С раннего возраста нам твердят: «ты же мальчик», «ты же девочка». Если мальчик плачет и проявляет свои эмоции, то он — размазня. Если девочка играет во дворе с мальчишками в казаки-разбойники, она — пацанка. Наши авторы Екатерина Майорова и Мария Тарасова разбираются, возможно ли воспитание без оглядки на пол ребенка.

Чем опасны снежинки и разбойники

Несмотря на современное развитое общество, у многих родителей до сих пор остаются закоренелые взгляды на гендерное воспитание. Вы можете часто слышать от мам и пап, что мальчики должны играть с машинками, а девочки лепить куличики в песочнице — и никак наоборот. Более того, последние 50 лет в детских садах на новогодних утренниках девочек наряжают снежинками и Красными шапочками, а мальчиков — гномами и разбойниками.

Взрослея, дети неосознанно начинают следовать установкам, сформированным в детстве, вести себя, как «должны», а не как хотят. Очень часто давление извне заставляет ребёнка следовать не за своей личностью, а за чужим мнением. В результате чего у ребёнка может возникнуть внутренний конфликт с самим собой: «А я ли это вообще? И действительно ли мне хочется именно этого?»

Именно поэтому в некоторых шведских садиках отказались от обычных методов воспитания. Там дети могут проявлять себя так, как им этого захочется — мальчики, если хотят, носят розовое, а девочки могут играть в «войнушку». Однако позволить ребенку носить то, что он хочет или играть в то, что он любит, не является основной гендерного воспитания или его отсутствия. В основе лежат более глубокие процессы.

Ребенок ничего не должен

В воспитании без оглядки на пол в первую очередь стоит учитывать психологическое состояние ребенка. Фраза в отношении мальчика «не плачь, ты же мужчина» с детства приучает его не показывать и не проявлять свои эмоции, а подавлять их, то есть отказаться от своих внутренних переживаний.

Однако эмоциональность, нежность или эмпатия — это не характерная черта конкретного пола, а особенность отдельной личности. Умалчивание и сдерживание своих собственных эмоций приведет этого мальчика к тому, что он будет терпеть моральное насилие над своей личностью, и неважно, от кого. Ведь ему внушили, что он мужик и не должен свои чувства транслировать окружающим.

Также важно позволить ребенку заниматься тем, что ему действительно нравится, даже если это занятие не совсем типичное для его пола.

Вспомним другого мальчика — ему хочется ходить на уроки рисования, а может, даже вязания. Банально, но те родители, которые говорят, что это не совсем мужское занятие, могут просто-напросто убить в нём великого творца.

Так же девочкам с детства прививают «чисто женские» занятия: воспитывать кукол, быть хорошей хозяйкой, следить за внешним видом. В более старшем возрасте появляются фразы «тебе рожать, ты должна быть для мужчины тылом» — все это зачатую сковывает девочек в их дальнейшей социальной жизни. Ведь какое бы решение они ни принимали, оно всегда будет с оглядкой на то, что нужно обязательно выйти замуж и реализоваться как мать.

Никто не отменяет семью и детей, но в современном мире семья — это совместный проект двух людей, в котором нет строгих гендерных обязанностей, а есть лишь обоюдная ответственность и умение выстраивать диалог. Поэтому знание элементарных правил ведения хозяйства и «воспитание кукол» — одинаково важны для обоих полов.

Мнение родителей: у нас не принято, чтобы мужчина носил юбки

Анастасия Оборотова, 25 лет, дочка Люся, 2 года 9 месяцев

Если честно, я никогда не задумывалась о гендерном воспитании. Для меня это пережиток прошлого. Да, у мужчин и женщин есть некие особенности в восприятии информации, образе мышления и так далее, но, думаю, что важнее просто обращать внимание на личные качества каждого человека.

У моей дочери есть разные игрушки: и куклы, и «животные», и кухня, и посуда, и машинки, и конструкторы, и стройка, и музыкальные инструменты — всё на свете. Одежду покупаю, естественно, девчачью, но не обязательно только розовую или только платьица. Современные женщины ведь не в одних платьях ходят. Люсю одеваю на свой вкус. Вырастет — будет одеваться, как посчитает нужным.

Ребёнку покупаю то, что она хочет. Никогда не скажу «эта игрушка для мальчиков, я тебе не куплю». У меня девочка, и мне проще в этом плане, но если б был сын, и он захотел себе куклу или посуду, тоже спокойно купила бы.

Дочке позволяю свободу в проявлении себя и своих чувств, насколько это возможно. Но, конечно, я тоже живой человек, и не всегда даю правильную мягкую реакцию на всё. На истерику или вечный бардак не получается всегда душевно реагировать. Могу одёрнуть или поругать, но без привязки к полу, а просто «не разбрасывай игрушки», без дополнения «ты же девочка».

В воспитании любого ребёнка, вне зависимости от пола, — главное любовь, принятие, эмпатия, терпимость. Важно понимать, что это отдельная личность, и ты не имеешь права навязывать ей свои взгляды или предпочтения. Важно привить уважение к другим людям и чужим границам. А также уважение и любовь к себе. Это основа всего. Если это будет, ребёнок вырастет хорошим человеком.

Евгения Воробьёва, 27 лет, сын Матвей, 2 года и 7 месяцев

Не могу сказать, что отношусь к гендерному воспитанию совсем негативно, так как я сама выросла в условиях гендерного разделения. Да и сейчас мир до сих пор делится на девчачий и мальчиковый, мужской и женский.

Но вообще я стараюсь бороться с этим.

Матвею мы покупаем игрушки и вещи с целью разнообразить его круг взглядов и интересов. Да, ему действительно нравятся машинки. Может, потому что бабушки постоянно ему их дарят, не знаю. Но при этом у нас дома есть и куклы.

Например, когда Матвей играет с машинами, он сажает за руль кукол. То есть в его картине мира машиной управляет женщина. Ничего против этого не имею.

Был период, когда он играл в куклы. Никаких волнений по этому поводу я тоже не испытывала.

В плане одежды — у Матвея есть и розовые колготки, и футболки с цветочками, но есть и общепринятая мальчиковая одежда. Это тоже ни меня, ни других членов семьи никак не смущает.

Сына в эмоциональных проявлениях никак не ограничиваю. Он у меня и плачет, и грустит. Ничего из серии «соберись, ты же мужик» — ни я, ни муж ему не говорим.

Я считаю, что робость, скромность, слёзы — это черты характера, проявления эмоций, которые свойственны всем людям, независимо от пола.

На мой взгляд, в человеке важно воспитывать уважение к себе, к своим чувствам, к окружающим и их чувствам. И самое важное — дать понимание, что неважно ты девочка или мальчик — нужно в первую очередь оставаться человеком.

Да, безусловно, в нашем обществе есть какие-то правила, ограничения, которые бы я хотела, чтобы мой сын соблюдал. Например, у нас не принято, чтобы мужчина носил юбки. И дело не в том, что это «не по-мужски» или ещё что-то, это банально опасно для жизни — парня могут просто избить.

Из сложностей, с которыми мы сталкивались в жизни, — могу лишь назвать небольшой конфликт с детским садиком.

И заведующая, и медики — все настаивали на том, чтобы я подстригла сына. Я не понимала зачем, да и мне не давали вразумительного объяснения, помимо: «Ну, он же мальчик». А у Матвея очень красивые кудрявые волосы, и мне не хотелось их состригать.

Но однажды из садика его забирала свекровь — и отвела к парикмахеру.

Сейчас я договорилась с садиком, что у Матвея будет с собой расчёска, и он сам будет расчёсывать и приводить свои волосы в порядок. На том и договорились. Что мальчик будет сам расчёсываться, их, слава богу, не смутило.

Комментарий психолога: не ограничивать ребенка, а позволить ему исследовать мир

Кристина Шестакова, специалист в области психологических травм (Москва).

— Чтобы ответить точно на вопрос о гендерном воспитании детей, важно понять, что же создаёт гендерную идентичность ребёнка: среда или генетика? Многочисленные эксперименты, проведённые отечественными и зарубежными психологами второй половины 20 века показывают важность интеграции, включающей в себя как биологический пол, так и гендерную социализацию. За гендерную социализацию отвечают культура, ближайшее и дальнее окружение ребёнка.

Важно понимать, что одним из основных механизмов формирования самоидентчности ребёнка является повторение за близкими взрослыми, то есть мамой и папой. Поэтому первое, что необходимо сделать — это обратить внимание нам, взрослым, на свою гендерную идентичность — и как мы её выражаем рядом со своим ребёнком. Какой наш внутренний мужчина или женщина?

Гендерное воспитание ребёнка происходит само собой — через социально-культурное взаимодействие и механизмы повторения и присвоения. То есть специально делать ничего не надо. Надо лишь поддерживать эти процессы вашей эмоциональной включённостью к удивительному исследованию мира и других людей, которое проводит ваш ребёнок.

Природа очень многое решает сама — просто количеством половых гормонов, они ведь не только определяют наш пол, но и сам способ восприятия мира. Наш мозг также маскулиннен или фемининнен — и это определяет уровень гормонов, которые мать даёт ребёнку ещё в утробе.

Подведём итоги

Прислушивайтесь к интересам ребенка. Узнайте, чего он на самом деле любит и хочет. Позвольте ему выбирать и следовать за собой.

Уберите из своей лексики фразы с гендерной окраской — ты же мальчик/ты же девочка. Тем самым вы не привязывайте поступки и выбор ребенка к их половой принадлежности и не усложняете ему дальнейшую жизнь, давая возможность принимать решения на основе своих чувств и ощущений, а не на основе ложных установок.

Будьте тем примером, которого ждете от своего ребенка, иначе ваши слова и требования будут пустыми.

Любите и воспитывайте ребенка без оглядки на общество. Стереотипов много, а ребенок неповторимый.



Эксперты: Кристина Шестакова

Читать дальше