Гаджетомания — одна из самых острых проблем современного общества. Стоит ли с первых лет погружать ребёнка в новый цифровой мир, или лучше воспитывать по старинке? Разбираемся вместе с автором Дэйли Бэби Марией Макаровой.

Счастливая мама = счастливый ребёнок?

Один из наиболее очевидных плюсов использования гаджетов детьми — возможность отвлечь ребёнка, пока родители заняты. В автомобиле, самолёте, общественном транспорте или в очереди ко врачу, во время занятий спортом или важного рабочего звонка гаджет становится настоящим спасением для родителя: ребёнок увлечённо следит за происходящим на экране, а у вас высвобождается немного времени, чтобы завершить свои дела. 

«Дома можно найти способ развлечь ребёнка без использования современных технологий: поиграть, почитать книжку, посмотреть картинки, порисовать. Но когда едешь за рулём, проще включить мультик и отдать всё внимание безаварийной езде. Лучше ребёнок в мультике, чем орущая на него мать, которую он отвлекает», — считает Екатерина Финогенова, учитель истории и обществознания, мама 6-летнего Фёдора.

Главное здесь — не использовать гаджет как соску всякий раз, когда ребёнок начинает капризничать и вести себя беспокойно. Иначе велика вероятность развить у малыша настоящую зависимость от девайсов, избавиться от которой будет очень непросто. 

«Приведу живой пример, когда ребёнка „подсадили“ на планшет с раннего возраста — приучили кушать под мультики. Теперь он без него есть уже не может, потому что просто не осознаёт процесса еды. И любая помеха — например, разрядка планшета — оборачивается скандалом», — комментирует Дмитрий Богданович, веб-программист, отец годовалого сына.

С точки зрения детского психолога Светланы Тимофеевой, неразумный подход к участию гаджетов в жизни детей может привести к ещё более пугающим последствиям — отсутствию эмоциональной близости между родителями и детьми, а также негармоничному развитию психики:

«Если гаджет использовать всякий раз, когда ребёнок расстроился, скучает, пристаёт к родителям, то родитель своими руками рискует сформировать у ребёнка зависимость от экрана. Куда, вы думаете, ваш сын или дочь будет обращаться, если станет неспокойно, если что-то растревожит, или, наоборот, очень сильно обрадует? К нему, к гаджету! Ведь это он долгое время был утешением и лучшим другом. Таким образом не только ослабляются эмоциональные связи между собой и ребёнком — недозированное использование цифровой техники может привести к негармоничному, неравномерному развитию психики дошкольника. 

Не стоит оставлять ребёнка наедине с гаджетом надолго. Помните о психогигиене. Рекомендуемое время, которое не стоит превышать ребёнку-дошкольнику, проводя за экраном — не более 10-15 минут в день. Кроме того, после любой статической нагрузки ребёнку необходимы активные действия». 

«Гляжу в тебя, как в зеркало...»

Как же объяснить ребёнку, что он должен проводить перед экраном всего 10-15 минут в день, тогда как сами родители не ограничивают себя в использовании гаджетов вовсе? Для многих взрослых экран смартфона, планшета или компьютера является последним, на что мы смотрим перед сном и первым, куда мы смотрим, просыпаясь. 

«Гаджеты вошли в нашу жизнь настолько, что мы с ними трапезничаем, разделяем кровать, разговариваем и расстаёмся в крайнем случае. Вокруг всего этого крутятся наши дети. Они нас такими видят — глядящими в телефон вместо их глаз, смеющимися над видюшками вместо их шуток и затей. Не слушающими и не видящими красоту вокруг, а щёлкающими на кнопку, чтобы сделать селфи в поле или у моря», — делится Элина Ладова, мама годовалой Ульяны.

Здесь мы имеем дело с «эффектом обезьянки», когда дети неосознанно начинают копировать поведение взрослых. Как мы в детстве примеряли мамины туфли или помаду, так и наши дети теперь тыкают пальцем в экран смартфона. Опасно ли это с точки зрения психологии?

«Странно было бы, если бы ребёнок не проявлял интерес к тому, что интересует взрослых.

В младенческом возрасте ребёнок исследует окружающие его предметы, трогает их, нюхает, пробует на вкус. И гаджеты — не исключение. Младенца интересует этот предмет столько же, сколько мог бы интересовать кубик или погремушка.

Приблизительно к году и далее ребёнок пытается повторять за взрослыми: может приложить телефон к уху, или провести пальчиком по экрану, потому что так делала мама. Но это вовсе не значит, что он понимает функциональное назначение этого предмета», — комментирует психолог Светлана Тимофеева.

Следовательно, большого вреда от интереса ребёнка к гаджету нет — это всего лишь процесс естественного познания мира. Главное — чтобы родители не проводили в своих девайсах времени больше, чем с собственным малышом.

Заменит ли гаджет тепло маминых рук?

Первые годы жизни ребёнка — самые важные для формирования и развития правильных навыков восприятия мира. Могут ли гаджеты помочь родителям в этом вопросе?

«Безусловно, ребёнок внимательно следит за происходящим на экране и в игровой форме легче усваивает различную информацию. При правильном подборе контента и игр можно многому его научить. С другой стороны, всему этому можно научить и без помощи гаджетов. Есть игрушки, книги и, самое главное, родители и бабушки с дедушками. Живое общение и тактильный контакт сможет заменить игры, но не наоборот!», — считает  Дмитрий Богданович, веб-программист, отец годовалого сына.

Психолог Светлана Тимофеева также отмечает отсутствие какой-либо необходимости в использовании смартфонов и планшетов:

«Среди психологов есть мнение, что до 3 лет ребёнку можно совсем не использовать гаджеты. В этом просто нет никакой развивающей необходимости. Ведь для маленького ребёнка важно общение с людьми, особенно близкими, исследование окружающей среды. В это время активно развивается восприятие цвета, звука, вкусов, активно работает тактильное восприятие, развивается крупная и мелкая моторика. Гаджет в освоении вышеперечисленных навыков почти бесполезен. 

Конечно, с помощью гаджета можно включать музыку и знакомить малыша с разными звуками. Но звуки того же бубна или погремушки будут восприниматься ребёнком объёмнее и целостнее, если они воспроизведены не из планшета, а звучат из настоящего инструмента, который можно осязать, трогать, видеть, на зуб попробовать, в конце концов».

Применимо ли к жизни это научное обоснование? По словам родителей, вполне.

«До 2 лет наш ребёнок не смотрел телевизор и мультики на других носителях и тем более не играл ни в какие игры. Мы советовались с неврологом и окулистом — они эту позицию поддержали. Неокрепшая детская психика и развивающееся зрение нуждаются лишь в естественных стимулах, а не в мультипликационных картинках», — уверена Надежда Панченкова, мама двухлетнего Артёма.

Мама десятилетнего Димы Юлия Воскресенская отмечает:

«Ребёнок в 2 года должен говорить 200 слов, а не уметь скачивать и устанавливать игрушку! Мне хочется, чтобы у ребёнка было детство, а не экран монитора. Ведь мы выросли без гаджетов и интернета!» 

Как не вырастить неандертальца

Стоит ли совершенно изолировать малышей от общения с техникой — достаточно спорный момент. С одной стороны, все без исключения нынешние родители росли без каких-либо гаджетов, потому что в пору нашего детства таковых просто не было. Многие с ностальгией вспоминают то время и считают, что и у их детей должно быть то самое «нормальное детство». Но ведь маленькие дети могут быть довольно жестоки и неопытны, расценивая отсутствие у ребёнка девайса как признак бедности или недостаток развития. 

«Трудно говорить об ограничении именно до 6 лет, так как уже в школе дети начинают работать с планшетами, да и в детском садике идёт обширное общение про мультики. Жёсткая изоляция от гаджетов может в итоге отразиться негативно за счёт того, что дети могут не принять такого „тёмного“ ребёнка. Это стресс для него. Поэтому идеально ограничить лет до 3-х, когда детская психика наиболее уязвима, и идёт её становление», — считает Дмитрий Богданович. 

А как же соблазн взрастить юного компьютерного гения, который буквально с молоком матери впитает знания о современных цифровых технологиях? С точки зрения психолога Светланы Тимофеевой будущая компьютерная грамотность ребёнка не зависит от того, во сколько лет его начали приобщать к девайсам:

«Современному подростку для поиска нужной информации достаточно ввести один запрос. Людям старшего поколения таких запросов придётся ввести несколько, чтобы найти нужный ресурс. Так происходит потому, что мышление подростка уже работает иначе, он легче оперирует ключевыми словами. Чему могут научить родители, используя гаджет — формировать интерес ребёнка к познанию мира». 

Таким образом, безусловно, совсем отказаться от использования гаджетов сегодня, увы, уже нельзя. И при воспитании ребёнка в нынешних реалиях не стоит руководствоваться ностальгией по ушедшей советской эпохе. Но важно объяснить ребёнку, что огромный и прекрасный мир не ограничивается лишь экраном смартфона или планшета. Что он больше, шире, ярче, интереснее! Тогда малыш сможет вырасти полноценным человеком, умеющим наслаждаться окружающим миром и не впадать в панику при отсутствии подключения к интернету.

Гаджеты помогают в учёбе?

Многие родители с помощью гаджетов пытаются активно готовить ребенка к школе. Для этого используют планшет и компьютер, в котором находится множество обучающих программ. В планшетах и компьютерах есть масса полезных игрушек, развивающих мышление дошкольника. 

«Важно помнить, что, несмотря на развитие технического прогресса, люди по-прежнему в школе и на работе большую часть времени используют реальные предметы, а не виртуальные. Если взять школьное обучение — оно построено на использовании всё той же ручки, карандаша, тетради и учебника. Поэтому ребёнка важно готовить к тому, чтобы он умел пользоваться этими предметами в первую очередь. 

Например, для приобретения навыка письма ребёнок может учиться надавливать карандашом на бумагу, а может обводить буквы на сенсорном экране. Но в этих одинаковых, на первый взгляд, действиях работают совершенно разные психические процессы. Хорошее умение обводить пальцем буквы на экране окажется никак не связанным с реальным навыком письма, где используются зрительно-пространственные функции и отрабатывается связь: рука-карандаш-лист-изображение. Ребёнок, освоивший буквы через компьютерную программу, рискует столкнуться с трудностями при реальном их использовании: ему придётся потратить время на перестройку своего восприятия, на отключение функций мозга, необходимых для считывания с экрана, и включение других функций, необходимых для оперирования ручкой, бумагой или учебником.

Во время работы с экраном используются другие способы обработки информации. Поэтому гаджет не может заменить букварь и прописи. И родителям важно об этом помнить», — комментирует Светлана Тимофеева.

Экран как окно в мир

С другой стороны, с повсеместным развитием интернета и технологий мир стал гораздо интереснее, чем нам казалось раньше. Благодаря современной анимации ребёнку можно наглядно показать, как выглядят другие планеты, как двигаются диковинные животные. Кроме того, многие родители живут в маленьких городах и просто физически не могут сводить ребёнка в музей и способствовать его всестороннему развитию. Гаджеты же решают эту проблему. Есть ли здесь подводные камни?

«Начиная с 3-4 лет гаджет может стать окном в мир, который ребёнку можно осваивать вместе с родителями. Не каждая мама может совершить со своим ребёнком экскурсию в палеонтологический музей. Но показать малышу динозавров на экране монитора сегодня доступно практически всем. Виртуальная реальность позволяет совместно с родителями совершать путешествие по миру, не выходя из дома. Однако гаджет не должен являться единственным каналом знакомства с миром», — замечает психолог Светлана Тимофеева.

Таким образом, два ключевых момента здесь — это совместное изучение мира детьми и родителями через гаджеты и разноплановость обучения. Важно проявлять смекалку и стараться показывать ребёнку мир не только на голубом экране, но и в реальности.

Формирование правильных ценностей

Опрошенные нами родители единогласны в том, что гаджеты важны для ребёнка как источник добрых и правильных мультфильмов, благодаря которым в сознании малыша формируются определённые ценности и понятия о доброте, дружбе, взаимовыручке, храбрости, любви и многом другом.

«С помощью планшета ребёнок погружается в определённые культурные контексты, которые формируются в данной семье. Речь идёт о мультфильмах и героях, на которых ребёнок смотрит и берёт с них пример. Родитель вместе с ребёнком рассуждает, „что такое хорошо и что такое плохо“. В этом смысле гаджет мало чем отличается от телевизора, с помощью которого смотрело фильмы предыдущее поколение. Разве что доступ в культурную среду теперь определяют сами родители, а не центральное телевидение. 

Здесь ключевое слово — родители. Теперь они с помощью планшета могут определять, что показывать ребёнку, а что нет. И пока у ребёнка не сформировались свои ценности, свои культурные предпочтения, эти ценности ему должны быть навязаны извне. Если этого не сделают родители, то это сделает бездушная поисковая машина, которой всё равно, что воспитать в вашем ребёнке», — уверена Светлана Тимофеева.

Гаджеты во благо ребёнка

Резюмируя всё вышесказанное:

  • Невозможно воспитывать детей отдельно от современной реальности, для которой использование гаджетов — уже необходимое условие гармоничного развития личности. Тем не менее, для детей до 3-х лет нет никакой необходимости в использовании планшетов, смартфонов и иных девайсов для обучения. Использовать их можно лишь в крайних случаях для того, чтобы занять или развлечь малыша, когда ничто другое уже не помогает или недоступно родителям.  
  • Рекомендуемое психологами время использования гаджетов для детей до 3-х лет — всего 10-15 минут в день.
  • С 3-4-х лет речь может идти об использовании девайсов в качестве окна в мир, но, опять же, в дозированном объёме и совместно с родителями. Также важно формировать у ребёнка правильную картину мира и грамотные ценности. Сделать это в интересной и яркой форме можно через просмотр мультфильмов с добрыми персонажами, чтобы на примере сюжета ребёнок запоминал модели поведения и умел отличать плохое от хорошего. Здесь ему снова очень важна помощь родителей. Хорошей практикой может стать совместное обсуждение мультфильма. Продумайте наводящие вопросы и задайте их ребёнку для правильного усвоения морали сказки или истории.
  • Важно, чтобы экран был не единственным условием и средством развития вашего ребенка.
  • И, наконец, на наш взгляд, самое главное — показывать ребёнку своим примером грамотное отношение к гаджетам. Потому что дети всегда хотят походить на взрослых. Надеемся, что к этому моменту вам уже захотелось поскорее отложить тот девайс, на котором вы читаете наш материал, и провести бесценное время, глядя в глаза самому большому чуду на Земле — вашему ребёнку.


Эксперты: Светлана Владимировна Тимофеева

Читать дальше