Говорят, родительство меняет нас, и иногда перемены толкают мам и пап на небывалые культурные подвиги. Привести младенца в кино для знакомства с творчеством Тарантино, на концерт органной музыки или на пьесу Шекспира, отправиться великосветски улыбаться на концерте Брамса или хотя бы на литературный вечер в соседнюю библиотеку. Однако, нужно ли это детям? Разобраться в том, полезно ли «взрослое искусство» детям и с какого возраста стоит надеяться на совместный культурный досуг, помогают психологи Александр Тимофеев и Кристина Одегова.

Младенцы

Знакомиться с прекрасным ребенок начинает еще задолго до сознательного возраста. С момента рождения и до года ребенок также впитывает всё вокруг, правда пока только на бессознательном, сенсорном уровне: вижу, слышу, чувствую, ощущаю. Поэтому здорово, когда дома есть приятная музыка, красивые картины. Младенцы отлично реагируют на всё музыкальное, заряженное эмоциями.

При этом большие скопления народа могут утомлять ребенка. Это стоит учитывать: если вы посещаете с младенцем музеи, делайте это в день без экскурсий, когда там будет мало людей.

Кроме того, надо понимать разницу восприятия. Внимание детей в этом возрасте непроизвольное. Всё, что происходит, — это просто что-то, что случается с ним и мамой вместе. Поэтому ребенок может заинтересованно рассматривать прекрасные полотна, но также имеет право захотеть поесть. Выход в свет происходит у мамы, у ребёнка просто меняется дислокация детской.

Куда вы можете отправиться

Выставки картин на открытом воздухе, желательно на природе, пленэры, но без надежды на увлеченное участие мамы. Концерты разве что камерные или домашние, возможно, уличные. Праздники лучше ориентированные на присутствие детей.
В этом возрасте ребенка не стоит перегружать эмоционально и физически, да и маме идет на пользу уединение с ребёнком и отдых.

Дети от года до 3-4 лет

Представляете себе провода? В них течет ток, а от мира его отделяет тонкая прослойка полимера — так вот наша нервная система тоже имеет некую изоляцию. И завершается она примерно к двум годам. Называется этот процесс «миелинизация нервных волокон». До этого времени перегружать систему (да и после) строго не рекомендуется.

Детский мозг нельзя перезапустить кнопкой reset. Растормошите центры возбуждения —получите истерику, бодрствование во время сна и много еще чего интересного. Поэтому, отправляясь с ребёнком на вечеринку сальсы, надо сто раз подумать и обязательно учесть все особенности и режим. Даже если вы невероятно современны и о режиме и слышать не хотите, он есть. Обычно где-то с полугода дети сами его устанавливают — примерное время просыпания и отхода ко сну, питания и игры.

Ни одна картина в мире не спасёт вас, если вы забыли об обеде или вовремя не дали ребенку отдонуть.

Куда вы можете отправиться

После года ареал поиска прекрасного у родителей расширяется. Ребенок уже ест взрослую еду, пьет воду и при этом может сказать, чего хочет. Ну, или намекнуть. Поэтому вам теперь по зубам даже двухдневная поездка или фестиваль. Однако показатели внимания и усидчивости остаются совсем на невысоком уровне. Ребёнку или интересно или нет. И всё.

А интересно ему новое, яркое, но не очень громкое. То, что можно потрогать, отгрызть, отломать, обтоптать и покричать весело рядом с обломками. Если у вас есть такие места досуга на примете — можно отправляться экспериментировать.

Однако после 2-х лет ситуация начинает меняться. Ребёнок входит в процесс сепарации от мамы, а значит, ему становится всё более интересно вне их маленькой компании. Но в места досуга для взрослых ему пока рано. Вам отлично подойдут кружки и интерактивные детские мероприятия — где ребенок сможет повзаимодействовать с актерами и стать участником спектакля.

Нужно понимать, что дети до 5 лет живут «здесь и сейчас». Поэтому сюжеты детских пьес, игр и мультфильмов должны быть простыми, последовательными и завершенными.

В этом возрасте вы можете попробовать пикники, домашние просмотры кино, которые можно обставить по всем правилам и даже с большим экраном, а также отправиться в летний кинотеатр, дружественно относящийся к детям. Но всегда надо быть готовыми а) к удовлетворению обычных потребностей — ребенок не сможет и не захочет потерпеть, б) отправиться домой или на прогулку, если ему надоело.

Дети 4-5 лет

Тот возраст, когда можно попробовать взрослые публичные места. Но учтите, что внимание ребенка по-прежнему сиюминутно, поэтому ему должно быть интересно происходящее. Правда, в этом возрасте детей также увлекает и социальное взаимодействие — поэтому именно поход куда-то с нарядами, сопутствующими ритуалами — покупкой сладкой ваты или одинаковыми футболками — может его порадовать и заинтересовать.

Главное не надеяться, что это будет просто поход в кино. Большинство жалоб от родителей на неуместное поведение детей приходится на разрушенные ожидания.

Дети не должны уметь отлично уметь себя вести в этом возрасте. Вся карта их потребностей транслируется в мир через игру и движение.

Куда вы можете отправиться

В кинотеатр, если это не 3D, а также не страшный или тяжелый эмоционально фильм. На городской праздник, где будет что-то интересное детям. В музей, где будет возможность хоть что-то потрогать. И главное, что надо взять с собой — это терпение, много терпения и еще еды, и салфеток, и лучше машину со всем этим.

Дошколята 5-7 лет

Здесь всё зависит от того, какими темпами идёт развитие и от того, каков характер ребенка. Кто-то способен усидеть 10 минут, кто-то 25. Однако всё, что давалось почти хорошо в 5 лет, станет лёгкими и приятным к 7 годам. И в кино можно будет уже именно сходить — посмотреть, посмеяться и даже всего 2 раза выйти в туалет. Или три.

Куда вы можете отправиться

Список мест примерно такой же, как и в предыдущей возрастной группе.

Дети 7-10 лет

Это идеальный возраст для совместного отдыха. Большинство детей уже знакомы с общественными нормами, знают, что такое договорённости и сами заинтересованы в досуге. Кроме того, внимание становится произвольным, а значит, приложив усилие, ребенок сможет следить за сюжетом даже если момент немного скучный. Большую часть бытовых процессов ребёнок уже усвоил, а пубертат еще не начался — идеальное время для формирования сферы семейных культурных интересов.

Кроме того, родители еще не выпали из ниши референтов и дети с удовольствием учатся вместе с ними новому, слушают их и перенимают их опыт и социальные навыки.

Куда вы можете отправиться

В любое место с маркировкой для данного возраста. Это может быть кино, спортивные мероприятия или научные выставки, парки и места активного отдыха. Ну не думали же вы, что ребёнок захочет в оперу? Хотя, если захочет, конечно, грех отказывать. Главное вместе изучите либретто.

К слову, либретто всегда лучше изучать заранее, чтобы не объяснять во время представления, почему тётя голая, а дядя протыкает другого дядю мечом. Современное искусство не стесняется рамок и возрастов, модно быть открытым и эпатажным. Так что если вы собрались на парад или карнавал, уточняйте детали.

Почти подростки 10-12 лет

Время пожинания плодов — если у вас с детьми есть общие увлечения и общие представления о нормах, то вместе вам море по колено. Правда, скорее всего, ребёнку уже интереснее с ребятами его возраста. Однако здесь на выручку приходят семейные традиции.

Куда вы можете отправиться

Любое место, выбранное сообща и отвечающее запросам возраста — интересно, подвижно, без сомнительных истин и откровенного насилия. Книжная ярмарка, маскарад и даже театральная премьера.

Подростки старше 12 лет

Прекрасный возраст, когда дети тонко чувствуют и становятся не чужды искусству — балету, музыке и кино. И если бы не кризисы и гормональные штормы, то вы бы отлично отдыхали вместе. А так — как повезёт.

Куда вы можете отправиться

Выбирать должен ребёнок — хотя бы в половине случаев. И если вы хотите, чтобы он уважал ваш выбор, необходимо отвечать взаимностью. Однако в большинстве случаев подростки захотят автономного досуга.

Советы экспертов

Рассказывает Кристина Одегова, педагог-психолог.

— Ребенок при маме — этот принцип говорит «да» всем совместным мероприятиям и походам, если они не перегружают вас и младенца, а также учитываются потребности ребенка.

Есть отличная книга Жан Ледлофф «Как сделать ребёнка счастливым: принцип преемственности». Автор жила в одном архаичном племени и пыталась разгадать секрет их всеобъемлющего довольства. И оказалось одна из тактик — это включение ребёнка во взрослые дела. В нашем обществе царит детоцентризм, это не всегда хорошо и полезно детям. А у них наоборот. Ребенок при родителях — а те заняты своими обычными функциями: готовкой, мастерством. Дети, где это возможно, включаются. И постепенно они сами начинают жить этой жизнью и радоваться ей.

Если мама и папа в нашем обществе много путешествовали до появления ребенка, или были театралами, светскими завсегдатаями джазовых вечеров — пускай берут потомство с собой. Конечно, учитывая его нужды и ресурсы.

Александр Тимофеев, семейный психолог и психоаналитик, советует четко обозначить цели вашего отдыха.

  1. Если хотите развлечься и разнообразить досуг, то для начала выбирайте что-то интересное и посильное для ребенка. В дальнейшем постепенно повышайте сложность и длительность мероприятия. В идеале и детям, и родителям должно стать интересно развлекаться вместе.
  2. Если вы преследуете образовательные цели, то вначале это тоже должно быть что-то интересное, веселое, захватывающее для ребенка. Сейчас масса музеев, детских центров и площадок, где в интерактивной манере знакомят с наукой, искусством и окружающим миром.
  3. Социализация. Посещая мероприятия и новые места, мы показываем ребенку различные бытовые ситуации, ролевые модели и навыки коммуникации. Там же он может общаться со сверстниками, учиться налаживать отношения с новыми людьми и пробовать работать в команде.

    Для подготовки к новому мероприятию можно дома попробовать ролевую игру: покупка билета в кассе, домашний спектакль со зрителями и актерами, выступление спортсменов в присутствии жюри. Это обучает правилам поведения и бытовым особенностям в разных местах.
  4. Обязательно комментируйте, поясняйте и расспрашивайте ребенка о происходящем. Так можно повысить его интерес и включенность, а также стимулировать его к выводам и размышлениями. Чтобы выяснить, чего хочет ребенок, есть две основные стратегии. Наблюдать за склонностями и интересами ребенка, чтобы выбрать подходящее для него мероприятие. И развивать его кругозор, посещая очень разные места, от музеев до концертов классической музыки.
  5. Если хотите закрепить в нем тягу к активному познавательному образу жизни, то обязательно подкрепляйте и поощряйте такое поведение. Ну и конечно, про личный пример не забывайте: взрослых тоже должны радовать внедомашние мероприятия.

Само посещение интересных мест можно использовать в системе поощрений и наказаний. Выполняет свои обязанности и договоренности? Награждается правом выбрать, куда пойдем на выходных. Нарушает? План развлечений сокращается или лишается права голоса в семейном совете о планах на выходных, советует психолог.

В качестве обучающего и воспитательного момента для детей постарше можно доверить им организацию посещения таких мероприятий: подумать о вариантах, найти информацию или афишу в интернете, забронировать или купить билеты. Это готовит ребенка к самостоятельности.



Эксперты: Александр Тимофеев Кристина Одегова
Подпишитесь на нас в фейсбуке:

Читать дальше