Мамы издревле убаюкивали малышей, напевая тихонько монотонную песенку. Возникшая в последнее время повальная любовь к «белому шуму» легко объясняется — от родителей почти не требуется усилий, ребенок спит. Прекрасно же? Не факт. Разбираем природу колыбельной песни, в которой все тоньше, чем вы думали.

Колыбельная и физиология малыша

Начнем с основ. Какую песню можно считать колыбельной? В принципе, любую, если она построена по очень простым правилам. Колыбельная должна быть размеренной, написанной в определенном ритме и спета особым образом. На этом пункте стоит остановиться подробнее. 

Колыбельная есть в любой культуре без исключения — это лучшее свидетельство эволюционной целесообразности. Более того, вместо слов часто используется набор повторяющихся звуков — поэтому, напевая песенку на любом языке, можно уложить спать младенца из любой языковой среды. На самом первом, древнейшем и глубинном слое колыбельной — не слова, а звукоподражание новорожденному, ведь абсолютно все люди после рождения говорят на едином «языке» — да и слово «мама» звучит одинаково во всех уголках мира. 

Понятно, что такое обстоятельство делает эту песню универсальной в рамках одного биологического рода. И это очень логично с точки зрения эволюции: любая кошка может успокоить чужого котенка, например — и то же самое касается любого животного, включая человека. Другие слои колыбельной содержат в себе сакральный, мифологический и обережный смыслы — о них чуть позже. 

Колыбельная поется на так называемом дыхании диафрагмой — другими способами не получится напевать ее негромко. Можно попробовать распознать это дыхание самостоятельно — при правильном звукоизвлечении ощущается легкая вибрация от солнечного сплетения и выше. 

Звук — это волна, и очень важно, где именно она начинается. Именно таким образом поются все без исключения народные песни — из диафрагмы, открытым и свободным голосом.

Звук извлекается за счет внутренних полостей, при «открытом пении» звучат и вибрируют все органы тела — и тело ребенка тоже вибрирует в унисон, если он находится в этот момент на руках у мамы, прижатым к ее груди. 

Во время колыбельной происходит сонастройка мамы и малыша — на волновом и физиологическом уровне. 

Во время исполнения колыбельной песни малыш находится в люльке или на руках у мамы: так он вдыхает запах самого родного на свете человека, ощущает покой и тепло. Просто поразительно, до чего мудро и просто устроено природой: в определенный момент колыбельной мама сливается с малышом, они снова становятся единым целым — как совсем недавно, в то время, когда ребенок находился в утробе.

Стоит задуматься о том, почему некоторые медики предлагают мамам разговаривать с недоношенными детками в кювезах и напевать им песни — все по той же самой причине. Наконец, логично предположить в этом контексте, что и дети с различными родовыми травмами и заболеваниями тоже могут получать исцеление от песни мамы, звучащей правильно. 

Развитие психики младенца и звуки

Биологически мы, как и любые другие животные, устроены очень просто: на пике наслаждения или страдания мы общаемся звуками. Рождение и роды, оргазм и боль, смерть — мы издаем звуки, а не слова. В такие моменты нашими телами, эмоциями и поведением управляет кортекс — древнейшая часть головного мозга. 

Звуком можно напугать или успокоить — это зависит от высоты тона. Ухо младенца — стало быть, и психика — способно воспринимать гораздо больший диапазон звуков, чем взрослого. Самое простое доказательство — любое приложение для смартфона с ультразвуком от комаров. Дети его слышат на определенной частоте, а родители — нет. 

Психика человека формируется в том числе и теми звуками, которые он слышит. Изначально единственный доступный человеку инструмент — его голос — содержит только безопасный для психики спектр. То же самое касается самых первых инструментов — дудочки, барабана. Чем сложнее инструмент — тем шире диапазон его звуков, тем сложнее предсказать его влияние на психику малыша. Самое время задуматься, а что за звуки присутствуют в цифровых песенках из мультиков и приложений? Как они влияют на детскую психику?

Белый шум: польза или вред?

Подобные размышления приводят к вопросу о «белом шуме». Коротко — это все звуки разом, как в слышимом спектре, так и за его пределами. 

Да, многочисленные исследования подтверждают эффективность белого шума при бессоннице, да и дети затихают и засыпают быстро. Это удобно и просто — во всяком случае, для родителей плачущего грудничка. 

Приверженцы «белого шума» ставят в пример те звуки, которые младенец слышит еще в утробе — но это сравнение не вполне корректно. Хотя бы потому, что шум крови, звук работающих органов и стук сердца звучат не беспорядочно, да и зависят от размера полостей тела мамы. Шум дождя или шелест листвы и звук ветра — тоже подчиняются определенному ритму. 

Вместо теплой мамы и объятий — механически покачивающийся кокон, вместо грудного молока — искусственная смесь, вместо маминого голоса — механический звук. Прогресс — это прекрасно, но можно ли однозначно судить о пользе всего этого? Мы не говорим о том, что засыпать под звук дождя — это однозначное «нет» для ребенка, мы лишь за то, чтобы в жизни младенца было больше мгновений тактильного, настоящего контакта с мамой.

Стихи в колыбельной

Эта грань колыбельной заслуживает отдельного длинного текста, сейчас достаточно упомянуть, что песня учит ребенка безопасности и границам («не ложись на краю» и «не ходи за край»), доносит базовые ценности рода или племени, учит представлениям о добре и зле. 

Обережная часть — когда мама или бабушка пропевает ребенку о том, что он — красивый, умный, смелый и здоровый. 

Тема колыбельной есть в творчестве всех классиков литературы — в прямом или переосмысленном и художественно дополненном виде. Пушкин, например, написал солидное количество колыбельных в своих произведениях, за что нужно поблагодарить его няню, конечно — и гений самого поэта. Жуковский, Цветаева, Гумилев, Маяковский, Набоков, Бродский, Ахматова, Есенин, Маршак, Чуковский и Михалков — список можно продолжать бесконечно — так или иначе обращались к этой тематике. 

Колыбельная в контексте классической музыки 

Разумеется, самая первая песня слышна и в музыке классических композиторов. В первую очередь она узнается по размеру и мелодике. Отголоски колыбельной в различной степени слышно в произведениях Чайковского, Римского-Корсакова, Шуберта, Мендельсона, Моцарта, Бизе, Пуччини, Шумана, Шостаковича. Колыбельные писали Высоцкий и Курт Кобейн, Розенбаум и Башлачев. Что касается знакомой каждому песни, вынесенной в заголовок, — ее автором является великий Моцарт, а многие полифонические произведения для органа Баха тоже очень похожи на колыбельные. 

Ускорение ритма жизни современного человека требует порой другого подхода и к воспитанию детей с самого раннего возраста. Но некоторые вещи вряд ли стоит пытаться заменить — и колыбельная, кажется, в их числе.



Читать дальше