Событие, ужасающее с первых кадров и строк, за сутки успело вырасти в трагедию для всей страны. Здесь и халатность властей, и неадекватность руководителей места отдыха, и «холостые» законы, которые лишь на бумаге. И, к сожалению, человеческие жертвы: 4 ребенка погибли.

На месте скончалась Соня 10-ти лет, а в больнице от ожогов Дмитрий 11-ти лет, Елизавета и Вероника 12-ти лет. В крае намерены объявить трёхдневый траур, а родителям, потерявших в пожаре детей, планируют выплатить по 1 млн. рублей. 

Начиналось утро 23-го июня с «оптимистичных» новостей под заголовками «пожар ликвидирован», но чем позже, тем больше акцент смещался на жертв. Трое детей с большой площадью ожогов попали в местную больницу. Две девочки и мальчик. Из-за масштабного поражения кожных покровов детей нельзя было как-либо транспортировать в другое медучреждение.

© «МЧС России»

Из столицы к пострадавшим срочно прибыли детские комбустиологи и реаниматологи. А пока они летели, на прямой связи с местными медиками были специалисты из Ожогового центра Университетской клиники Приволжского исследовательского медицинского университета. Однако, несмотря на все усилия, спасти пострадавших детей не удалось.

«То, что происходило в больнице в эту ночь — страшно. Мы такого ужаса никогда не видели, — говорит сотрудница клиники. — Рук не хватало, но доктора делали все, что могли. Поймите, врачи — не боги. У обгоревших детей не было шансов на спасение. Я слышала разговор врачей: такие не выживают».

Мальчик, впав в кому, так и не вышел из нее, и умер последним. Ребенок 11-ти лет не просто пострадал от огня: он выводил детей из огня.

О семьях погибших известно немного. Вдвойне ужасно то, что родители не хотели отпускать ребят в лагерь и дети с трудом их уговорили. У погибшего мальчика остался младший брат, ребята были погодками. Девочка Соня была единственной в семье. Обе семьи не экономили на детях, а старались обеспечить самым лучшим. Сейчас в школе Сони идет сбор помощи ее родителям. К школе девочки люди несут цветы и ставят свечи.

Семья Димы часто путешествовала. На отдых родители денег не жалели, рассказывают жители его родного города, поэтому выбрали проверенное место с хорошей репутацией.

Всего в пожаре пострадали 9 человек: 5 взрослых, а также еще одна девочка. Её уже выписали из больницы с поверхностным ожогом локтя и купированной психоэмоциональной травмой. Для всех переживших пламя местные власти организовали экстренную службу помощи. Контролирует ее оказание потерпевшим глава Минздрава Вероника Скворцова.

Что известно о технике безопасности в лагере

Комплекс находится примерно в 300 км от Хабаровска и в 5 км от посёлка Солнечный. Пожар начался в 02:34 по местному времени, в итоге лагерь был уничтожен огнем почти полностью: за 30 минут сгорело 20 из 26 палаток. Общая площадь, пораженная огнем, составила 240 квадратных метров. В лагере в этот момент отдыхало 189 детей. Как сообщили в ГУ МЧС, в 04.46 вторника пожар был полностью ликвидирован.

Известно, что по путевкам дети должны были проживать в стационарных корпусах. Об этом сообщила руководитель территориального управления Роспотребнадзора Татьяна Зайцева на заседании комиссии по ЧС. По данным реестра краевых оздоровительных учреждений, им должны были выделить 450 спальных мест. Но на момент пожара там был только 61 человек. Еще 189 детей в возрасте от 7 до 15 лет жили в палатках из ПВХ, где могли стоять обогреватели. Как выяснилось, возгорание началось с обогревателя, на котором против инструкции и техники безопасности сушились детские вещи.

В мае этого года лагерь прошел проверку Госпожнадзора, и руководство обязали устранить найденные неполадки до 1 августа.  Стали предметом спора и сами палатки. Есть сведения, что их закупили в прошлом году для форума, а не для проживания, а значит, само размещение в них детей было нарушением.

По словам Врио начальника главного управления МЧС России по Хабаровскому краю Ивана Колонтая, «11 июля в лагере прошли плановая тренировка и занятия по эвакуации. Палатки на территории комплекса на тот момент уже стояли. Но директор заверил, что их используют только для экстремальных игр».

Сотрудница лагеря утверждает, что участники проверки лукавят, ведь они же как раз и дали «добро» на палаточный лагерь. А теперь «делают круглые глаза и говорят, что первый раз видят».

Директор лагеря Максим Кузнецов высказался так: «Была плановая проверка и предписание на устранение небольших замечаний в документах. Других форм замечаний никогда не было». А еще он заметил, что в 2018 году «палаточную часть лагеря» проверяли губернатор и начальник краевого УВД: «Тогда было выдано предписание оборудовать пожарный водоем в срок до полугода».

По предположению детского омбудсмена Анны Кузнецовой, проверки в лагере могли быть хоть и регулярными, но формальными. Либо факт проживания в палатках был скрыт от проверки. Потому что такого не могло произойти, если отдых детей был нормально организован.

Непонятно, почему детей не вывели оперативно и организованно. Как могла возникнуть ситуация, когда из одного очага возгорания вырос такого масштаба пожар, и при этом не было ни общей тревоги, которая разбудила бы детей. Ни сторожей или вахтенных, которые не спали бы и следили за покоем во время сна ребят. Кроме того, нет сведений, проходили ли учения, которые должны быть при заезде в лагерь, чтобы гости смогли легко сориентироваться в такой ситуации, как эта. Представители властей края лишь заявили, что в лагере не было схем эвакуации и средств личной защиты.

Что рассказывают дети и родители

«Их начали выводить, в суете, в темноте непонятно было, все или не все палатки горят. Вожатая сказала, что вроде как из-за обогревателя, подробности мы не знаем. По словам ребенка, около нее началось возгорание, она первая проснулась, выбежала, стала кричать. У нее небольшой ожог локтя, сильное стрессовое состояние, психологи работали с ней и нами. Персонал лагеря молчит, всё знаем по рассказам ребенка. Спасибо вожатой, она дала ей телефон, чтобы мы были на связи».

«Все началось из-за девочки из 16-й палатки, — рассказывает одна из воспитательниц, — Она поставила обогреватель в комнате и на него положила футболку или полотенце. У нас в комнате тоже был обогреватель. Все случилось в 02.30 ночи. Мы быстро встали, схватили все, что видим, и выбежали из палатки. Нас встретили вожатые и увели далеко от них. Мы постояли минут семь, потом прошли в главное здание, где и грелись».

«Сын спал и не слышал, чтобы их будили. Ему стало жарко, проснулся, повернулся направо – вся стена и весь потолок в огне. Тогда он встал и побежал всех будить: "Пожар! Вставайте!". Выбежали в чем спали, босиком! Сгорели все вещи и телефон. Час дети стояли на улице, потом их куда-то впустили. Сын позвонил мне в 4 утра и сказал: "У нас пожар, палатки сгорели, приезжай за мной!" и мы выехали».

Один из главных вопросов — каким образом получилось так, что подросток выводил детей из огня. Этим заинтересовались и следователи, и губернатор края, и представители прессы.

Есть сведения, что сотрудники турбазы некоторое время старались погасить пламя своими силами и вызвали пожарных слишком поздно.

Жители родного для мальчика Комсомольска-на-Амуре хотят посмертно представить его к награде Героя России.

Губернатор Хабаровского края Сергей Фургал, который 23-го днем прибыл на место, при личной встрече с директором лагеря Максимом Кузнецовым поинтересовался, почему в роли спасателя выступал отдыхающий. На что получил ответ, что всё было не так, и мальчик никого не спасал, а дети выходили из палаток сами.

«Как эти дети могли выйти сами? Они сейчас даже не транспортабельны, из-за тяжелейших ожогов их нельзя даже пошевелить на кровати (…) как, если они в таком состоянии, они могли выйти из палаток сами?» — спрашивал Фургал.

О начальнике лагеря мы также знаем мало. Известно, что Максим Геннадьевич давно в этой должности. Дети, по словам воспитателей и свидетельствам СМИ, отзываются о нем только положительно. В данный момент дети собирают подписи в поддержку директора. Кто стал инициатором этого, не уточняется.

Палаточный лагерь находился в границах горнолыжного курорта «Холдоми». Это давно известное и не дешевое место. Семьи, отправившие туда детей, были за них спокойны, так как в сети и очно в регионе о «Холдоми» ходили лишь положительные отзывы. Сейчас работа курорта приостановлена. Детей активно забирают домой родители.

Что говорят московские власти

В то время, пока на месте идут активные работы по свежим следам, московские чиновники обсуждают общее соблюдение законов, бесполезность новых поправок и халатное отношение к делу со стороны руководства лагеря и края.

Председатель правительства Дмитрий Медведев сказал следующее: «Смотрю, губернатор Хабаровского края Фургал сказал: "Никто и не знал, что есть палаточный лагерь, что он частный". Это что значит? Чья обязанность знать? Что это за заявление со стороны губернатора? Если никто не знал, значит, они плохо исполняют свои обязанности, а если знали, то почему разрешили?»

Вице-спикер нижней палаты парламента, руководитель фракции «Единая Россия» Сергей Неверов считает, что дополнительные поправки к законам о детском отдыхе будут бессмысленны, а причина трагедии в халатности и неисполнении текущих норм. «После трагедии в Карелии был принят закон, который в достаточной мере регламентировал вопросы необходимой безопасности детского отдыха. Появились официальные реестры организаций отдыха детей в регионах, за которые отвечают власти региона и соответствующие ведомства».

«Закон есть. Можно вносить ужесточения, новые поправки, но от этого не будет толку, если на нормы закона обращают внимание только тогда, когда случаются такие трагедии и гибнут дети».

Поддержала эту идею и председатель комиссии Общественной палаты по поддержке семьи, материнства и детства Диана Гурцкая. Она также предположила, что организаторы лагеря нашли лазейку в законе, чтобы избежать дополнительных проверок, и не соблюдали установленные правила.

Кто понесет наказание

В данный момент Следственный комитет вместе с сотрудниками судебно-экспертного учреждения испытательной лаборатории уже собрал сведения на месте трагедии. Опрошены очевидцы, задержаны директор лагеря Максим Кузнецов и владелец и гендиректор ООО «ГЛК Холдоми» Виталий Бурлаков. Возбуждено дело по статьям «Причинение смерти по неосторожности» и «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Также возбуждено уголовное дело о халатности против сотрудника ГУ МЧС России по Хабаровскому краю Эдуарда Новгородцева.

Фотография на обложке: ГУ МЧС России по Хабаровскому краю/ТАСС.



Читать дальше