонтичный» диагноз, он включает множество различных нарушений. Это детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта и т.д. И далеко не все эти нарушения таковы, что человек не может наладить коммуникацию.

Многие люди с расстройствами аутического спектра имеют сохранный интеллект, налаживают коммуникацию, учатся в школе или в вузе. Но, естественно, программу надо адаптировать, смотреть, как будет учиться ребенок, в каком классе, нужен ли ему тьютор-помощник и т.д.

Просто отправить ребенка с аутизмом в обычную школу и назвать это «инклюзивным образованием» нельзя.

После интенсивного курса занятий состояние ребенка с аутизмом резко улучшается

Это миф, в который верят родители: им очень хочется, чтобы была какая-то панацея, что-то, что поможет их ребенку стать «обычным». Например, плавание с дельфинами или действительно интенсивный двухнедельный курс, после которого ребенок начнет говорить, общаться с другими и т.д.

Работа с детьми с РАС всегда требует времени, с ними надо выстроить взаимодействие, подстроиться под них, сделать так, чтобы ребенок начал на тебя реагировать, тоже подстроился, стал повторять какие-то твои действия. За две недели результата добиться нельзя, это долгая, кропотливая и очень индивидуальная работа.

Аутизм — это следствие прививок

Этот миф достаточно распространен среди родителей, но не имеет никакого научного подтверждения. Например, в США проводили исследования в семьях, где уже был ребенок с аутизмом. В таком случае риск рождения в этой же семье второго ребенка с аутизмом высок, около 15%. И вот этих «вторых» детей исследовали: кому-то из них родители делали прививки, кому-то нет, но даже в этом случае никакой четкой связи между вакцинацией и аутизмом выявлено не было.

Детям с аутизмом помогает соблюдение специальной диеты

Считается, что состояние детей с РАС улучшается при соблюдении безглютеновой диеты или при ограничении потребления молочных продуктов. Действительно, у некоторых детей отмечается улучшение, но это всего около 5% случаев. Если родители видят, что для ребенка соблюдение диеты действительно благотворно, то можно продолжить ограничения в питании. Но если эффекта нет, то можно вернуться к обычному рациону.

Детей с аутизмом становится больше

Сегодня в России, по данным 2020 года, проживает почти 33 тысячи человек, у которых установлено РАС. По сравнению с 2019 годом число таких людей выросло почти на 10 тысяч человек.

Это может говорить о том, что люди, и в частности, родители, чаще обращаются к врачу с проблемами детей. Они не ждут, когда «нормализуется само», а предпринимают активные действия, чтобы помочь ребенку наладить коммуникацию с миром. И второй момент — раньше таким детям был бы поставлен другой диагноз — не аутизм, а, например, шизофрения. Но наука не стоит на месте, медицина развивается, и сегодня для детей с РАС ищут варианты адаптации в нашем мире.



Эксперты: Татьяна Каченовская

Читать дальше