Признаки аутизма очень обширны и затрагивают самые разные нарушения. При этом у разных детей они могут различаться. Можно выделить 9 групп основных симптомов.
- Нарушение речи. Часто дети с аутизмом начинают разговаривать гораздо позже своих сверстников. А когда начинают, имеют крайне маленький словарный запас (до 15 слов к 2-м годам). Это не значит, что у них плохая память, и они не способны запоминать новые слова. Просто они редко используют их в речи. Дети с РАС часто говорят о себе в 3-м лице.
- Нарушения моторики. У детей с РАС часто наблюдаются проблемы с развитием моторных навыков: плохая координация движений, хождение на цыпочках, невозможность кататься на велосипеде, удивительная способность удерживать равновесие и в то же время феноменальная неуклюжесть, повышенное слюноотделение из-за плохого тонуса мышц.
- Проблемы в социализации. Дети с аутизмом испытывают проблемы в общении. С ними сложно установить зрительный контакт – они избегают смотреть собеседнику в глаза. Часто они игнорируют говорящего, словно они слепы или глухи. Находясь в обществе, дети с аутизмом испытывают дискомфорт и тревогу. Они не обладают абстрактным мышлением, поэтому считывание эмоций других людей, шутки, сарказм, фразы в переносном значении могут быть для них непонятны. Это тоже мешает им коммуницировать с людьми.
- Гиперчувствительность. Дети с РАС чрезмерно чувствительны к громким звукам, яркому свету, прикосновениям, запахам и т.д. Поэтому в новом месте или ситуации им, как правило, некомфортно и страшно. Чем больше разнообразных стимулов вокруг, тем больше вероятность, что ребёнок не справится с такой нагрузкой и потеряет контроль. С гиперчувствительностью также связано то, что дети с аутизмом не любят, когда к ним прикасаются, обнимают, берут на руки. Часто они не переносят громких шумов, в том числе – музыку. Раздражителем также могут стать едкие запахи (бытовой химии, к примеру). Ребёнок может быть очень привязан ко всему привычному и плохо воспринимать перемены. Это может проявляться даже в том, что он носит одну и ту же одежду, ест одни и те же продукты (из крайне ограниченного списка) и т.п.
- Приступы агрессии. Детям с РАС трудно контролировать свои эмоции, поэтому сильное расстройство, неудача может вызвать у них вспышку гнева, спровоцировать истерику. При этом агрессия у детей с аутизмом может быть направлена на других или на самих себя. Например, ребёнок может кусать или царапать себя, вырывать волосы, сильно стучать головой о твёрдую поверхность.
- Слабый интерес к игрушкам. Ввиду плохо развитого абстрактного мышления дети с РАС не способны на воображаемые действия (помешать в чашке несуществующий чай воображаемой ложкой и т.п.). Такие дети также не знают, как нужно играть с игрушками, поэтому часто используют их нестандартно: могут часами крутить колёсики у машинки, вместо того чтобы катать её по полу. Часто бывает, что дети с аутизмом привыкают к какой-то одной игрушке и отказываются играть с другими. Очень занимают их бытовые предметы с движущимися элементами: вентилятор с его вращающимися лопастями, стиральная машина. Они могут надолго «прилипнуть» взглядом к таким бытовым предметам и не обращать внимания на любые внешние раздражители.
- Стереотипность поведения, боязнь перемен. Дети-аутисты часто совершают одни и те же действия на протяжении длительного времени: повторяют одно и то же слово, бегают по кругу, раскачиваются из стороны в сторону, кружатся и т.д. Крайне важны для них ритуалы и соблюдение заведенного порядка. Если же он нарушается, они впадают в панику, агрессию.
- Нарушение сна. Многие дети с РАС страдают от нарушений сна: часто просыпаются ночью, путают ночь и день.
- Нарушение чувства опасности. Иногда дети с РАС ведут себя так, будто лишены инстинкта самосохранения. Если их что-то заинтересует, они не обратят внимания на то, что могут оказаться в опасной для жизни ситуации. Бывает и обратная ситуация, когда дети с аутизмом чрезмерно тревожны и боязливы.