Учитель, которого обожали ученики, революционер, командир карательного отряда, дед известного политика Егора Гайдара, писатель-фольклорист — это все о Павле Петровиче Бажове. Автор «Малахитовой шкатулки» и «Каменного цветка» прожил удивительную жизнь, оставив после себя уникальное литературное наследие — уральские сказы.

Егорша Колдунков

Будущий сказочник родился в 1879 году, в поселке Сысерть, недалеко от Екатеринбурга. Его отец, Петр Бажев, был исполнительным мастером на местном сталелитейном заводе, но его пристрастие к алкоголю, столь частое в среде рабочих того времени, привело к тому, что семья Бажевых (так изначально писалась фамилия) быстро обеднела. Однако Павел Бажев был одним из лучших учеников в местной школе для детей рабочих, и благодаря протекции директора поступил в Екатеринбургское духовное училище. 

© Павел Бажов с родителями. 

Уже тогда однокашники прозвали его Колдунком, то ли от того, что фамилия его происходит от слова «бажить» — так на Урале говорят «колдовать», «ворожить»; то ли от того, что юноша всерьез увлекался литературой, особенно народными сказками. Кстати, первым литературным псевдонимом Павла Бажова был Егорша Колдунков.

После окончания духовного училища Павел отказался от сана священника и пошел по иной стезе — стал учителем литературы. Он преподавал в сельских школах, затем в училище Екатеринбурга. Ученики просто обожали своего молодого педагога, ни одна неделя в учреждениях, где преподавал Бажов, не обходилась без литературного вечера: будучи выходцем из бедной рабочей семьи, он как никто другой понимал важность образования для простых ребят.

Лето Бажов проводил всегда неизменно: путешествовал по деревням и селам родного Урала, слушал протяжную речь стариков, изучал предания и старинные сказки.

Однако исследования он проводил только для себя — пока что фольклористика была его любимым хобби.

Красный командир

Революцию Павел Бажов принял восторженно и сразу включился в партийную работу: был главным редактором местной «красной» газеты, входил в первый Совет рабочих и солдатских депутатов. Попал в плен к колчаковцам, чудом бежал от расстрела, долгое время воевал за большевиков Урала в партизанском отряде. Затем возглавлял карательный отряд «Красные орлы», который преследовал священнослужителей и их прихожан. В Казахстане Павел Бажов вел подпольную и карательную работу по прямому приказу из Москвы. Образованный выходец из рабочей семьи, большевик, твердо уверенный в победе коммунизма — Бажов был очень ценным кадром. 

© Павел Бажов в молодости. 

В 1921 году Бажов попросил освободить его от столь активной и порой «кровавой» работы. Подавления волнений, постоянные конфликты с местными бандитскими группировками, организация отрядов продразверстки, плен, ранения — все это сказалось на его здоровье и психологическом состоянии. Павел осел в городе Камышлове и стал работать в «Уральской областной крестьянской газете». 

Сказки, рожденные в споре

В 1924 году Бажов публикует свой первый сборник «Уральские были». А его знаменитые уральские сказы появились как результат спора: фольклорист и историк Владимир Бирюков получил от партии важное задание — собрать народные сказки для пролетарского сборника. Историк схватился за голову, ведь главными героями сказок должны были быть рабочие, а вовсе не домовые и лешие. Таких сказок на Урале просто нет! Бажов предложил тогда ему спор — сказал, что найдет для сборника материал.

Через пару дней Павел Бажов действительно принес рукописи, объяснив изумленному Бирюкову, что сам слышал эти сказки в детстве от одного заводского старожила, дедушки Слышко.

Так Бажов, выиграв в споре, стал родоначальником нового направления — советского литературного сказа.

В 1936 году свет увидел сборник «Малахитовая шкатулка», и хоть советские сказки для детей Бажова носили явный отпечаток политической ситуации того времени, это был настоящий прорыв в  детской литературе, которая только начала свой путь. 

Волшебные миры Бажова — это его родной Урал. Суровая и прекрасная природа, удивительной крепости духа и мужества люди, а самое главное — искренняя любовь автора к его родным местам, неспешному уральскому говору и душевности народных сказок. Многие переводчики до сих пор отмечают, как трудно работать с уральскими сказками: это настоящий лингвистический и культурный феномен, созданный современным, образованным человеком.

Книга, побывавшая в Берлине

Уральские сказы стали моментально популярны у детворы Советского Союза. Сказки, несмотря на гонения и непростую судьбу детской литературы того времени, всегда стояли особняком. На Павла Бажова, бывшего революционера, в 1930-е годы было написано множество доносов, впрочем, как и на многих представителей «старой гвардии». Но всякий раз он выходил сухим из воды. Наверное, покровительствовала сказителю сама Хозяйка Медной горы. 

Дети, по воспоминаниям дочери Бажова Ариадны, любили писателя: Павел был блестящим педагогом. Он относился к детям как к «маленьким взрослым», был с ними на равных, не заигрывая, вел серьезные беседы, рассказывал без утайки о былых революционных делах. До самой смерти Павел Петрович хранил на своем письменном столе как талисман пионерский галстук, который ему торжественно повязали в свое время ребята одной из школ Свердловска.

Сказы любили не только советские дети, но и взрослые. Ведь героями были они сами — простые мастеровые заводов, парни и девушки, сами пробивающие себе дорогу в жизнь. Да и сам Владимир Ильич Ленин появляется в паре сказок!

Во время Великой Отечественной войны экипаж одного из танков в письме попросил Павла Бажова выслать на фронт экземпляр «Малахитовой шкатулки». Так сборник сказов победно дошел до Берлина.
За свою долгую жизнь Павел Бажов прошел неоднозначный путь: от простого учителя сельской школы до командира красного отряда. От редактора газеты — до всеми любимого писателя-сказителя. Его сказки будут актуальны и любимы во все времена, потому что Павел Бажов создавал их с искренней и теплой любовью к родному Уралу и его людям.

Ранее мы писали об интересной жизни Самуила Маршака и его вкладе в детскую литературу.  



Читать дальше