Анна Скорина, организатор и волонтер благотворительного проекта «Гостевая семья» из Екатеринбурга, рассказывает о том, что такое «временное пребывание в семье» и как можно стать для ребенка-сироты родным человеком, даже если вы пока не готовы стать полноценным опекуном.

Анна, расскажите, как родилась идея проекта?

Идея возникла, когда мы с группой волонтеров посещали детские дома, общались с воспитанниками, занимались творчеством — и думали, что наше присутствие в детском доме вот в таком формате может детям как-то помочь. Но потом мы поняли, что просто приезжать в детский дом, дарить подарки, петь песни — бессмысленно.

Представьте: через каждого ребенка за год проходят десятки волонтеров, которых он особо и не запоминает, и все, чему учит ребенка такой опыт — это в какой-то степени потребительскому поведению.

И тогда мы стали искать такую форму помощи детям-сиротам, которую можно было бы назвать здравой и разумной. И, перечитав законы, я обнаружила, что с 2009 года у нас в стране официально существует такая форма наставничества, которую называют «временное пребывание ребенка в семье».

В чем ее суть?

Для того, чтобы взять ребенка-сироту на выходные или каникулы — до 30 дней — необходимо получить разрешение в органах опеки на временное пребывание ребенка в семье. 

Это делается гораздо проще, чем оформление опеки над ребенком в стандартном понимании, плюс есть такие организации, как наша, которые помогают во всех процессах.

Расскажите о вашей организации, пожалуйста.

Официальное название — свердловская региональная общественная организация «Парус», и наше основное направление как раз-таки называется «Гостевая семья». Мы существуем с 2012-го года, начинали с себя — мы с мужем и еще одна семья стали наставниками двух детей. И за последние три года мы пристроили в семьи еще 15 человек.

© vk.com/semia_vsem

Мы ищем волонтеров — семьи, которые принимают у себя детей — взаимодействуем с детскими домами, помогаем в оформлении документов. А также мы создали «школу гостевых семей».

Какие главные условия установлены для семей, желающих принимать ребенка?

Семья должна быть полной, то есть брак должен быть официально зарегистрирован. Это разумно, на мой взгляд: ребенок все-таки должен видеть и перенимать семейные ценности.

И второй момент, уже касается ребенка, а не семьи: стать наставником можно для ребенка от 10-ти лет, не младше. Этот тот возраст, когда ребенок уже понимает, что эти люди — его наставники, а не родители. Вообще понятие «наставничество» мне гораздо ближе, чем провокационное в каком-то смысле «Гостевая семья».

Как вы считаете, 10 лет — правильное ли ограничение в возрасте?

Я считаю, что совсем маленьких детей правильнее насовсем брать в семьи — они, как правило, психологически травмированы, у них часто бывают задержки в речевом развитии, им с трудом получится объяснить, кто эти люди, которые время от времени берут тебя погостить. А с 10-ти лет ребенок, как правило, уже все понимает. Самому младшему «гостевому» ребенку в нашей организации было 11 лет.

Но здесь есть и другая грань: так или иначе, ребенок в 10-11 лет еще очень маленький.

Он запуган, и у него, как правило, нет надежды когда-либо попасть в семью — потому что взять под полную опеку подростка, как считают многие приемные родители, — это своего рода экстрим.

В этом случае гостевой режим — это шанс для детей постарше тоже обрести семью.

Поддерживают ли вас на государственном уровне?

Да, и правительство региона, и органы опеки заинтересованы в развитии проекта. Более того — они видят в нас форму пост-интернатного сопровождения ребенка. Сегодня дети-сироты покидают детские дома в 16 лет — не в 18, как думают многие! Что его ждет дальше? Учеба в каком-нибудь не самом лучшем, мягко говоря, учреждении, и чувство, что у тебя нет почвы под ногами. Мы же хотим сделать переход ребенка во взрослую жизнь более комфортным.

© vk.com/semia_vsem

Наставники — это значимые взрослые люди в жизни ребенка, которые имеют для него авторитет, при этом дают ребенку ощущение, что он в этом мире не одинок. Это своего рода «подушка безопасности» для ребенка.

Могу сказать, что «гостевые дети», как правило, поддерживают хорошие отношения с наставниками и после совершеннолетия. Так, мы с мужем стали гостевой семьей для 12-летнего ребенка 7 лет назад. Сейчас ему 19, он самостоятельный молодой человек, но по-прежнему приезжает к нам на выходные, познакомил нас со своей девушкой — то есть это долгие отношения, которые в первую очередь дарят ребенку чувство надежности.

Если семья становится наставником ребенка через вашу организацию, она должна пройти «школу гостевых семей». Расскажите о ней, пожалуйста.

Эта школа похожа на курс для приемных родителей, но здесь учитывается специфика формы опекунства. Курс включает в себя 8 занятий и длится 2 месяца, занятия проходят раз в неделю. За этот период взрослые могут взвешенно принять решение, нужно ли им это, подготовиться, узнать, кто такой ребенок-сирота, как общаться с подростками.

Мы даем знания по возрастной и гендерной психологии, рассказываем о специфике работы с детьми с нарушением привязанности. И потом, когда ребенок уже находится на попечении, мы сопровождаем гостевые семьи, чтобы те не оставались один на один с какими-то возникающими проблемами или вопросами.

© vk.com/semia_vsem

Какие документы должны предоставить семьи органам опеки, насколько сложный процесс?

Есть перечень обязательных документов, но также органы опеки могут потребовать предоставить документы сверху.

Обязательные документы — это: классическая медицинская справка, справка о несудимости, выписка из паспортного стола о проживании и копия паспорта. В целом, все, не требуется даже выписка с работы или подтверждение о доходах.

Прохождение какой-либо школы — это не обязательный этап для родителей, но это требование нашей организации. Мы осознаем степень ответственности и понимаем, что не можем просто так доверить ребенка неподготовленному человеку.

Как устанавливается «режим общения» ребенка с наставниками?

Здесь основной принцип — регулярность. Она может быть как раз в неделю, так и раз в месяц. Но ребенок должен знать, что, например, в конце каждого месяца он пойдет в гости — важно, чтобы ребенок этого ждал. Мы всегда готовим наших волонтеров к долгосрочным отношениям с ребенком. Гостевая семья должна понимать, что разрыв отношений с ребенком — это скорее ситуация форс-мажора.

Как вы считаете, нет ли риска получить психологическую травму ребенку, который живет между детским домом и гостевой семьей?

Нет, по опыту скажу, что такие дети, напротив, психически более устойчивы. Они уже были травмированы жизнью, поэтому такая форма общения для них — про развитие, а не про какие-либо травмы. Вообще за годы нашей работы, к счастью, не было какого-то отрицательного опыта.



Эксперты: Анна Скорина

Читать дальше