Люди приходили смотреть на малышей, родившихся раньше срока, как на забавный биоматериал и платили за это деньги. Какую цель преследовал владелец чудовищного аттракциона?

В начале ХХ века никто не занимался выхаживанием недоношенных. Рожденные на несколько недель раньше малыши не выживали, с этим мирились, считая, что им вовсе «не суждено жить». Детей оставляли умирать.

Так было до тех пор, пока в Бруклине не появился странный сутулый человек и несколько диковинных инкубаторов. Его звали Мартин, он не был врачом, хотя говорил, что учился у того самого французского врача-изобретателя инкубаторов для недоношенных детей Пьера Будена.

Инкубаторы были изобретены Буденом совсем недавно и особого интереса у представителей медицинской науки не вызывали. Мартин Коуни, немецкий еврей, купил несколько таких агрегатов, чтобы показать на выставке достижений науки в Европе. Фурора инкубаторы не произвели, и Коуни отправился с ними в Америку.

Считается, что людям нужны зрелища. В начале ХХ века в США и в Европе были распространены  «цирки с уродцами», в которых выступали карлики, люди с тремя пальцами и т.д. И тогда Мартин Коуни создал то, что публика действительно смогла оценить, — аттракцион с живыми детьми. На огромном павильоне было написано «Baby-incubators with living babies» — детские инкубаторы с живыми детьми.

Входной билет стоил всего 25 центов, а вот эмоции люди испытывали самые яркие. Про «экспонатов» писали в газетах: «Трудно поверить, что все они когда-нибудь станут полноценными людьми. Они больше напоминают обезьян, чем мужчин или женщин».

В павильоне находились одновременно около 25 младенцев, каждый в своем «домике» из стекла и стали. За счет тепла парового котла в инкубаторах поддерживалась нужная малышам температура и влажность. По тем временам агрегаты выглядели как что-то фантастическое и высокотехнологичное.

Несмотря на огромный поток посетителей, в павильоне всегда царила чистота — Коуни был педантичен и очень тщательно отбирал персонал, который должен следить за детьми и опрятностью помещения. Медсестры отлично справлялись со своей работой, а иначе Мартин их заменял.

Нужно сказать, что работа инкубатора и суммарная стоимость содержания недоношенного ребенка на тот момент составляла около 25 тысяч рублей в сутки. А если детей было одновременно больше 20, то нетрудно посчитать, насколько затратным был аттракцион для его владельца. Но Мартина Коуни это не беспокоило. Все, что приносил аттракцион, шло на выхаживание детей и поддержание их жизней.

Медицинское сообщество шипело и шепталось, Мартина никто не поддерживал. Одни считали, что он издевается над полумертвыми созданиями, другие говорили, что он наживается на человеческих страданиях, третьи просто считали аттракцион неэтичным, и все в один голос заявляли, что Мартин — «липовый доктор».

Еще его называли шоуменом. Мартин не вступал в полемику, он точно знал и явно видел, что его «шоу» — единственный шанс на жизнь у детей, от которых отказалась официальная медицина. Дети поправлялись, росли, инкубаторы заполнялись новыми детьми.

6500 человек смогли выжить благодаря Мартину Коуни.

Эту цифру сложно представить, но именно столько обреченных на смерть детей Коуни смог выходить. Ненастоящий доктор, «бизнесмен» смог спасти больше жизней, чем многие врачи, имеющие официальные медицинские документы.

Аттракцион прекратил существовать в начале 40-ых и вовсе не потому, что так и не начал приносить прибыль. Хотя он так и не начал. Причина была в том, что официальная медицина приняла тот факт, что недоношенных можно и нужно выхаживать. В больницах появились отделения для выхаживания маловесных детей с такими же инкубаторами, которые использовал Коуни, и надобность в аттракционе пропала.

К тому времени Коуни был уже совсем не молод, прожил еще около 10 лет и умер в нищете. Все «гонорары шоумена» ушли на выхаживание тысяч преждевременно рожденных людей, накоплений у Мартина не было.

Сегодня «липового врача» Мартина Коуни называют пионером неонатологии.

Источник фотографий: boredpanda.com



Читать дальше