Родиться с Древнем Китае — настоящее испытание: получить кличку, одежду старших братьев и сестёр, быть бритым с младенчества и при этом иметь косы, независимо от того, мальчик ты или девочка. Однако большинство традиций сохранились в этой стране и в наши дни, и многие из них имеют глубокий смысл.

Когда малыш ещё в утробе

Если вы беременны и живёте в Древнем Китае, значит, для вас существует множество «но»: ведь каждое ваше неверное слово, движение, мысль может отразиться на здоровье ребёнка. Итак, вы обязаны:

  • Есть только идеально правильно нарезанную пищу. И никакого пюре!
  • Стараться употреблять в пищу только светлые продукты — тогда ребёнок будет красивым.
  • Сидеть в красивой позе на идеально ровных предметах. Упаси Бог вас сесть на кривой коврик и неловко подогнуть под себя ногу!
  • Пить травяное зелье, которое расслабляет тело.
  • Не смеяться громко, не терять самообладания.
  • Читать на ночь красивые истории.
  • Забыть про секс на время всей беременности.

Нарушения все этих пунктов могут привести к уродству плода и проблемам со здоровьем, поэтому с самого начала беременности за будущей мамой зорко наблюдают все домочадцы.

Но есть и преимущества: так, в доме беременной никогда не делали никакой перестановки (вдруг из-под шкафа вылезет какой-нибудь злой дух), не пилили и не сверлили — не потому, что ещё не изобрели дрели, а потому что это опасно для плода. По причине боязни злых духов будущих матерей не брали на похороны, над кроватями вешали шкуры диких животных, а под матрасом прятали нож.

Плохо выглядишь! Может, забеременеть тебе?

Такую фразу китаянки могут услышать в свой адрес до сих пор. А всё потому, что роды для женщин этой страны — настоящий отпуск с полным освобождением от домашних дел. Ведь после того, как малыш рождается, новоиспечённая мать целый месяц лежит и ничего не делает, в прямом смысле этого слова, и никакая свекровь не имеет права ее упрекнуть. Зато родственники активно участвуют во всех домашних заботах.

Есть в этой бочке мёда и своя ложка дёгтя: лежать-то можно, а вот читать нельзя — считалось, что чтение после родов портит зрение, телевизор тогда ещё не изобрели, мыть голову было запрещено целый месяц, еду дают только диетическую и по принципу «ни тёплое, ни холодное» — в общем, никакое! И в этой скуке даже всплакнуть воспрещается, а тому, кто довёл молодую мать до слёз — харакири. Хотя нет, харакири — это не про китайцев.

Только не пятого числа

Китайским детям предполагалось хорошенько подумать, прежде чем родиться в определенный день. Ведь каждое число, время суток и всё, что происходило во время родов, было связано с какими-то предсказаниями и мифологическими значениями. Слабо закричал — будет плохо жить, громко — будет богатым, родился утром — поспешил, родился днём — проживёт счастливо. Хуже всего приходилось тем, кому угораздило появиться на свет 5 числа — согласно поверью, в этот день рождались только будущие самоубийцы.

Сопоставив час, день, месяц и год рождения, китайцы разрабатывали личный гороскоп новорождённого. Они верили, что в каждом человеке есть немного металла, немного дерева, огня, воды, земли. И если по гороскопу этому младенцу чего-то недостаёт, к примеру, воды — нет, его не обливали ею, его просто называли именем воды.

Как тебя зовут? Саша-Петя-Вася... Да подожди, ты же не дослушал!

И даже если кроху назвали Водяным по-китайски или ещё каким нелепым именем, расстраиваться не приходилось. Ведь это только одно имя, а в Древнем Китае у человека их могло быть и четыре, и пять. Большинство — чтобы отпугнуть злых духов. Древние китайцы очень хитрили: они могли назвать малыша собачкой или кошечкой и относиться к нему как к животному: «Тузик, к ноге!» Ведь тогда прозорливые духи не поймут, что это малыш! Следующее имя давалось для школы, третье — для юношества (тогда в выборе имени мог поучаствовать уже и сам ребёнок), и ещё одно — после смерти.

В общем, даже с одним ребёнком китайская семья могла вволю воображать над именами.

Приправа для новорождённого

Натереть яичным белком, побить пучком лука — нет, это не изысканное китайское блюдо. Это обряд омовения ребёнка в Древнем Китае, который предполагалось делать на третий день после рождения. Яичный белок, чтобы прибавить сил младенцу, лук — для ума, а чтобы ребёнок в будущем не крал, был справедлив и непорочен, к его рукам прикладывали замок. Малыша купали в тазу, куда бросали медные монеты, каштаны, финики, семена лотоса и — даже трудно представить — варёные яйца.

Ну а после ребёнка одевали: если родился, по мнению древних китайцев, хилым и слабым, то в поношенную одежду старших братьев и сестёр — считалось, она даст силу, а если здоровым мальчиком — то в нарядные рубашки, если девочкой — во что придётся. Девочек у китайцев, как и у других народов, не очень-то жаловали.

Яйца для девочки

Варёные яйца — это символ плодородия в Древнем Китае. А еще это угощение для гостей, которые спустя месяц после рождения девочки приходили на неё посмотреть. Только красные варёные яйца, и ничего более! Просто, изысканно и совсем недорого! Кстати, сами гости тоже могли прийти с яйцами — в качестве подарка для молодых супругов, но вот новорождённой подарить что-то более интересное — колечко или цепочку.

Что касается рождения мальчика, то его гостей угощали богаче — праздничным рисом с жареным мясом, кальмарами и сухими грибами. Кстати, именно этот праздник, который в Китае праздновали спустя месяц после рождения ребёнка, и считался самым большим торжеством. В этот же день — прощай, затворничество! — из комнаты выходила отдохнувшая за месяц новоиспеченная мать и тоже принимала участие в веселье. Малышу на шею надевали серебряный или золотой замок — символ того, что весь мир заперт в нём. Гуляли всю ночь, до самого утра.

Обереги

В Древнем Китае очень оберегали детей от всё тех же злых духов:

  • Чтобы они не вылезли из-под шкафа или других злачных мест, возле колыбели размещали стрелы из персикового дерева.
  • Отпугивали демонов колокольчиками — их привязывали к лодыжкам и запястьям ребёнка (интересно, кто-нибудь высыпался в этом доме?)
  • Мешочки с крапивой, приколотые к одежде, тоже пугали всех демонов.

В общем, у нечистой силы не было ни единого шанса!

Сто дней: новая прическа и серьезная еда

Ну а когда малышу исполнялось сто дней, ему снова давали имя — на этот раз полагались на фантазию отца — и совершали торжественный обряд пострижения. Нет, не целиком налысо, как привыкли делать славяне для густоты будущих волос, а лишь частично: сбривали на затылке — для укрепления корней, ведь именно там в дальнейшем вырастет коса — самый главный элемент китайской прически. По бокам же волосы у ребёнка оставляли и заплетали в две или более косичек.

В этот же день ребёнку выдавалась вполне взрослая пища — варёная курица и хвост рыбы. Пожевать это он ещё вряд ли мог, поэтому тихонько посасывал на радость родственникам, которые считали, что таким образом прививают ему привычку доводить всё до конца. А чтобы малыш вырос болтуном, кусочком курицы ему натирали язык и губы. В этот же день ребёнку приносили подарки: дедушка по отцу — качалку, остальные — игрушки, элементы рукоделия и золотое кольцо-оберег (долой с рубашки крапиву и колокольчики с ног!) Ну а после снова устраивали большой праздник.

Сто первых дней жизни ребёнка в Древнем Китае считались самыми важными и решающими в том, как сложится вся жизнь малыша, а ещё самыми торжественными. А детей в Китае рожали много — нормальным считалось количество от 3-4 малышей. И если кто-то хотел оскорбить и унизить другого, то желал ему бездетности — по мнению китайцев, это самая страшная и тяжелая участь.



Читать дальше