Вальдорфская педагогика — одна из самых известных во всем мире альтернативных педагогических систем. А вместе с тем — и самая спорная. Возможно, вся философия в целом покажется кому-то неоднозначной, но отдельные её элементы определённо заслуживают внимания — и учителей, и родителей. Разберёмся, на чём строится вальдорфская педагогика. Чем её принципы отличаются от постулатов традиционных систем воспитания и образования?

Появление первых вальдорфских школ

Вальдорфской системе уже более 100 лет. Первая школа появилась в 1919 году в немецком Штутгарте. Обучение здесь базировалось на философии Рудольфа Штайнера — учёного, педагога и эзотерика из Австрии.

Впервые «протестировали» на себе новую методику обучения дети рабочих с табачной фабрики «Вальдорф Астория». Отсюда и название, которое применяется до сих пор. Тогда работники фабрики жаловались, что образование в «обычных» школах оставляет желать лучшего. И Рудольф Штайнер услышал эти просьбы и решил действовать наверняка, — разработать собственные педагогические методики. Первая штутгартская школа быстро росла — учеников становилось всё больше, появлялись параллельные классы. К 1938 году и в других странах заработали образовательные учреждения, обучение в которых построено на вальдорфской философии, — в Голландии, США, Великобритании, Австрии, Норвегии. Не только школы, но ещё и детские сады.

По разным данным, во всём мире сейчас насчитывается порядка трёх тысяч вальдорфских образовательных учреждений. В России же около 60 таких школ и детских садов.

И лишь немногие получают госфинансирование — только те, в которых программы адаптированы под общепринятые учебные планы. Но это, скорее, «вальдорфски ориентированные» школы и сады.

Суть вальдорфского метода воспитания и обучения детей

«Пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым примерам — это и есть нормальное состояние ребенка», — говорил когда-то Рудольф Штайнер. И основная идея вальдорфского воспитания заключается как раз в проявлении ребёнком способностей, данных ему природой, в комфортной обстановке. Никакого страха, стресса и сторонней оценки действий. Дети сами выбирают, что им интересно, — воспитатели и учителя не навязывают «скучные» программы образования.

Вальдорфские школы и детские сады ставят перед собой цель воспитать не только интеллектуально развитого, но и знающего свои возможности ребёнка. Того, кто во взрослой жизни будет готов отвечать за свои поступки и помогать другим. Основной акцент в обучении вальдорфская педагогика делает на развитие воображения, творческих возможностей и интуиции ребёнка, воспитание в нём нравственных качеств.

Основные принципы вальдорфской педагогики

Методы вальдорфской педагогики разительно отличаются от традиционной. Обучение в таких школах рассчитано на 12-13 лет. А в первый класс ребёнок может поступить только по достижению семилетнего возраста.

Мы собрали семь основных принципов вальдорфской педагогики, которые ярко иллюстрируют саму суть такого подхода к воспитанию и обучению детей.

Табу на раннее развитие

Вальдорфская педагогика полностью отрицает раннее развитие. Тут правит своеобразный «культ детства».

Сторонники методики призывают не делать из ребёнка взрослого. Важно дать малышу возможность «распробовать» своё детство, насладиться им.

Вот почему в вальдорфских детских садах не обучают чтению и письму. Всё это появляется только после семи лет — в тот период, когда ребёнок идёт в школу. А детство малыша полностью посвящено играм, несложным садовым работам, рукоделию. В целом, вальдорфский детский сад больше похож на семью. Воспитатель здесь как мама, а не строгий педагог, — печёт печенье, убирается, читает малышам сказки и играет с ними. А дети помогают «маме» по хозяйству. Впрочем, в некоторых аспектах вальдорфский детский сад солидарен с «обычным» — здесь тоже присутствует чёткий распорядок дня с тихим часом и четырёхразовым питанием.

По мнению сторонников вальдорфской педагогики, в раннем детстве важно развивать творческие способности ребёнка, — это основа основ. А чтение и письмо подождёт.

Особая роль учителя

Учитель в вальдорфской школе — это не просто специалист, который учит малышей читать и писать, а в первую очередь наставник, истина в первой инстанции и пример для подражания. В классе его авторитет неоспорим.

В вальдорфской школе первые семь лет детей обучает только один человек — «классный учитель». Именно он все эти годы отвечает за развитие малышей и корректирует план обучения, ориентируясь на каждого ученика в отдельности. Такой подход требует от педагога не просто достойной профподготовки, но ещё и особых личностных качеств.

Обучение без стандартных учебников и гаджетов

Поскольку для вальдорфских школ принципиальным моментом является авторитетная личность учителя, то здесь именно он даёт знания, а не учебники. В каком-то смысле, педагог и есть книга для ребёнка, откуда он черпает знания.

Дело в том, что даже в стенах одной вальдорфской школы каждый класс учится по собственной программе, — всё зависит от конкретной группы детей, от их интересов и особенностей. И естественно, в данной ситуации «стандартные» учебники не могут способствовать полноценному развитию отдельно взятого ребёнка.

Вместо учебников в вальдорфской педагогике устные рассказы учителя, сборники задач и специальные методические пособия. А в старших классах дети сами выбирают себе дополнительные источники информации.

В вальдорфской школе принято, чтобы дети сами делали свои учебники. В целом, это обычные рабочие тетради, над которыми дети трудятся весь учебный год. Здесь содержатся краткие конспекты тем, практические задания, иллюстрации. В начальной школе малышам с их личными учебниками помогает классный учитель. Но ближе к старшим классам всю работу уже делает сам ребёнок. Таким образом он учится систематизировать полученные знания.

В вальдорфских школах нет не только учебников, но и современных гаджетов, — планшетов и компьютеров, которые зачастую облегчают обучение.

Никаких оценок

Пожалуй, главное отличие вальдорфских школ от обычных — отсутствие здесь оценок. Вплоть до перехода ребёнка в старшие классы. А до этого момента учитель составляет в конце четверти подробные табели-характеристики на каждого ребёнка, в которых указывает все его достижения, сильные и слабые стороны. Оценки ставятся только в том случае, если родители решили перевести ученика в другую школу.

Такой подход вполне объясняется основным принципом вальдорфской педагогики — ребёнка оценивать нельзя. Считается, что это мешает ему нормально развиваться — страх получить «пару» на уроке не даёт личности раскрыться.

Таким образом в вальдорфских школах полностью изгоняется соревновательный элемент. Традиционная же педагогика, наоборот, рассматривает «погоню за хорошими оценками» как некий стимул и мотивацию.

Обучение эпохами

В традиционной школе четверти, полугодия и семестры. А в вальдорфской преподают эпохами. Звучит впечатляюще, правда?

Эпоха — это законченный раздел того или иного курса. Как же в таком случае проходит обучение? Ученики каждый день по полтора часа изучают одну и ту же тему. Смысл в том, что дети таким образом максимально погружаются в предмет и не забывают пройденный материал, ведь ежедневно уделяют ему время. Одновременно с «эпохальными» темами ученики изучают и те, которые требуют постоянной тренировки навыков, — на уроках родного и иностранного языка, математики, искусства, рисования.

Обычно одна эпоха длится 3-4 недели.

Ритмичность занятий

Даже уроки в вальдорфских школах строятся по уникальному принципу. Здесь невозможна ситуация, когда дети на протяжении часа пишут «скучные» лекции.

И сами уроки, и их последовательность в течение дня выстроены таким образом, чтобы различные виды деятельности (активные и пассивные) чередовались между собой. Например, после устного обсуждения основной темы следует запись в тетрадь, а потом снова обсуждение. А после напряжённой математики дети занимаются музыкой или рукоделием.

В вальдорфской педагогике считается, что такой подход не утомляет ребёнка, а наоборот, даёт ему силы и желание учиться.

Акцент на практику

Вальдорфские школы часто называют «школами жизни». И это утверждение не лишено смысла. Обучение построено таким образом, чтобы дети не просто зубрили тему, а погружались в неё, познавали мир не с помощью учебников, а через личные переживания и опыт. И это, как говорят сторонники вальдорфской педагогики, хорошо работает. Недаром малыши уже после детского садика умеют делать печенье, вязать на спицах и сажать цветы.

Кстати, дети здесь сами мастерят себе игрушки. Но конечно, ни одного ребёнка не заставляют что-то делать. Малыш сам выбирает занятие по душе.

А уже в старших классах школы ученики проходят социальную практику — например, в больницах или домах престарелых.

Преимущества и недостатки вальдорфских школ

Принципы вальдорфской педагогики — это неисчерпаемая тема для споров и разногласий. Кто-то из родителей и учителей восхищается ими, а другие — строго порицают.

К основным преимуществам вальдорфской системы обучения (школьной и дошкольной) можно отнести:

  1. Комфортная среда обучения.
  2. Индивидуальный подход к ребёнку.
  3. Развитие творческих способностей и эмоционального интеллекта.
  4. Приобретение полезных жизненных навыков.
  5. Отсутствие стресса из-за плохих оценок.
  6. Вовлечённость всей семьи в процесс обучения.

Кажется, что вальдорфская система воспитания идеальна для ребёнка. Но у неё предостаточно и противников.

И главная «претензия» заключается вот в чём — постулаты, которые пропагандирует школа, в современном мире безнадёжно устарели. Штайнер был убеждён, что развитие интеллекта у ребёнка происходит с 14 лет до 21 года, — соответственно, и сама программа обучения подстраивается под этот принцип. В итоге дети из вальдорфских школ серьёзно отстают по знаниям от остальных ровесников, которые учатся по утверждённым стандартам.

Родителям важно отдавать себе в этом отчёт, если в дальнейшем они хотят переводить ребёнка на традиционную систему обучения. Он в обычном общеобразовательном учреждении сможет присоединиться только к ребятам, обучающимся одним-двумя классами «ниже» (вместо 7-го класса пойдёт в 5-й).

Без трудностей дело не обойдётся. И тут можно привести простой пример — в вальдорфской школе дети до третьего класса пишут только печатными буквами. В обычных же этот навык отрабатывается уже в первом классе.

Впрочем, «поклонники» вальдорфских школ говорят, что ближе к старшим классам этой разницы в полученных знаниях уже нет, — выпускники показывают вполне достойные результаты.

Некоторые родители считают странным тот факт, что само вальдорфское движение чем-то напоминает секту. Из жизни ребёнка требуют исключить не только современные технологии (интернет и гаджеты), но даже игрушки из магазина. Это довольно затруднительно, учитывая, что малыш вне школы будет общаться с другими ребятами, у которых есть все «блага человечества».

Много споров также вызывает и незыблемый авторитет учителя в вальдорфских школах. Учебников нет, и получается, педагог — буквально единственный источник знаний. Книги со сказками и потешками в расчёт не берём. Где гарантия того, что учитель не будет навязывать детям своё личное мнение по тому или иному вопросу? Конечно, ответственный педагог ни за что не будет злоупотреблять собственным авторитетом. Но есть мнение, что среди учителей вальдорфских школ много убеждённых сторонников антропософии (философско-религиозного учение с уклоном в эзотерику, основанное самим Штейнером). И сложно себе представить, что подобные взгляды педагога никак не скажутся на процессе обучения.

Отдавать ли ребёнка в вальдорфскую школу?

К вальдорфским методикам взрослые могут относиться как угодно. Но детям в таких школах очень нравится — тут нет оценок и так много творчества. Очевидно, что дети здесь учатся без страха и сомнений, с удовольствием и радостным удивлением.

Но решение всё же принимают родители. Скорее всего, вальдорфская педагогика «в чистом виде» подходит только тем, кто безоговорочно разделяет эти принципы. И если родители психологически готовы к тому, что их ребёнок на первых порах будет изучать математику и геометрию посредством вождения хороводов, а письменные буквы освоит только к 9-10 годам, можно поближе познакомиться с вальдорфской системой обучения.



Читать дальше