В наше время взрослые все чаще обращаются к практикам осознанности — йоге, медитации, цигун, работе с позитивными установками. Так они пытаются познать свой внутренний мир и разобраться с проблемами, накопившимися в течение жизни. В наших силах передать детям навыки осознанной жизни, чтобы они с раннего возраста учились разбираться со своими чувствами, отслеживать состояние своего здоровья и настроения, чтобы они лучше понимали окружающих и взвешенно принимали решения. В этом материале мы даем ряд простых упражнений, с помощью которых дети будут больше обращать внимание на звуки и образы вокруг, отслеживать свои мысли, идеи и эмоции — все это поможет развить их память и способность к концентрации.

Внимательность к внешнему и внутреннему миру нужна, чтобы ценить настоящий момент, понимать себя, заботиться о других и в полной мере наслаждаться жизнью. Такие практики особенно полезны беспокойным детям и тем, кого удается занять только телевизором или телефоном. Упражнения на развитие осознанности переводят внимание в момент здесь-и-сейчас и дают ощущение внутреннего спокойствия. 

Поинтересуйтесь, вдруг в детском центре недалеко от вашего дома проводятся групповые занятия или медитация для детей. Дома вы также легко сможете проводить небольшие тренировки. Вот несколько простых техник:

Наблюдение за дыханием

Пусть ваш ребенок ляжет на спину на теплом полу или специальном коврике. Попросите его сосредоточить внимание на дыхании, не разговаривать. Положите ему на живот мягкую игрушку и предложите понаблюдать за тем, как игрушка вместе с дыханием приподнимается и опускается. Пусть ребенок расслабится и попытается понять, что он чувствует в эти моменты. О чем он думает? Какие ощущения возникают в теле?

Слушание

Осознанность включает в себя внимание к тому, что происходит вокруг. В этом очень важно уметь слушать и слышать.

Подготовьте колокольчик. Когда ребенок удобно сядет на стуле, попросите его молчать и слушать звон колокольчика, а затем, когда тот затихнет, продолжать прислушиваться ко всем окружающим звукам. В конце спросите, какие звуки он слышал после звона колокольчика? Были ли среди них такие, которых он раньше не замечал?

Восприятие

Отправляйтесь на прогулку в ближайший парк. Когда увидите бабочку, интересный камень или цветок, попросите ребенка рассмотреть его с разных сторон. Спросите, что он замечает, когда смотрит на них внимательно. Какие запахи он улавливает во время прогулки? Как они меняются, когда вы переходите в другую часть парка? Предложите ребенку поднять листочек с земли и рассказать, какой он на ощупь. Можно попеременно прикасаться к коре дерева, сосновым веткам и свежей траве. Главное, чтобы ребенок был сосредоточен на своих ощущениях от одного конкретного объекта, не рассеивал внимание. 

Напряжение и расслабление

Попросите ребенка спокойно лечь на пол и закрыть глаза, а затем — напрячь все мышцы тела настолько сильно, насколько он может. Проговорите, что напрячь нужно руки, ноги, грудь, плечи и лицо. Затем попросите его медленно расслабить все мышцы и поинтересуйтесь, как он чувствует себя после этого? Стало теплее или холоднее? В теле появилось больше комфорта или наоборот? Это упражнение займет всего минуту или две. 

Разговоры

Развивайте способность вашего ребенка понимать свои чувства и выражать их словесно. Для этого просите его рассказать, как он чувствует себя в этот момент. Ему радостно или грустно? Что происходит в его теле, когда он чувствует себя так? Спросите, что он может сделать, чтобы изменить это состояние? Например, переключить грусть на радость или раздражение — на спокойствие. Это повысит его самосознание. 

Опыт родителей

«Я считаю, что беседы очень эффективны», — делится Дарья Посаженникова, мама 12-летнего Максима. На дополнительные занятия они специально ходят пешком, чтобы провести вместе больше часа, доверительно беседуя о разных вещах. После того, как ребенок делится своими впечатлениями, опытом прожитого дня, он открыт и более восприимчив к родительской мудрости. «То, что я говорю в это время, он запоминает и может потом кому-то рассказывать».
С детства Дарья учит сына обращать внимание на себя, на ощущения и эмоции от взаимодействия с предметами. Сейчас она видит, что сын внимателен, способен концентрироваться, умеет останавливаться и обдумывать, давать советы сверстникам. 

«Он умеет отпускать напряжение в трудных ситуациях, понижать степень важности происходящего, потому что знает, что все в жизни переменчиво. Я вижу, какие реакции у него были два года назад — и какие сейчас. Обычно мы хотим применять что-то и видеть результаты сразу, но здесь результат долгоиграющий», — делится Дарья. 

Медитация для детей

Когда мы говорим об осознанности, на ум наверняка приходит практика медитации. О том, с какого возраста можно знакомить с ней детей, пишет Георг Ковалев, учитель медитации во втором поколении. Сам Георг познакомился с медитацией в 5 лет, в одиннадцать начал практиковать осознанно, а в шестнадцать выбрал для себя саморазвитие как основной путь в жизни. 

1) Прежде всего, привить ребенку интерес к медитации может только тот родитель, который медитирует сам. «Начинать практиковать с ребенком можно с любого возраста. Не заставлять, не навязывать, не переубеждать, а пробудить естественное желание и самое главное — практиковать вместе с ним», — считает Георг Ковалев. Дети впитывают и копируют поведение родителей, поэтому в раннем возрасте определяющую роль играет личный пример.

2) Нужно понимать, что для ребенка-дошкольника медитация не будет осознанной практикой. С ранних лет она может быть ему интересна как возможность побыть с родителями, получить их внимание, одобрение и любовь, но смысл медитации будет ему доступен не раньше 10-12 лет. А до тех пор «лучшей тактикой станет регулярная практика на глазах у детей, чтобы вы были примером», делится своим опытом Георг. Тогда велика вероятность, что ребенок рано или поздно начнет интересоваться, что именно вы делаете и зачем это нужно. 

3) Объяснять ребенку пользу медитации стоит в понятиях ясных и актуальных для него. Если для родителей медитация — это возможность снять стресс и стать более эффективным в работе, то детей это вряд ли заинтересует. «Вспомните себя — в каждом возрасте есть свои проблемы. Сумеете решить запросы ребенка с помощью медитации — практика навсегда станет частью его жизни», — советует Георг Ковалев. 

Перечисленные упражнения не займут много времени и легко встроятся в повседневную жизнь. С их помощью навыки осознания себя и познания окружающего мира станут для ребенка естественными, что будет приносить ему пользу в течение всей жизни. 

Хорошо, если осознанность присутствует во всех сферах жизни взрослого и ребенка. Читайте также про осознанное питание детей.



Читать дальше