В каждой стране – свои правила, своё отношение, своя любовь. Ирина Шумайлова живёт в Германии, в городе Хельмштедте, уже 16 лет, родила там двух дочерей и рассказывает об особенностях немецкого материнства.
Есть карьера — есть дети, нет карьеры — есть помощь
Сначала сделать карьеру, всего добиться, встать «на ноги», а затем уже – рожать ребёнка. Так считают и поступают немцы. Именно поэтому в этой стране я вижу будущих мам, которым далеко за тридцать лет. И это нормально. Впрочем, если у тебя нет работы, и ты беременна, это не трагедия — помогает государство. К примеру, когда я ждала свою первую дочь Катю, я не работала, и мне платили прожиточный минимум, кроме того, я получала деньги на приобретение необходимого (коляски, кроватки, вещей для беременной) и ежемесячно — 50 евро на фрукты и овощи.
Кранкенкасса
В Германии есть нечто похожее на российский медицинский полис — это страхование Кранкенкасса. Оно обеспечивает бесплатную медицинскую помощь. Практически всё для будущих матерей в поликлинике бесплатно. Исключение составляют углубленные анализы, которые проводятся, если врач считает необходимым их сделать. Если что-то обнаруживается, то беременную направляют в больницу, и это уже опять оплачивает Кранкенкасса.
Помимо медицинской помощи, беременным бесплатно предоставляются курсы по подготовке к родам, а после родов — спортивные занятия, чтобы вернуть себе прежнюю форму.
Отношение к беременным
Находясь «в интересном положении», в этой стране я чувствовала себя принцессой. На работе сразу же перевели на облегчённый график. Везде, что касается труда, мне предлагали сопровождение и помощь. В транспорте уступали место. И если вдруг ты остановилась посреди улицы, потому что немного потянуло живот, к тебе тут же подбегали люди и интересовались: «С вами всё в порядке?», «Вам плохо?», «Может, вызвать медицинскую помощь?»
Роды
Многие рожают дома — если хорошо себя чувствуют и нет никаких противопоказаний. Однако врачи, как правило, за то, чтобы роды проходили в больнице. Там выбираешь, как будешь рожать: лёжа, сидя, в ванне — всё это в медицинских учреждениях есть. И всё опять-таки по Кранкенкассе.
Приветствуются партнёрские роды. Лично у меня оба раза супруг был рядом, причём с первой дочерью было экстренное кесарево — двойное обвитие пуповиной. Муж приехал в больницу, когда я уже была готова к операции. Его спросили, будет ли он присутствовать, он сказал, что да, и его сразу одели и отвели. Во второй раз опять было кесарево, и он опять был рядом.
Конечно, тут стараются, чтобы роды прошли естественно. Но ситуации бывают разные. Я сама акушер по образованию и отлично это понимаю.
После родов мама и ребёнок находятся в одной палате, а затем их выписывают. Тут учитывают пожелания женщины: если она просит дать ей отдохнуть, медсестра может взять малыша на ночь к себе, а если молодая мама настаивает на скорейшей выписке, и с ребёнком и мамой всё хорошо, их могут отпустить уже через 4 часа после родов. Самый долгий послеродовой срок в больнице — 7 дней.
Я родила первую дочь 22 декабря, а 24 числа уже была дома (сама хотела уехать домой поскорее), со вторым ребёнком я не стала уезжать раньше и провела в больнице 5 дней.
Есть один маленький нюанс — из больницы не выпишут, пока ты не покажешь автокресло, в котором повезёшь ребёнка домой. Это обязательное условие.
Материальная помощь
Выплат будущим и новоиспечённым матерям в Германии несколько, и многое зависит от того, работала ты до декрета или нет.
Если работала, то по медицинской страховке выплачивают пособие по беременности и родам — 390 евро, плюс доплата от работодателя до суммы заработной платы. Такое пособие выплачивается два месяца, то есть в течение этого периода среднемесячный заработок сохраняется.
Затем в силу вступает родительское пособие. Оно составляет от 300 до 1800 евро и выплачивается тому, кто сидит с ребёнком. Если ты работала, то первый год платит работодатель 65% от зарплаты, затем минимальную сумму государство. Если не работала, то сразу государство. Кстати, в последнем случае предоставляется выбор: в течение года или в течение 2-х лет. К примеру, я не работала до декрета с первой дочерью, и мне предложили на выбор государственную помощь: ежемесячно 300 евро в течение года или 150 евро в течение 2 лет.
Третий вид выплат — это детское пособие: от 192 до 223 евро. Оно зависит от количества детей. Например, я за двоих детей получаю 368 евро. Если бы был третий, то давали бы больше. Выплачивается пособие до достижения ребенком 25 лет, но если он пойдёт учиться, то и дольше, на время учёбы.
В декрет? Пусть идёт папа!
Обычно немцы не сидят долго в декрете. Они не любят терять деньги, а так как работодатель платит всего год, то через год матери выходят на работу. Бывают случаи, когда в декрете сидит отец. К примеру, женщина до родов зарабатывала больше мужа. Тогда она может посидеть в декрете полгода, потом выйти на работу, а в декрет уйдёт папа. Это считается нормальным.
До достижения ребёнком трёх лет молодая мама на работе может потребовать облегчённый труд и сокращённый график, может работать на полставки.
С года можно отдать ребенка в ясли. Встать на них в очередь надо сразу после рождения малыша. В маленьких городах очереди практически нет, в больших — может быть. Так или иначе, к трём годам в детские сады могут отправиться все дети: у меня обе дочери пошли в дошкольные учреждения с этого возраста.
Ясли работают по сокращённому графику, мамы выбирают: либо водить ребёнка с 8 до 12 часов, либо с 8 до 14, либо с 8 до 16. Всё зависит от личных обстоятельств и графика на работе.
Кормление грудью
Немки кормят грудью, но такого, чтобы это продолжалось 3-4 года, здесь нет. Мало кто кормит второй год (и то преимущественно по ночам), обычно ограничиваются полугодом-годом. Да и как иначе, если немки после года выходят на работу?
Чтобы наладить грудное вскармливание, ещё беременным медики дают инструктаж, объясняют и помогают в больнице, после родов. А затем на дом ходит медицинский работник, который всему обучает.
Кстати, по поводу медицинского сопровождения, оно здесь налажено.
Так, если приходящий сотрудник заметил у молодой мамы признаки послеродовой депрессии, ею тут же начинает заниматься психолог, психиатр. Могут дать помощницу по уходу за детьми, особенно это распространено, когда рождается тройня.
Ребёнок — это маленький взрослый
В Германии детям разрешается всё. На них не повышают голос, не бьют, не ставят в угол. Если где-то заметили, что кто-то кричит на ребёнка, могут вызвать полицию, а органы опеки — лишить родительских прав. У меня много знакомых русских, которые не выдержали такого отношения и уехали из страны — например, на кого-то жаловались соседи, что они кричали на детей.
Ребёнок — это маленький взрослый. Такое отношение с младенчества. Если научился ходить — не таскают на руках, одевают так же легко, как себя, не кутают. С ним пытаются поговорить, объяснить, а не ругать. А в качестве наказаний здесь разработана система штрафных карточек. К примеру, получил 5 желтых карточек — могут выгнать из школы. Дети очень боятся этой системы.
Но, на мой взгляд, строгость всё же не помешает. Мне кажется, наше русское воспитание прививает больше уважения к старшим, а вседозволенность — не всегда хорошо.
Ребёнок — это дорого
Лучше завести собачку, чем ребёнка — такой выбор делают немцы, потому что ребёнок, по их мнению, это не дёшево. Вот почему в статистических семьях здесь, в основном, один малыш. Редко — двое, а уж про троих-четверых я вообще молчу. На моей работе все удивляются, что я решилась на двоих, и говорят: «Ира, но ведь это очень дорого!»
В целом, система материнства здесь мне нравится. А ещё нравится отношение. В России я проходила практику в роддомах и знаю, как там могут выражаться и как открыто осуждают личную жизнь рожениц. Здесь такого нет: с тобой всегда обращаются с улыбкой и доброжелательностью, а в личную жизнь не лезут. Что бы я изменила? Пожалуй, ничего! Ну, может быть, только пособие — чтобы его платили в полном объеме хотя бы до двух лет декрета.
{{amount}} {{declOfNum(amount, ["комментарий", "комментария", "комментариев"])}}
Оставьте комментарий