Александр Андрианов, отец тройняшек, автор книг и победитель нескольких литературных конкурсов, рассказывает о том, почему нельзя постоянно одергивать детей и почему важно давать ребенку право на ошибку.

Что случается, когда мир в детстве полон опасностей

В течение всей своей сознательной жизни я часто слышал упреки в свой адрес. В первую очередь со стороны родителей, да и не только он них. «Ты безответственный. Безынициативный. На тебя нельзя положиться». Не сказать, что эти упреки были несправедливы. Пытаясь выяснить, что со мной не так, я стал копать, но ответы получил лишь тогда, когда у меня появились мои собственные дети, с которыми мы проводили  много времени на детских площадках.

«Туда не ходи». «Это не трогай». «Там опасно». Сколько раз я слышал эти фразы от заботливых мам, ни на минуту не отходящих от своих детей. Тотальный контроль, похлеще, чем в армии.

Даже самая невинная инициатива вскарабкаться по лестнице находилась зачастую под строжайшим запретом.

Мне стали приходить воспоминания из детства, когда меня точно так же останавливали, одергивали, что-то запрещали. Всё сразу встало на свои места. Пазл сложился. Ну серьезно, как можно рассчитывать, что будучи лишенным в детстве всякой самостоятельности, человек ни с того ни с сего, по мановению волшебной палочки, вдруг станет ответственным и будет принимать серьезные, взвешенные решения? Где он этому научится? Откуда возьмет эти навыки?

С самого детства он привыкает к тому, что за него всё решают другие, что мир полон опасностей. И лучше уж вообще ничего не делать, чем подвергать свою жизнь риску. А потом все удивляются — чего уже у нас так мало настоящих мужчин, куда же пропали смелые, решительные, волевые? А на самом деле пропали они еще там — в далеком детстве, под присмотром бдительных мам и пап.

Лазать по деревьям, чтобы стать успешным

По большому счету все эти лазанья по лестницам и деревьям, активные игры, беготня и прочие «опасные развлечения» нужны детям для того, чтобы подготовиться к взрослой жизни. Обрести уверенность в собственных силах, научиться преодолевать сложности, добиваться поставленных целей и не отступать перед трудностями.

Запрещая всё это, родители, безусловно, сберегают свои нервные клетки, но лишают ребенка много большего — успешного и счастливого будущего. Это особенно актуально для воспитания мальчиков, которым по своей природе положено быть воинами, новаторами, где-то даже агрессорами. Чтобы завоевать девушку, построить успешный бизнес, стать надежной опорой своим близким людям.

А кто сможет вырасти из задерганного, трусливого, избалованного опекой ребенка? Возможно, идеальный исполнитель, прислуга, вечный ведомый, которым сначала будут помыкать в школе, потом в институте, на работе, а затем, если повезет и он все-таки женится, то с большой долей вероятности супруга будет встречать его со скалкой в руках и вить из него веревки. Как ни странно, ему так будет даже комфортнее. Просто потому, что ни к чему другому он не привык и ничего другого в своей жизни не видел.

Мне потребовалось очень много усилий, времени и денег для того, чтобы переломить эту тенденцию. Я начал работать над собой — читать книги, общаться с психологом, проходить тренинги. Нельзя сказать, что я полностью излечился — от того, что заложено в детстве, довольно трудно избавиться во взрослой жизни. Модели поведения уже сформированы на уровне подсознания, и ты автоматически поступаешь так, как было заложено еще там, на детской площадке. Но пытаться осознать ситуацию и как-то на нее повлиять необходимо. 

Если запретного плода нет — его и не хочется

На самом деле, это большая трагедия нашего общества, о которой по-хорошему пора бы уже бить в набат. Сколько успешных предпринимателей, изобретателей, общественных деятелей и просто достойных и благородных людей потерял наш мир только лишь потому, что в детстве родители очень переживали за их жизнь и здоровье.

Да, безусловно, когда мы выходим на прогулку с тройняшками, я тоже испытываю волнение. Они очень активны и, как и всем детям, им нравятся приключения. Но с самого малого возраста они привыкли к самостоятельности. Я не останавливал их, когда они пытались залезть на шкаф или совершить еще что-то экстремальное. Да, они могли упасть, более того — падали и плакали. Набивали свои первые синяки и шишки. Но вместе с тем они приобретали и опыт. Как правильно держаться, чтобы не упасть, а куда лучше даже и не пытаться залезть — риск того не стоит. Ведь если запретного плода нет — его не так уж и сильно хочется.

Кроме того, я четко осознавал, что не всегда смогу быть рядом со своими детьми. Спасай я их от всех невзгод, страданий и синяков, они так ничему бы и не научились.

Я убежден: детям нужно давать шансы на промахи, на ошибки, на падения, даже если это и больно.

Я часто одергивал себя, тормозил, говорил себе: «не лезь, пусть они сами», и какими же гордыми были мои дети, когда им действительно удавалось самим — куда-то забраться, что-то построить, раскачаться на качелях так, что некоторые родители смотрели на меня как на сумасшедшего и качали головами.

Относитесь к ребенку как к взрослому

Считаю, что достаточно соблюдать несколько простых правил, которые позволят, с одной стороны, предоставить детям максимум свобод, с другой — максимально их обезопасить:

Уберите подальше потенциально опасные предметы: предметы посуды, строительные инструменты, стиральный порошок, спички и прочее, поставьте ограничители на окна и позвольте ребенку свободно передвигаться по квартире, не контролируя каждый его шаг.

Если ребенок упал, не важно, на улице или дома — не стоит бежать к нему, сломя голову, брать на ручки и жалеть. Пусть он поднимется самостоятельно. Осознает, что произошло. Относитесь к нему как к взрослому.

Постелите в детской мягкий ковер, на худой конец положите маты, но позвольте ребенку передвигаться так, как ему вздумается, исследовать территорию.

С юных лет приучайте ребенка к домашним делам. Пусть помогает раскладывать фасоль, протирать тарелки, решать любые простейшие задачи. Это очень хорошо воспитывает ответственность и самостоятельность.

Я рад, что мои дети растут осознанными и видят во мне наставника, но не цербера, призванного охранять их покой и сон. Безусловно, я не идеальный отец и своих недостатков у меня до сих пор вагон и маленькая тележка. Но по крайней мере, я уверен в том, что мои дети не потеряются во взрослой жизни и вряд ли позволят кому-то управлять собой. Они все могут сами, и они это знают.



Читать дальше