Что делать, если малыш не торопится говорить? В каком случае стоит обратиться к специалисту, а в каком — просто набраться терпения? О развитии речи детей мы поговорили с опытным логопедом-дефектологом Еленой Молчановой.

Елена Молчанова занимается развитием и обучением детей больше 20 лет, создаёт специальные пособия для детей разных возрастов и их родителей. Она уже не первый год запускает речь малышей, поэтому не понаслышке знает о тонкостях этого процесса. 

Сейчас всё чаще говорят о том, что современные дети стали позже овладевать речью. Так ли это?

Да, если посмотреть на общую картину, то сейчас ребёнок, начинающий разговаривать к двум годам, уже не вызывает удивления.

Ребёнок не говорит: в каком возрасте это становится проблемой и поводом для обращения к специалистам?

В этом вопросе многое зависит от родителей. Для некоторых не проблема, что малыш в 2 года ещё молчит. Кто-то готов ждать до 2,5-3 лет. А есть и такие родители, которые хотят с года начинать заниматься с ребёнком развитием речи.

Я придерживаюсь мнения, что профилактика в вопросе запуска речи бесценна. Чем раньше родители заметят у ребёнка задержку речевого развития и обратятся за помощью, тем легче и быстрее малыш «догонит» необходимые нормы.

Понять, что у ребёнка есть сложности с развитием речи можно уже к первому дню рождения. Если к этому возрасту ребёнок не начинает произносить свои первые слова, то на это уже нужно обратить внимание.

Есть распространённое мнение, что мальчики начинают говорить позже девочек, это правда?

Такое мнение существует. Но конкретных доказательств этого заявления нет. Что касается статистики, то я могу поделиться с вами своими данными. За прошлый год среди маленьких гостей в моём кабинете было 130 мальчиков и 68 девочек.

Нормы развития речи для всех одинаковы. Я как специалист не отталкиваюсь от пола ребёнка, когда выстраиваю план работы с ним.

Что делать родителям, чтобы их ребёнок вовремя начал говорить? Какие советы вы бы дали мамам и папам?

Самая главная моя рекомендация: будьте в контакте с ребёнком, начиная с первых дней его жизни. Не игнорируйте его плач и гуление — это ведь тоже общение.

Дайте крохе почувствовать себя важным участником вашего с ним диалога.

Читайте ему сказки и стихотворения. Пойте простые детские песенки. Сопровождайте обычные дела потешками. Малыши хорошо запоминают рифмованную речь, особенно когда слышат её изо дня в день.

Задавайте ребёнку вопросы. Часто бывает, что малыш вроде готов заговорить, но у него ничего не спрашивают.

Рассказывайте обо всём, что окружает малыша. Но помните, что ваша речь должна быть плавной и понятной, чтобы маленький слушатель успевал её усвоить.

Речевое развитие — это процесс, заложенный в нас природой. Он вполне может проходить без осложнений и задержек.

Что может мешать ребёнку в освоении речи?

Первый фактор — это особенности развития, выявленные во время беременности или в первый год жизни.

Второй фактор — это речевая среда. Например, мама очень много и быстро разговаривает, в этом случае малыш не различает отдельные слова и не чувствует необходимости включаться в беседу. Или другой пример: мама чаще молчит, ребёнок опирается на её пример поведения. Вариантов речевой среды, препятствующей нормальному развитию речи, может быть очень много.

Могут ли повлиять на задержку речи использование ребёнком гаджетов: планшета, смартфона, ноутбука? А просмотры мультфильмов способны вызвать задержку речи?

Мультфильмы и приложения бывают разными. Одни помогут с развитием, другие помешают.

Если перед глазами малыша часто меняются яркие, странные картинки, которые сопровождаются сложными сочетаниями звуков и слов, то вряд ли это поможет ребёнку развить речь. Скорее запутает его. Но мультики и приложения могут быть очень простыми и спокойными, с частыми повторениями понятных слов и с чёткими изображениями. Я за просмотр таких мультфильмов.

Влияет ли на становление речи ребёнка наследственный фактор? Например, папа заговорил поздно, поэтому и сын в два года ещё молчит.

На развитие детской речи влияют десятки факторов. В том числе и наследственный. Сложно со 100% уверенностью сказать, какой именно фактор отвечает за речевую задержку конкретного ребёнка.

Если у одного из родителей были сложности с запуском речи, это только должно стать поводом для того, чтобы внимательно наблюдать: а не отстаёт ли малыш от норм развития речи.

С любой речевой задержкой, наследственной или нет, придётся работать. И чем раньше начать это делать, тем быстрее и легче будут достигнуты нужные результаты.

Какие методики вы используете при запуске речи у детей?

Я использую все общепринятые способы и приёмы формирования речи у неговорящих детей. Отличие моего авторского метода работы в том, что в нём важную роль играют интеграция и коммуникация.

Во-первых, я работаю над комплексным формированием речи. Сюда входит и развитие слухового внимания, и артикуляционная гимнастика, и накопление словарного запаса, и формирование слоговой структуры, и работа над фразовой речью.

А во-вторых, я работаю не только с малышом, но и обучаю маму! Это очень важно, ведь с логопедом ребёнок встречается пару раз в неделю, а с мамой он в контакте 24/7. Таким образом, моя методика выходит далеко за рамки кабинета и окружает ребёнка поддержкой в любое время.

Каковы основные признаки благополучного развития речи у ребёнка? И, наоборот, какие «звоночки» свидетельствуют о том, что возможны проблемы в речевом развитии ребёнка?

Первые «звоночки», которые предупреждают родителя о наличии у малыша сложностей с речевым развитием, можно отследить уже в 1,5 года. К этому возрасту в словаре ребёнка должно быть около 25-30 слов, которыми он пользуется при общении с окружающими.

К двум годам ребёнок уже начинает составлять простые предложения из двух слов. К двум с половиной годам речь ребёнка становится более чёткой, понятной не только маме и папе, но и посторонним людям.

Если в этой системе одна из ступенек сдвигается на более позднее время, то уже можно говорить о задержке развития речи. И здорово, когда родители принимают решение самостоятельно или в тандеме с логопедом включиться в процесс и помогают малышу справится с возникшими сложностями. В обратном случае задержка развития речи может укреплять свои позиции и к старшему дошкольному возрасту станет явной проблемой, на решение которой уйдёт гораздо больше сил и времени.

Сколько в среднем времени требуется специалисту-логопеду, чтобы «разговорить» молчуна?

Мало кто из логопедов соглашается работать с детьми младше трёх лет. Я могу рассказать о своём личном опыте в этом деле.

С молчунишками я работаю по своей системе, которая состоит из двух блоков. В первый месяц программа из 9 занятий, затем месяц отдыха и в третий месяц программа из 7 занятий.

Каждый ребёнок индивидуален, не всегда есть необходимость проходить оба блока. Некоторым ребятам и вовсе хватает одной консультации со мной и их мамой. Другие приходят ко мне уже после того, как начали произносить слова, например, но фразы не составляют, и тогда я занимаюсь с ребёнком по второму блоку.

Но в целом 3 месяца — хороший срок, за который возможно разговорить молчуна.

С какими логопедическими проблемами вы как специалист сталкиваетесь сегодня чаще всего?

В нашем обществе есть такое мнение, что логопед — это специалист, который «ставит звуки». Но это не так. Логопед работает со всей системой языка: лексикой, грамматикой, звукопроизношением, связной речью, коммуникативными навыками. С нарушением всех этих разделов системы я работаю.

За годы своей практики я поняла, что большинство речевых сложностей уходят корнями в ранний возраст. Поэтому последние 5 лет я специализируюсь на работе с малышами, которые к 1,5—3 годам не начинают самостоятельно разговаривать.

В завершение этого интервью, я ещё раз хочу напомнить, что многие сложности с развитием речи легче предупредить, чем устранять. Поэтому слушайте внимательно своих маленьких собеседников и сверяйтесь время от времени с нормами развития речи.

Узнать больше о развитии детской речи можно в инстаграме Елены @kabinet_logopeda.



Эксперты: Елена Молчанова

Читать дальше