Из чего состоит, с какого возраста можно начинать и на что обратить внимание при выборе? Наш автор рассказывает об особенностях и преимуществах кинетического песка, а Юлия Бальшем, педагог-психолог, автор проекта об использовании кинетического песка в работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы, учит правильно организовывать занятия.
Натуральный состав
На 98% — обычный песок и на оставшиеся 2% — полимер. Кинетический песок совершенно безопасен, а ещё экологически чист, ведь по нему не гуляют собачки, кошечки и птички, как во дворе. Благодаря своему натуральному составу он считается абсолютно гипоаллергенным. Не страшно, если ребенок попробует песок на вкус, но лучше избегать его попадания в рот, уши, нос и глаза.
Пластичность
Кинетический песок приятный на ощупь и легко слипается в любую задуманную конструкцию. Это свойство позволяет легко убрать песок после игры — рассыпанные по столу песчинки собираются в один большой комок.
Лёгкость хранения
Одним из самых главных преимуществ кинетического песка по сравнению с той же массой для лепки является его невысыхаемость. Производители дают гарантию 3 года на кинетический песок, в реальности его можно эксплуатировать и дольше. Песок не высыхает, даже если его хранить открытым, и не теряет своих свойств. И при этом в нём никогда не заводятся вредные бактерии и насекомые.
Между песком и пластилином
Если вы, приобретая кинетический песок, заодно покупаете сеточку для просеивания, вы ошибаетесь. Кинетический песок — это что-то между обычным песком и пластилином: он не так сыпуч, как обычный песок, но и смывается с рук и ногтей гораздо легче пластилина.
Для любого возраста
На упаковках кинетического песка обычно пишут 3+, но играть с этим продуктом можно и раньше. Главное следить за тем, чтобы ребенок не употреблял его в пищу и не вдыхал. А плюсов таких игр множество — тренировка моторики, развитие фантазии, усидчивости, антистрессовый эффект, развитие навыков общения.
Со специфическими свойствами
Есть и то, что может оттолкнуть родителей от покупки кинетического песка. Так, песок издаёт своеобразный запах, который можно сравнить с запахом клея или уксуса. Со временем он выветривается. А еще песок некоторых производителей окрашивает ручки малышей. Краска со временем смывается, но если вас это беспокоит, просто найдите компанию-производителя, которая вас уcтроит.
Юлия Вячеславовна Бальшем, педагог-психолог, ДОУ № 17 г. Ивантеевка МО, лауреат премии губернатора «Наше Подмосковье»-2017, награждена за проект «Использование кинетического песка в работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы»:
— В своей работе с детьми я использую и пластилин, и песок, и тесто. Но если речь идёт о коррекционной работе, то я, в основном, работаю с кинетическим песком. Все потому, что он успокаивает гиперактивных детей, заземляет отрицательную энергию, раскрепощает, способствует свободному общению замкнутых и тревожных ребят.
Вот какие игры с кинетическим песком я могу посоветовать:
Прятки. Прячем маленькие игрушки из-под киндер-сюрпризов в песке, а дети их ищут. Можно смешать песок с фасолью и попросить ребят выбрать фасоль и опять же найти игрушки. Как вариант, можно спрятать игрушки в комочки из песка. Чтобы их найти, дети должны разломать комочки. А можно прятать или закапывать руки детей в песке, а потом ребятня будет самостоятельно медленно вытаскивать свои ладошки — такое упражнение обычно очень им нравится.
Необыкновенные следы. Разравниваем песок, берём фигурки разных зверей и оставляем ими отпечатки-следы на песке. Можно усложнить задачу — попросить ребёнка отвернуться, и в это время сделать отпечатки какими-то фигурками, а затем предложить малышу отгадать, чьи следы.
Забавные рожицы. Рисуем или выкладываем на песке из различных материалов забавные рожицы. Разнообразить игру помогут пробки от бутылок, зубочистки, камешки для аквариума и т.д.
Строители. Разравниваем песок, возим по нему маленькие машинки (больше всего дети любят самосвалы), а можно просто покатать колеса от старых больших машин — в этой игре интерес вызывают именно отпечатки шин. Нагружаем самосвалы песком с помощью маленьких лопаток или ложки перевозим песок для стройки. Ну а потом строим дом с помощью формочек или самостоятельно.
Маленькие кондитеры. Имитируем замес теста, лепим комочки, катаем их скалкой. С помощью стаканчиков или мисочек разного размера изготавливаем торт. Затем украшаем подручными материалами — игрушечными фруктами, ягодами, камушками, фасолью, сердечками, бантиками, цветочками и т.д. Можно попросить ребёнка рассказать, из чего торт сделан и какая у него начинка.
Морское дно. Рисуем ребром ладони и пальцами волнистые линии — волны. Заселяем море обитателями — рыбами, морскими звездами, осьминогами. Оформляем морское дно камушками, сажаем водоросли. Можно заселить такое море рыбками на магнитах и затем устроить магнитную рыбалку.
Важно организовывать игру тогда, когда ребёнок себя хорошо чувствует, не хочет спать, не капризничает и не болен. Если занятия проводить дома, то для малыша 2-3 лет достаточно 2-3 занятия в неделю по 20-30 минут. Заканчивать игру надо чуть раньше, чем ему это надоест, и каждый раз, играя, придумывать новое и фантазировать вместе.
Лично я, работая с кинетическим песком, сделала выводы о его положительном влиянии на детей. Он вызывает у ребят положительные эмоции, а такие негативные проявления, как страх, агрессия, тревожность, уменьшаются.
Работа с песком объединяет ребят общими впечатлениями, делает их добрее, учит слаженной деятельности. Прибавьте к этому развитие мелкой моторики, умение доводить начатое дело до конца, фантазировать, воплощать свои фантазии, и вы поймёте — занятия с кинетическим песком важны и необходимы!
{{amount}} {{declOfNum(amount, ["комментарий", "комментария", "комментариев"])}}
Оставьте комментарий