Что такое множественный интеллект, почему важно выбрать правильный стиль  обучения для вашего ребенка и какие существуют способы преподносить и запоминать информацию? Рассказывает наш автор Татьяна Павлова.

Условно мозг можно поделить на большое количество отделов, которые отвечают за разные задачи. Прыгать в длину, учить английский, видеть оттенки цветов на картинах Моне — каждое из действий совершается в определенном участке мозга. У детей может от рождения быть развита, допустим, та часть, что отвечает за восприятие визуальной информации. Он будет легче распознавать предметы на картинке или узнавать людей, которых видел лишь однажды.

Однако обнаружить такие врожденные предустановки не всегда легко. Как талант, способности нужно найти, а после — развить.

По теории профессора гарвардского университета Говарда Гарднера, множественный интеллект состоит, условно говоря, из нескольких частей:

  • лингвистический,
  • музыкальный,
  • логико-математический,
  • пространственный,
  • телесно-кинетический,
  • личностные интеллекты (внутриличностный и межличностный).

Стили обучения соотносятся с каждым интеллектом. Судя по наименованиям ясно, за что отвечает тот или иной интеллект и на что будет направлена работа в том или ином стиле обучения. Но по-прежнему не явно: на что обращать внимание, приступая к новому стилю обучения? И как выбрать метод?

Важно помнить: ребенок способен хорошо усваивать информацию и на слух, и на глаз, и можно и нужно комбинировать стили, чтобы добиться наилучшего результата.

Визуальный

В данном стиле по преимуществу работает пространственный интеллект. Визуальный стиль обучения делает ставку не только на картинки: в нем активно используется все, за что может зацепиться глаз, что можно объять и рассмотреть.

Как понять, что ребенку подойдет визуальный стиль обучения?

У визуалов рисунки везде. На полях тетрадей, в дневнике, на клочке бумаги под рукой во время телефонного разговора.

Стратегия: использовать визуальные образы.

Например:

  • Ярко оформлять конспект. Писать яркой гелевой ручкой и подчеркивать неоновым маркером главные мысли не только красиво, но и увлекательно. Визуалам еще и полезно: чтобы выделить информацию подходящим цветом, нужно определить, что важно, а что — нет. Можно также использовать разноцветные стикеры.
  • Смотреть и рисовать картинки. Картинка всегда нагляднее слов, хотя последними тоже не стоит пренебрегать. Визуалу легче понять, увидев. Однако с тем, чтобы нарисовать, не всё так просто. Чтобы воплотить новый материал на листе, нужно подумать, как лучше всего это сделать. Это возможно только при полном усвоении материала.
  • Использовать карточки для повторения. На карточках обычно помещается основная информация и факты. Их можно носить с собой и в любой момент доставать, чтобы освежить память. Лучше всего это делать в паре с одноклассником или родителем.
  • Создание диаграмм, схем и графиков. Этот прием сложнее, чем рисование, потому что требует глубокого понимания материала и некоторых навыков. Однако он помогает структурировать материал.
  • Составление интеллект-карт. Этот метод помогает увидеть связи между темами. На листе бумаги в центре написать ключевое слово/рисунок, обвести и от него провести несколько линий. Толстые линии ведут к понятиям, напрямую связанным с этим словом, линии тоньше обозначают косвенную связь. Например, от слова «рыба» могут идти линии к таким понятиям, как «холоднокровное», «живет в воде», «откладывает яйца».

Слуховой

Слуховой стиль обучения задействует музыкальный интеллект. Именно на слуховой интеллект опирается обучение в классе, когда ученик внимательно слушает то, что говорит учитель. Однако этим слуховой стиль обучения не ограничивается.

Как понять, что ребенку подойдет слуховой стиль обучения?

Ребенок играет на музыкальном инструменте и любит петь.

Стратегия: использовать различные звуковые приемы.

Например:

  • Аудиокниги и лекции. Аудиалы лучше воспринимают информацию на слух, в пути от дома до школы предложите ему прослушать книгу. Или закрепите знания аудиолекцией с познавательного ресурса.
  • Сделать аудиозапись своим голосом. Такую запись можно хранить в телефоне и повторять материал в любой момент. Важно менять голос на записи — темп, интонацию — чтобы звучало всегда по-разному.
  • Использовать метод активного слушания. Перед началом занятия узнать побольше про тему урока, записать вопросы. Спрашивать обо всем, что неясно. Не записывать механически, а попытаться пересказать своими словами. Формулировать основную мысль в конце занятия. Задача активного слушания — понять смысл, а не просто заучить.
  • Использовать мнемонические приемы. Один из них известен с первых классов: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан», — он помогает запомнить порядок основных цветов видимого спектра. Подобным образом можно создать что-то своё, основываясь на изучаемом материале.
  • Обсуждать. Задача обучения — понять, как всё устроено, и аудиалам гораздо легче будет это сделать вслух. Спрашивайте и обсуждайте с ребенком пройденный материал. Пусть он расскажет историю или сказку о том, что нового узнал.

Физический

Физический стиль обучения задействует телесно-кинетический интеллект. Кинестетикам важно не только двигаться, но и трогать, щупать и осязать, по возможности, изучаемый предмет.

Как понять, что ребенку подойдет физический стиль обучения?

Ребенок любит разбирать и собирать игрушки, исследует свойства предметов сразу, не обращает внимание на инструкции.

Стратегия: разрешить двигаться, трогать и делать что-то руками.

Например:

  • Запоминать в движении. Пусть ребенок ходит по комнате и учит стихотворение. Прыгает и пересказывает главу учебника. Кинестетикам важно двигаться, и движение нисколько не мешает работать их мозгу.
  • Подчеркивать и обводить. Визаулам важно красочно нарисовать, а кинестетикам — обвести. Сам процесс выделения, чиркания и зарисовки поможет кинестетику лучше запомнить материал.
  • Проводить эксперимент. Насколько это позволяет материал, конечно. Строить макет солнечной системы из папье-маше. Склеивать из бумаги объемные модели фигур. Смешивать химические ингредиенты. Ставить физические опыты. Кинестетикам полезна практика.

Вербальный

«Слова, слова, слова» — вот главный инструмент вербального стиля обучения. В нем задействуется лингвистический интеллект.

Как понять, что ребенку подойдет вербальный стиль обучения?

Ребенок любит читать и обладает богатым словарным запасом.

Стратегия: много говорить, много писать, использовать письменные и устные техники запоминания.

Например:

  • Пересказ. Этот прием поможет понять суть материала. Попросите ребенка написать или рассказать вслух своими словами, что он понял из пройденного материала.
  • Чтение и конспектирование. Детям с выраженным лингвистическим интеллектом гораздо легче воспринимать информацию во время чтения. Пусть это будут не только учебники, но и статьи из журналов, сайтов. Основные мысли и важные фразы стоит записывать во время чтения.
  • Создание историй. Короткая и яркая история помогает быстро вспомнить весь материал. Например, «лейкоцит — это полицейский, от которого в плазме прячется преступник-вирус».
  • Создание стихов. Доказано, что рифмованные фразы запоминаются лучше и на гораздо более длительный срок. А создание собственных стихотворений также тренирует творческие способности ребенка.

Логический

Логический стиль обучения делает упор на создание схем и логических цепочек, на выявление логических взаимосвязей в материале. В данном стиле активно работает логико-математический интеллект.

Как понять, что ребенку подойдет логический стиль обучения?

Ребенку легко дается математика, он любит разгадывать загадки и решать головоломки.

Стратегия: использовать техники, основываясь на структурировании информации и поиске взаимосвязей.

Например:

  • Создание блок-схем. Сложная информация легче дается, если разложить её на кусочки. Детям с выраженным логико-математическим интеллектом удобнее использовать блок-схемы: записывать ключевые слова и проводить между ними стрелки, показывая взаимосвязь.
  • Интеллект-карты. Они помогают выписать и связать большой объем информации по конкретной теме.
  • Категоризация. Предложите ребенку самостоятельно проанализировать материал и распределить его на категории. Категории ребенок может выбрать сам. Это активный метод обучения, который требует сосредоточенности.

Если вы уже определились с тем, какой тип мышления преобладает у ребенка, прочитайте, как лучше начать учить его письму и чтению



Читать дальше