Ваш ребенок пошел в школу впервые или поменял учебное заведение. В любом случае, для него это стресс — почти незаметный или довольно серьезный. На что обратить внимание родителям и к чему готовиться?

Человек — существо довольно ленивое. Выйти из зоны комфорта часто оказывается не самой легкой задачей даже для вполне взрослых и уверенных в себе людей: поехать на работу новым маршрутом или влиться в новый коллектив. Для детей такого рода события могут стать настоящим испытанием — еще вчера все было простым, понятным и привычным, а сегодня все враз поменялось. Лица одноклассников не сразу дают понять, с кем можно подружиться, а кто — так себе. От кого держаться подальше, и кто тут в лидерах. Даже бабушка в гардеробе — и та с чужим лицом. Что же делать? Чем помочь ребенку, который поменял школу или только-только посетил первую в жизни праздничную линейку?

Как происходит вживание в новый коллектив?

Давно известно, что любые группы строятся по определенным и довольно жестким психологическим законам.

Если собрать совершенно не знакомых друг другу людей в одном месте, довольно быстро они образуют общество: в нем будут лидер и анти-лидер, «козел отпущения», шут и вечный нытик, безмолвная группа поддержки каждого из «главных героев» и так далее.

Такое распределение происходит буквально за пару суток, и на него никак не может появлиять ни исходное количество участников, ни их статус  в предыдущей группе. Скажем, если в десяти группах собрать десять лидеров и поместить в одном пространстве, уже через два дня лидер будет только один. Остальным придется поменять статус на какой-то другой.

Именно в этом заключается основная проблема со сменой учебного заведения. Например, эта девочка еще вчера в другом коллективе детей была настоящей звездой: ей доставались все главные роли на утренниках, у воспитателей не возникало вопросов, кому доверить чтение самого длинного стихотворения для бабушек. Сегодня эта девочка оказалась в коллективе, где, во-первых, все находятся на равных позициях, и во-вторых — в школе требуются еще и другие навыки, кроме умения красиво стоять возле елки.

С переходом из одной школы в другую проблем может возникнуть даже больше. Предположим, что ребенок был лидером в одной школе и пришел в детский мир, в котором все детали идеально подогнаны друг под друга. Существующий лидер, разумеется, не будет гореть желанием отдать свое место. Но двух лидеров быть точно не может — поэтому ребенку либо придется «воевать», либо ломать себя под другую социальную роль. Это может оказаться довольно болезненным мероприятием.

Сложнее всего в этом смысле явным отличникам и аутсайдерам, которые привыкли к тому, что их вечно ругают и у них всегда ничего не выходит.

Но если последним в целом уже кажется нормальным быть внизу этой условной лестницы, то вчерашним школьным звездам придется потрудиться, чтобы вернуться в комфортное для себя положение и завоевать прежние позиции. Самая простая причина — вчерашняя школа была довольно слабой и ребенку было легко учиться. Новое учебное заведение выше по требованиям педагогов и сложности программы — и отличник легко может скатиться до уровня среднего троечника.

Комментарий психолога Натальи Петровской:

«Проще всего условным “середнякам”: они ничем особо не выделяются, им не нужно ничего доказывать — ни себе, ни родителям, ни учителям, ни миру вообще. От них никто особо ничего и не ожидает — середина всегда проще и понятнее. 

Если ваш ребенок яркий и определенно харизматичный, если он пользовался популярностью и авторитетом у одноклассников — вот как раз тут следует обращать куда больше внимания.

Такие дети гораздо болезненнее реагируют на потерю своей “свиты” — хотя большинству родителей кажется, что у них не будет никаких проблем. Если же их нет — возможно, ваш ребенок вам не все рассказывает, либо он загнал проблему внутрь себя и она обязательно “выстрелит” рано или поздно».  

Сколько времени продлится адаптация?

В любом случае на адаптацию стоит заложить полтора-два месяца. В течение этого времени ребенок сумеет разобраться с новыми задачами и проблемами — или понять, что они ему не по зубам, увы. Сложно отрицать и положительный момент такой психологической встряски: если дети выходят из нее победителями, они получают бесценный опыт личностного роста. Например, повысив свой предыдущий статус, подружившись с большинством детей, научившись общаться с чужими людьми за короткое время и доказав новым учителям свой заявленный уровень знаний.

Чем старше ребенок — тем сложнее может происходить процесс врастания в новый коллектив.

Ближе к подростковому возрасту важными становятся еще и так называемые «понты»: обращают внимание на бренды одежды, рюкзака и кроссовок. Эти почти взрослые люди настороженно относятся к чужакам — и маркер «свой» считывается и той музыкой, которую слушает ребенок, и знанием определенного сленга. 

Чем младше дети, тем им бывает проще: связи в таком возрасте возникают и исчезают быстрее, чем у взрослых, а в начальной школе еще и учительница во многом берет на себя функции мамы. 

Наталья Петровская:

«На время адаптации родителям лучше занять выжидательную и наблюдательную позицию. Поймите, что базовая модель поведения человека в обществе закладывается в любом случае в семье — то есть ребенок почти во всех случаях будет действовать либо «благодаря», либо «вопреки». Последнее более характерно для старших детей и подростков, даже если они действуют неосознанно. У вас принято делиться проблемами и радостями? Вы умеете слушать и слышать друг друга? Вы считаете нормальным помогать младшим и слабым — или, напротив, ваши семейные вечера проходят в ледяном молчании и каждый поскорее спешит скрыться в своей комнате или уткнуться в гаджет?

Ребенку в любом случае однажды придется столкнуться с огромным миром в полный рост. Лучше, если он будет учиться делать это постепенно, зная о поддержке семьи и чувствуя себя защищенным хотя бы со стороны тыла. Получив такую «прививку» от агрессии и враждебности человечества, ему будет проще самостоятельно управляться с ними и в последующие годы».

Чем могут помочь родители?

1.         Разговаривайте с ребенком. Не нужно постоянно быть зацикленным на школе и новых проблемах — просто внимательно слушайте все, что ваш ребенок хочет вам рассказать. О том, что он видел по дороге в школу, о том, какая песня ему понравилась. В этом случае у вас возникнет новый уровень отношений — дети очень быстро привыкают к тому, что их поддерживают безусловно, без привязки к их успехам или неудачам.

2.         Поговорите с классной руководительницей и школьным психологом, если он есть. Расскажите об особенностях ребенка. Если в классе существует адекватный родительский комитет — постарайтесь выкроить время на знакомство с родителями. Или обязательно посетите первое собрание — как правило, во время таких визитов хорошо считывается общая атмосфера коллектива в целом. У дружного и позитивно настроенного класса обычно приятные в целом родители.

3.         Устройте «входную вечеринку»: предложите ребенку пригласить одноклассников в гости в выходной день. Обязательно поинтересуйтесь, как к этому отнесутся родители детей и нет ли у кого-то аллергии на сладости или напитки. Дети проще и охотнее знакомятся во время игры — можно устроить участие в модном сегодня квесте или подобрать другое занятие соответственно возрасту детей.

Важно понимать, что если ваш ребенок — интроверт и не готов к таким шумным мероприятиям, не стоит настаивать на таком сценарии. Это ему, а не вам учиться дальше с этими детьми. У мам-экстравертов и «зажигалочек» иногда бывают довольно стеснительные и спокойные дети. Не нужно прыгать перед детьми клоуном — так вы только навредите собственному ребенку.



Читать дальше