Если вы беременны, и вам вдруг захотелось перекусить большой банкой «Нутеллы», вы всегда можете утешить себя тем, что едите за двоих. Но что, если вам хочется прямо противоположного? Что если вы забеременели, страдая анорексией, и теперь вам хочется морить себя голодом «за двоих»? «Дэйли Бэби» представляет перевод статьи на эту тему из американского журнала Tonic.

Страх набрать лишний грамм еще не означает, что вы не хотите стать матерью.

Даже женщины, страдающие анорексией и боящиеся набрать лишний грамм, могут мечтать о материнстве. «Конечно же, я люблю свою дочь, и я хотела сделать все возможное для ее здоровья с самого начала беременности. Но из-за анорексии я просто не могла себя заставить делать то, что было бы правильно для нас обеих» — рассказала Daily Mail Мэгги Бауман.

Бауман одной из первых открыто рассказала о своей борьбе с анорексией во время беременности. В 2009 году она написала в своем блоге заметку под названием «Прегорексия: Голодание за двоих», которая сразу же стала объектом критики. Затем Мэгги стала специалистом по расстройствам пищевого поведения.

«Беременность казалась мне битвой длиной в девять месяцев», — вспоминает Бауман. «Я приходила в ужас от того, что становлюсь больше, и боролась с каждым новым граммом. Вместо того, чтобы спокойно есть за двоих, я начинала морить себя голодом за двоих».

По статистике, в Нидерландах примерно у 1300 женщин в год диагностируется анорексия, а общее число больных достигает 5500. Пока что нет информации о том, сколько из них беременеют.

Известно, что в Британии каждая четырнадцатая женщина сталкивается с расстройством пищевого поведения в первом триместре. В США около 30% женщин набирают за время беременности недостаточно веса.

Нездоровая одержимость весом при беременности называется прегорексией (сочетание англ. «pregnancy» («беременность») и «anorexia» («анорексия»).

Прегорексия — это не официальный медицинский термин, а название, придуманное СМИ. Оно применимо далеко не к каждой женщине, следящей за весом при беременности. Речь идет именно о нездоровом пищевом поведении. У большинства женщин, страдающих от прегорексии, расстройства пищевого поведения в той или иной степени наблюдались и до беременности.

«Я ни разу не видела женщину, у которой анорексия бы развилась при беременности», — уточнила Мириан Верве, руководитель университетской клинической больницы г. Гент, Бельгия, которая специализируется на лечении расстройств пищевого поведения. «Однако при беременности ее могут диагностировать впервые, к примеру, потому что до этого женщина не обращалась за помощью или сама не осознавала свою болезнь», — добавила Верве в интервью бельгийскому изданию Het Nieuwsblad.

Для женщин, которые уже перенесли анорексию, беременность может стать триггером, из-за которого расстройство проявится вновь, считает Марти де Йонг, клинический психолог, специализирующийся на питании и расстройствах пищевого поведения.

«Даже если после выздоровления прошли годы, при беременности все равно может произойти рецидив».

Нервная анорексия (лат. anorexia nervosa) буквально означает «потеря аппетита на нервной почве». Но это не вполне соответствует истине, потому что больные анорексией не всегда полностью теряют аппетит, они просто пытаются его подавить. Они игнорируют чувство голода и пытаются максимально ограничить потребление калорий. Как правило, у пациентов недостаточный вес (индекс массы тела ниже 17), они постоянно думают о еде и занимаются спортом, чтобы еще больше похудеть. Из-за этих симптомов анорексию зачастую рассматривают как психологическое заболевание, которое искажает представление больных о своем теле и размере.

© Лисбет Равен, изображенная Анжеликой Равен. Изображения предоставлены авторами и представлены в галерее «Ellen de Bruijne Projects».

К физическим симптомам относится выпадение волос и остеопороз (ослабление костей). Недостаток эстрогена может спровоцировать аменорею, то есть отсутствие менструаций. Иногда женщины, страдающие от анорексии, ошибочно думают, что отсутствие менструаций означает, что и забеременеть они не могут, и отказываются от использования контрацептивов. Однако при первой овуляции после аменореи, особенно при восстановлении после анорексии, наступление беременности однозначно возможно. Хотя анорексия и может повлечь за собой хронические расстройства менструального цикла и репродуктивной системы, у большинства женщин менструации возвращаются, когда они набирают вес до здорового уровня. 

Многие женщины, страдающие от расстройств пищевого поведения, хотят завести детей.

«В том, что касается желания стать матерью, между здоровыми женщинами и женщинами, страдающими от пищевых расстройств, разницы нет», — отмечает де Йонг.

«К тому же, это желание может придать им мотивацию для выздоровления, ведь им хочется стать хорошим примером для детей. Конечно же, они все равно боятся набрать вес при беременности. Это главный страх женщин, страдающих от пищевых расстройств».

«По моему опыту, молодые женщины, страдающие от анорексии, нервничают из-за риска бесплодия, и именно из-за него иногда и вступают на путь к выздоровлению», — подчеркивает психолог. «Но сама беременность может протекать совершенно по-разному. Это индивидуально. Беременность может стать мощным толчком к выздоровлению, а для кого-то, наоборот, поводом саботировать лечение, особенно если это женщины, только начавшие лечение, которые и не планировали беременность. В таком случае, изменения в весе и внешнем виде приводят их в ужас».

Де Йонг отмечает, что такие женщины стремятся к ощущению контроля, и у них зачастую занижена самооценка. Из-за связанных с анорексией психологических изменений у будущей мамы при беременности может появиться чувство, что она больше не контролирует свое тело и вес. «Это приводит к напряженности, стрессу и депрессии», — отмечает де Йонг, — «самооценка пациентки также снижается, потому что она теряет контроль над своим телом».

У женщин с расстройствами пищевого поведения беременность вызывает противоречивые эмоции.

«Я по сто раз на дню смотрела в зеркало на свой ужасный живот», — написала анонимный блогер на портале Proud2Bme, крупнейшем онлайн-сообществе Голландии и Бельгии по расстройствам пищевого поведения.

«С другой стороны, это было прекрасно, я понимала, что в животе растет мой ребенок. Я хотела, чтобы у него была здоровая мама, чтобы он мог на меня положиться. Я хотела заботиться о нем, а не падать перед ним в голодный обморок каждый день».

Анонимный блогер хочет быть здоровой ради своего ребенка, но не может не замечать изменения в своем теле. «Меня отчасти все устраивало. Цифра на весах постоянно росла. Но по мере моего лечения я начала понимать, что должна заботиться и о самой себе тоже и продолжать есть даже после рождения ребенка».

Женщины, страдающие анорексией, зачастую отрицают, что больны. «Им сложно признать, что у них проблемы. Они боятся, что на них навесят ярлык, и они потеряют контроль над своей жизнью», — подчеркивает де Йонг, — а если окружающие в ответ говорят им: «Просто начни питаться нормально, и все пройдет», то они чувствуют, что их никто не понимает. Близкие больных анорексией не замечают проблемы, пока она не станет очевидной, а тогда уже  может быть слишком поздно».

Клинический психолог Абигейл Истер считает, что женщины, страдающие от пищевых расстройств, боятся столкнуться с предубежденностью и осуждением окружающих, поэтому скрывают свое состояние даже от врачей.

Художница Лисбет Равен сейчас здорова, но в прошлом боролась с анорексией; она вспоминает, что когда пыталась забеременеть, столкнулась с неоправданным осуждением со стороны врачей. «От этого нельзя полностью освободиться, даже когда вы уже здоровы, вы никогда не сможете беспечно относиться к еде», — рассказал Равен журналу Tonic. Равен и ее сестра-двойняшка Анжелика обрели международную известность как «L.A. Raeven», коллектив, создающий неоднозначные объекты искусства на тему анорексии, в том числе инсталляции, перформансы, видеоролики и рисунки.

© Лисбет Равен, изображенная Анжеликой Равен. Изображения предоставлены авторами и представлены в галерее «Ellen de Bruijne Projects».

Однако и проблему предубежденности врачей можно решить. По словам Лисбет, когда она пыталась восстановить свой менструальный цикл в ходе лечения репродуктивного расстройства, врачи в один голос твердили ей, что она слишком худая и что она не здорова. «Спустя столько лет борьбы с расстройством пищевого поведения у меня все равно не начинались менструации, хотя у меня уже несколько лет как был здоровый вес. Они все повторяли мне, что нужно набрать еще, хотя мой вес и так был в пределах нормы». В конечном итоге она нашла гинеколога, который взялся за ее случай, хотя все его коллеги отказались от нее, потому что она была «слишком старой», и никакие варианты лечения ей не помогали.

В итоге у Равен родились два здоровых ребенка, но долгосрочные последствия анорексии все еще осложняли ей жизнь. «Я так боялась, что мой позвоночник переломится на две части, пока я кормлю грудью, ведь из-за стольких лет болезни у меня развился остеопороз. К счастью, этого не произошло».

«Если пациентка выздоровела, и у нее сейчас здоровый вес, ей не должны отказывать в лечении бесплодия», — отмечает де Йонг. «Анорексия может повлечь за собой долгосрочные последствия для репродуктивной системы, но это не повод даже не пытаться предложить варианты лечения. Иногда врачи неверно предполагают, что вылечиться от расстройства пищевого поведения нельзя, и оно всегда существует в активной форме, даже если женщина полностью восстановилась. Возможно, именно поэтому так сложно признаться в том, что вы страдаете от такого расстройства. Может быть, некоторым врачам и гинекологам следует с большим пониманием относиться к пациенткам».

По мнению де Йонг, важно, чтобы врачи умели распознавать симптомы анорексии у беременных женщин. «Часто пищевые расстройства остаются незамеченными, если женщина сама о них не говорит. Было бы отлично, если бы врачи научились распознавать определенные признаки и вовремя сообщать о них специалисту по таким расстройствам».

Источник: tonic.vice.com



Читать дальше