Отдать ребенка в государственный детский сад или в частный, который работает по системе Марии Монтессори? Может, начать изучение методики сначала у себя дома? Почти каждый родитель, узнавший о системе Монтессори, задается десятками вопросов. Ответами поделилась детский и семейный психолог и мама двоих детей Анна Демина.

Система Марии Монтессори известна в мире с 1907 года, когда ее основательница открыла первое дошкольное учреждение по своей методике. Как врач, антрополог и педагог, она знала, что при правильном обустройстве среды и методах обучения даже отстающие в развитии дети со временем начинают опережать здоровых. 

Суть метода в том, что ребенок рождается уже со своим уникальным потенциалом и потребностью развиваться: окружающая среда ему в этом либо помогает, либо мешает. Поэтому главная задача взрослых — создать такие условия, в которых естественные потребности детей будут удовлетворены.

Когда начинать применять методы Монтессори

Чтобы от применения методики Монтессори получить положительные результаты, родителям нужно учитывать сенситивные периоды — возрастные промежутки, в которые у ребенка легко и полноценно развивается какая-либо психическая функция, деятельность и разные навыки. Мария Монтессори говорила, что в своем развитии ребенок проходит ряд этапов.

От 0 до 3 лет — время восприятия порядка. Это «золотой период» для приучения ребенка к аккуратности, порядку в игрушках и вещах, режиму дня: важно показать малышу, как подмести за собой пол, вытереть пролитую воду, собрать одежду в свой шкафчик. Научить этому детей старше 3 лет будет уже сложнее.

От 1 года до 4 лет — время развития движений и действий. В этом возрасте физические упражнения активно влияют на работу головного мозга — идет интеллектуальный и социальный рост ребенка. Именно поэтому детей тянет на уличные площадки, на которых есть горки, качели, лестницы. Занятия на них помогают улучшить координацию, вестибулярный аппарат, гибкость и ловкость, а также укрепить мышцы.

От 0 до 5,5 лет — время сенсорного развития. В этот период дети задействуют все каналы восприятия для изучения мира: ребенок всё рассматривает, ощупывает, извлекает звуки, нюхает и пробует на вкус. Поэтому важно создать для малышей такую среду, которая будет наполнена звуками, запахами и ощущениями. На этом этапе формируются понятия о форме, цвете и размерах предметов.

От 1,5 до 5,5 лет — время восприятия маленьких предметов. В этом возрасте идеальными занятиями с ребенком будет перекладывание руками или ложкой с одной миски в другую крупы, фасоли или гороха, нанизывание бусин на веревочку, сбор мозаики и пазлов. Благодаря таким действиям у малыша будет развиваться зрительно-моторная координация, ловкость и точность движений. А еще развитые кисти и пальцы рук подготовят ребенка к письму.

От 0 до 6 лет — время речевого развития. Для эффективного освоения можно создавать подобие окружающей среды: например, дома показывать муляжи грибов, овощей, животных, маленькие копии домов. Также малышам понравятся тематические карточки и книги. 

От 2,5 до 6 лет — время развития социальных навыков. В этот период ребенка важно научить вежливости: простому «Спасибо», «Пожалуйста», «Здравствуйте», «До свидания», «Извините». 

Если же не соблюдать эти периоды, то возможности максимального развития разных функций у ребенка теряются. Поэтому необходимо знать про них и вовремя выстраивать правильную среду.

Как обустроить дом по системе Монтессори

Основная задача среды по Монтессори — удовлетворение потребностей ребенка на каждом его возрастном этапе. Начинать создавать ее можно сразу же после рождения. 

Главный принцип организации такой среды — это доступность для малыша всего, чем он пользуется. У него должна быть возможность делать все самостоятельно.

При таком подходе дети сами едят, моют руки, чистят зубы, выбирают одежду, одеваются, решают, когда и с какими игрушками заниматься. 

Так, например, в ванной комнате нужно повесить крючок с полотенцем на том уровне, на котором ребенку удобно его достать. Также у него должен быть доступ к зубной щетке, пасте и мылу, чтобы самому помыть руки и лицо или почистить зубы. Если малыш не дотягивается до крана, используйте подставку.

Здесь же, в ванной комнате, должна стоять корзинка со сменным бельем: например, грязные мокрые штаны ребенок бросает в одну корзину, а чистые берет из другой. А еще тут же или в туалете должен стоять горшок: не в спальне, не в гостиной и не в коридоре.

Под самостоятельностью на кухне мы понимаем и самостоятельный прием пищи, и ее приготовление, и сервировку стола, и возможность убрать за собой. Ребенку необходим его собственный маленький легкий стул и стол. Также специально для него можно переставить детскую посуду на нижнюю полку кухонного гарнитура или организовать отдельную полочку, на которой будет стоять его минимальный набор — тарелка, кружка, ложка. Здесь же можно расположить салфетки и кувшин с водой.

Начинать это все можно уже с момента, когда малыш уверенно ходит. Конечно, у него сначала может проливаться вода, что-то падать с полок. Но только проходя через ошибки, он будет учиться контролировать свои действия. Если у него прольется вода, предложите ему тряпочку, чтобы самостоятельно вытереть со стола или пола. Расположить ее важно тоже так, чтобы можно было легко взять.

На стол можно поставить тарелку с перекусом — фруктами, сухофруктами, вареным яйцом: все, что для вас приемлемо. Когда ребенок проголодается, он сможет сам накрыть на стол, а после еды убрать за собой.

Для маленьких детей это все напоминает игру, поэтому им нравится такой процесс. В период обучения ребенка этим навыкам направляйте его: «Вот твоя тарелка — можешь поставить ее на стол», «Сейчас пора вытереть со стола. Помнишь, где у нас тряпочка?». Говорите о возможностях, а не обязанностях. И не забывайте хвалить за успехи.

Перейдем к детской спальне. Начнем с зоны одевания. Это должно быть место, в котором в свободном доступе будет расположена одежда для ребенка: домашняя и на выход. Лучше, если два этих вида будут распределены по разным местам: например, полкам или отделам. Возле этой зоны — комода, маленького шкафа — можно поставить детский стул.

Важно следовать нескольким принципам: вся одежда должна быть одновременно в зоне видимости ребенка — каждая футболка, рубашка или штаны висят на отдельной вешалке, все вещи соответствуют текущему сезону (не более 2–3 экземпляров каждого вида), ребенок сам выбирает какую из кофт он хочет сейчас надеть, одежда простая и удобная — штаны не на молнии, а на резинке, застежки не на пуговицах, а на липучках (если малыш освоил один вид застежек, тогда можно усложнить и предложить другой). 

Педагогическая система Монтессори также предполагает разделение комнаты ребенка на пять тематических зон.

Зона практической жизни

Здесь ребенок учится бытовым вещам. Для этого у него должны быть материалы для ухода за собой — приготовления еды, уборки, одевания, для заботы об окружающей среде — уборки и ухода за растениями и животными. То есть тут малыш узнаёт, как пользоваться столовыми приборами, ножницами, пересыпать крупы, расчесываться, застегивать пуговицы, подметать пол. 

Зона сенсорного воспитания

Здесь малыш будет развивать органы чувств. Для этого нужны материалы для определения размера — цилиндры, башни, лестницы, для различения цвета — цветные таблички, для развития тактильного чувства — ткани, шершавые предметы, для развития слуха — звоночки, для развития обоняния — шарики с разными запахами.

Математическая зона

Материалы для нее можно использовать из зоны сенсорики: ребенок будет считать количество цилиндров, цветных брусочков или кусочков ткани, разных по размеру фигурок. Можно сделать наглядные цифры. 

Зона языкового развития

Она тоже строится на тактильных материалах. Для расширения словарного запаса можно поставить коробочки и карточки, изображающие предметы; для обучения письму — шероховатые буквы, подвижной алфавит и магнитную доску; для обучения чтению — простые книжки. Здесь же уместны будут муляжи фруктов, овощей, фигурки животных.

Зона космического воспитания

Она затрагивает сферы географии, биологии, истории, науки. Здесь можно предложить ребенку изучение глобуса, календарей, часов, гербариев, горшков с живыми цветами, материалов для практических научных опытов.

И все это выходит не дороже, а иногда даже и дешевле. Суть организации домашней среды по методике Монтессори не в том, чтобы купить все монтессори-материалы, а в том, чтобы показать особое отношение к ребенку, когда вокруг него выстраивается мир, в котором ему удобно и который его развивает. Детская может быть дорогой, но совершенно не развивающей. А может быть все наоборот — вы почти не вкладываете лишние деньги, но ребенка окружает развивающее пространство. 

Чтобы среда была максимально эффективной, важно придерживаться еще одного принципа системы Монтессори — давать ребенку свободно работать в его пространстве. То есть малыш может сам выбирать, во что хочет поиграть, что первым делом ему изучить и когда закончить этот процесс. Создав развивающую среду, взрослые переходят в позицию наблюдателей, передав таким образом активность детям.

Результаты раннего развития по Монтессори

Если соблюдать принципы методики, учитывать сенситивные периоды и правильно организовать развивающую среду, то первые результаты у ребенка можно увидеть уже через 2–4 недели.

Дети начинают проявлять больше интереса к самостоятельному освоению навыков: например, сами тренируются одеваться. Также с ребенком становится проще взаимодействовать, увеличивается время его самостоятельной игры.

Тут выигрывают обе стороны: с одной — родители, которые могут в это время заняться какими-то делами, с другой — ребенок, у которого появляется интерес и упорство. Сейчас, к примеру, ваши малыши одеваются на улицу «с боем», а после занятий в среде Монтессори они смогут сами выбирать одежду, натягивать на себя штаны. 

Эффект от домашней монтессори-среды будет даже в том случае, если ребенок ходит в обычный детский сад. В родных стенах дети проводят все-таки больше времени, и в семье формируются привычки.

Детский психолог Анна Демина поделилась собственным примером, как система Монтессори помогла ей и ее детям.

«У меня есть сын, которому сейчас 5 лет, и дочка, которой 1 год и 7 месяцев. На примере старшего ребенка я убедилась, что эта система точно работает. В бытовом плане у нас закрыты все вопросы: он может сам разогреть себе в микроволновке еду, нарезать хлеб и намазать его маслом, достать из холодильника молоко и налить в стакан, сделать омлет или салат.

Также он сам одевается, моется в ванной, чистит зубы, убирает за собой свою одежду. В познавательном плане сын тоже очень активен: мне не приходится придумывать, чем его занять. Он сам что-то постоянно инициирует, планирует свою деятельность, подбирает материалы.

Младший же ребенок может самостоятельно, например, налить себе воду и попить. Организация развивающего пространства облегчила мне жизнь: уже не нужно отвлекаться на мелкие просьбы». 

Для тех, кто хочет узнать о системе Монтессори больше, Анна советует книги Елены Тимошенко «Ваш малыш на кухне» и «Чудо Монтессори или учение без мучения и воспитание без оценок, наград и наказаний». 



Эксперты: Анна Сергеевна Демина

Читать дальше