В ноябре этого года в российский прокат выходит фильм «Быть Астрид Линдгрен», посвященный жизни знаменитой детской писательницы, чьи книги любимы не только детьми, но и взрослыми. Однако Астрид не только писала замечательные детские книги — она была гуманистом, и ее смелость и решительность положили начало коренным изменениям в отношениях детей и взрослых.

Скандинавские страны всегда были неким эталоном свободы, в их числе — шведская система образования.

Кажется, что Швеция настоящий рай для детей: экологичные и стильные здания учебных учреждений, игровая форма занятий, тактичные педагоги и самое главное — важность личности каждого ученика, вне зависимости от национальности, особенностей характера и развития.

Однако так было не всегда. В начале XX века, когда даже в «диком» и далеком СССР успешно боролись с неграмотностью всех слоев населения, а женщины осваивали любые профессии, начиная от машинисток и заканчивая летчиками, Швеция была поистине унылым и патриархальным местом. Потомки викингов давно позабыли свои драккары и наслаждались серой жизнью обычных обывателей. Женщине показаться в брюках означало дать повод окружающим для обсуждения и осуждения, в школах практиковались телесные наказания. Да и в сами школы, а уж тем более университеты, попасть было крайне сложно. Да, в сельских церковно-приходских школах учили читать, писать и считать, но на этом дверь в мир знаний для большинства закрывалась. 

И лишь одна маленькая девочка по имени Пеппилотта Виктуалия Рульгардина Крисминта Эфраимсдоттер Длинныйчулок смогла по-настоящему расшевелить этот патриархальный и скучный мир.

Девочка из шведской деревни

Астрид Эрикссон была обычной крестьянской девочкой в не совсем обычной шведской семье. 

Почему не совсем обычной? Ее родители познакомились на ярмарке, когда Самуэлю было 13 лет, а Ханне всего семь. Когда девушке исполнилось 18, они поженились и пронесли искреннюю любовь к друг другу через всю жизнь. 

© Астрид (третья слева) с семьей. pravmir.ru

Отец и мать Астрид были верующими лютеранами, строгими, но при этом любящими родителями. Они в открытую показывали свою любовь к четырем детям, баловали их и порой закрывали глаза на их проделки, что для обычной шведской деревенской семьи было нехарактерно. И именно из этого счастливого и безоблачного детства, проведенного на хуторе, вдали от городской суеты, Астрид в будущем найдет неиссякаемый источник вдохновения для всех ее книг.

Что случается, когда сворачиваешь с пути

Астрид Эрикссон должна была повторить судьбу своей матери, став усердной крестьянской женой, но круто свернула с этого пути, в 16 пойдя в стажеры в местную газету «Виммербютиндинг».

А потом и вовсе начинается неслыханное и абсолютно из ряда вон выходящее — прилежная ученица, заботливая дочь семейства Эрикссон коротко стрижется, и не просто носит брюки, но и открыто щеголяет в мужских костюмах с лихой папироской во рту. 

Конечно, ни к чему хорошему, как бы сказали соседи из Виммербю, это не приводит: у юной Астрид начинается роман с начальником, который был старше ее, имел семью и был крайне уважаемым человеком. 

Поняв, что беременна, девушка не смогла ни «подставить» бывшего любовника, ни настолько опозорить семью. Она решила скрыться из родной провинции Смоланд, сказав всем, что едет в Стокгольм, и попытать счастья в писательстве. 

Что могли сделать в этом случае любящие родители? Дать Астрид немного денег на дорогу и отправить в Данию, в Копенгаген, где для таких «оступившихся» был госпиталь — там мог появится на свет ребенок и молодой маме не задавали бы лишних вопросов. 

© Астрид и Ларс. 1930 год. pravmir.ru

Домохозяйка-писательница

Маленький Ларс, ее первенец, целых три года провел в приемной семье. Астрид выбивалась из сил, бралась за любую работу, чтобы отсылать деньги приемным родителям сына и как можно чаще навещать его в Дании. 

Однажды, сильно опоздав на собеседование на должность секретаря в Королевское общество автомобилистов в Стокгольме, она выдумывает целую невероятную историю — дескать, в ее родовом особняке заело дверь, она спускалась со второго этажа на простыне, вот и опоздала. Однако поношенная одежда девушки и ее голодный взгляд дали ясно понять одному из председателей этого Общества, Стуре Линдгрену, что это не так. 

С этого знакомства в жизни Астрид началась светлая полоса — через два года Астрид Эрикссон официально становится фру Линдгрен, ее сын Ларс возвращается в Швецию, в семью, а вскоре на свет появляется второй ребенок — Карин.

© Карин Нюман, дочь Астрид Линдгрен. sverigesradio.se

Так Астрид становится почтенной шведской домохозяйкой, оставшись той самой озорной девочкой из Смоланда. Однажды в 1941 году, рассказывая заболевшей дочке сказку, она выдумывает Пеппи (а правильней Пиппи) — рыжеволосую дочь негритянского короля, которая запросто спит ногами на подушке, да и еще и в ботиках. Записав эти рассказы, Астрид торжественно дарит рукопись дочке на день рождения. На обложке красуется рыжеволосая Пиппи в несуразных чулках, нарисованная самой Астрид. 

По совету мужа она относит рукопись в издательство и получает отказ — ее рассказы слишком радикальны. Чему она может научить Пиппи шведских детей, особенно девочек? Она же ведет себя как мальчишка, да еще и непослушный.

Но Астрид отказ не огорчает, огорчает другое — закостенелость разума и ограниченность мировоззрения у тех, кто издает книги для детей. 

Какой же должна быть идеальная детская книга? Хорошей — решает она для себя, и начинает писать. Ее вторая повесть «Бритт-Мари изливает душу» получает премию, а Астрид — контракт на издание своих работ. Хотя издатель был крайне разочарован тем, что эту блестящую повесть написала домохозяйка.

Возмущенные родители и счастливые дети

Астрид же продолжала свою линию — в книгах она выступала с позиции ребенка, была первой, кто писал не о послушании и уважении к родителям, а о мыслях, чувствах и желаниях своих маленьких героев. Дети в ее книгах самодостаточны, отважны, бесконечно веселы и находчивы, а некоторые из них безумно одиноки. 

Пропустив через себя и радости беспечного детства на хуторе в Виммербю, и боль собственного сына, живущего в приёмной семье, Линдгрен каждого своего героя делает немного автобиографичным. Главный герой сказки «Мио, мой Мио» страдает без отца и борется со своими страхами в вымышленном королевстве, непоседа Эмиль — это ее родной племянник, с которым брат Гуннар никак не может справится. 

Детей в ее книгах не нужно поучать, им не нужно вслух читать «Закон Божий», их нужно просто понять и уделять им родительское внимание, постараться помочь воплотить их мечты.

Но все это только ожидает начинающую писательницу. А пока ее Пиппи наконец-то знакомится с широкой публикой, и публика возмущена. Как можно выводить главным героем эту непоседу? Она же разрушит традиции крепкой шведской морали, это же ребенок, которого нужно только пороть — иначе ничего хорошего из нее не выйдет.

Астрид пишут возмущенные родители и... счастливые дети. Ведь Пеппилотта Длинныйчулок — та самая, кем они хотели бы быть, если б не родительский гнев и наказания в школе.

Она думает, как они, смеется, и проказничает, но никогда не обращает внимания на мнение окружающих.

© Писательница за рабочим столом в Стокгольме за несколько лет до своей кочины. vaaju.com

Десятилетие спустя, в 50-х годах, авторитетный исследовать и литератор Уле Хольмберг впервые пишет не просто положительную рецензию на книгу Линдгрен «Мио, мой Мио», но и соглашается с мнением автора — дети и их внутренний мир требуют не наказаний и назиданий, а участия и внимания. Астрид же становится той, кто вывел детскую литературу на разительно новый уровень. Теперь детские книги — не просто сборник душеспасительных текстов, а именно то, чего хотят юные читатели: волшебные миры, полные забав, приключений и озорства. Однако герои Линдгрен не просто шалопаи — это дети, которые ценят дружбу и всегда готовы прийти на помощь, как, например, юный сыщик Калле Блумквист — даже вечный озорник Эмиль из Лённеберги способен, несмотря на то, что он обычный мальчик, принимать смелые решения, когда дело идет о жизни друга.

А что же самый знаменитый мужчина Швеции, который всегда в полном расцвете сил? Начав работать в издательстве после выхода первой повести о Бритт-Мари, Астрид все реже бывала дома. Однажды, вернувшись с работы, она застала квартиру в полном хаосе.

Однако ее дочь Карин была совершенно счастлива — ведь только что прилетал человечек, в штанах с мотором, а если мама не верит — он живет на крыше, прямо над их квартирой.

Так свет увидел нового героя — Карлсона, который живет на крыше. А Линдгрен стала работать дома, ранним утром, пока домочадцы спали. Только так можно было уберечь квартиру от проделок человечка с мотором на штанишках.

В 1969 году Королевский театр поставил на сцене детский спектакль о Карлсоне, который живет на крыше. Это было признанием писательницы и огромным шагом вперед для театральной жизни Швеции в целом — до этого оригинальных детских спектаклей не было.

Но Астрид нужно было вовсе не признание и награды. Ей нужно было, чтобы детей, ее благодарных читателей, уважали и взрослые, так, как уважает она их.

Больше, чем писательница

В 1978 году на вручении ей престижной премии Астрид начала свою благодарственную речь о проблемах педагогики, о домашнем насилии, тирании родителей и школьных учителей — ведь до сих пор шведская школа использует телесные наказания в отношении учеников. Она говорила о том, что именно детство, детские воспоминания влияют на дальнейшую жизнь и судьбу человека. 

Речь посчитали слишком радикальной и вежливо попросили писательницу поговорить о чем-то другом и более правильном. Линдгрен была возмущена и отказалась от премии. А год спустя, в 1979 году, в Швеции отменили телесные наказания, но увеличили время перемен между уроками, количество занятий на свежем воздухе и прогулок.

Астрид Линдгрен стали уважать не только педагоги и родители. Так, к ней прислушался Министр сельского хозяйства, когда Астрид, сама выросшая на хуторе, заговорила о жестоком обращении с животными в деревнях. Министр экономики пересмотрел налоговое законодательство после ироничного рассказа «Помперипосса Из Монисмании», где писательница открыто и зло высмеяла систему налогообложения в стране. 

Будучи сторонницей социал-демократической партии, она продвигала идеи гуманизма и ненасилия к любым живым существам — детям, взрослым, животным. Ратовала за мир без войны (мало кто знал, но во время Второй Мировой Войны тихая шведская домохозяйка была аналитиком Шведской разведки. Ее дневник военных лет будет опубликован значительно позже, после ее смерти) и этичное отношение к природе. 

Астрид Линдген навсегда останется любимым многими поколениями детским писателем, а ее книги будут настоящим символом счастливого детства. Но писательница сделала гораздо больше: она изменила отношение к детям на всех уровнях, начиная от школьных учителей и заканчивая министрами. Она и ее верная спутница Пеппи совершили прорыв, после которого педагогика в Швеции, да и во всем мире не могла быть уже прежней системой наказаний и насилия над личностью ребенка.



Читать дальше