Что вы знаете о леворукости? Кроме того, что каждый второй американец, если верить кино и сериалам, пишет левой рукой, и что наши бабушки и дедушки упорно всех левшей переучивали. Наверняка вы неоднократно читали, что среди левшей множество гениев, а еще где-то краем уха слышали, что левша — это вовсе не про левую руку. Рассказываем подробнее, что такое левшество, вместе с экспертом-нейропсихологом.

6 фактов о левшестве:

  1. Только правшество бывает полным — когда ведущим является левое полушарие мозга, отвечающее за правую половину тела, а рука, нога, ухо и глаз доминируют правые.
  2. Левшество бывает и полным, и частичным. Согласно данным профессора биологии Карла Ханнафорд, существуют 32 различных доминирующих профиля, и от них зависит вся жизнь человека. 
  3. Ведущую руку человека можно определить, еще когда он находится в утробе матери. 
  4. Переученные левши до 6 раз медленнее обрабатывают информацию в зависимости от особенностей латеральной асимметрии. 
  5. Левши живут меньше. 
  6. У левшества есть несколько бонусов.

Обо всем этом мы рассказываем вместе с Екатериной Галяевой, нейропсихологом, психологом, кинезиологом, двигательным терапевтом, Членом Международной ассоциации нейропсихологов и психотерапевтов, основателем проекта «Мудрое Движение». 

Екатерина, ответьте сразу на главный вопрос, левой рукой действительно пишут только левши?

Конечно же, нет. И дело даже не в том, что всем известны случаи, когда левшей переучивали. Раньше так просто было принято в нашей культуре: все должны писать правой рукой, и дома родители, бабушки, нянюшки учили только правой рукой держать ложку, карандаш. И в школе учили также: «Возьмите ручку в правую руку». К счастью, сейчас уже редкий случай, когда кто-то настаивал, чтобы ребенок выполнял какие-либо ручные работы только правой рукой. Но я порой вижу в диагностике детей, которые изначально являются леворукими, но пишут правой рукой. Почему так? Я для себя выделила несколько вариантов:

1) У маленького ребенка, еще до года, был повышен тонус в силу тех или иных особенностей рождения и неонатального периода развития и затруднены любые действия с левой стороны. То есть левой рукой ему было труднее оперировать, чем правой. Ребенок тогда начинает что-то делать правой рукой, хотя его ведущая рука левая.

2) Бывает, что леворукому ребенку делают прививку БЦЖ, а делают ее в левое плечико. Это болезненная прививка, и рука болит довольно долго. Как результат, малыш начинает пытаться манипулировать правой рукой, и тогда именно она закладывается как основная. 

3) Бывали в моей практике и такие случаи, когда леворукий ребенок задействовал свои зеркальные нейроны и начинал оперировать правой рукой, просто смотря и беря пример со своих праворуких родственников. 

Но бывает и наоборот. Однажды ко мне на прием пришел, по словам мамы, леворукий мальчик, 15 лет. И диагностика показала, что ведущая рука у него вовсе не левая, а правая. Просто в раннем детстве был тонус, который и вынудил тело сделать левую руку основной. В общем, возможны разные варианты. 

Главное, что нужно понимать: переученные и праворукие и леворукие дети — это не здОрово.

Вы говорите леворукость, в обиходе говорят левша. В чем разница? 

Мы, специалисты, разделяем леворукость и левшество. Леворукость — это то, как принято называть левшей в народе, когда ребенок ест левой рукой, пишет левой рукой и зубы тоже чистит левой. А левшество — это когда доминантное полушарие мозга у ребенка правое. В противовес правшам или праворуким детям, то есть истинным правшам, у которых ведущее полушарие левое. 

Нужно помнить о том, что у нас перекрестная иннервация, левый глаз, левое ухо, левая нога — управляются правым полушарием, а левое полушарие — правой стороной тела. 

Ведущая нога? Ухо? Глаз? Это действительно важно? 

Еще как. Известный факт, что у большинства нашей популяции ведущий правый глаз и он следит слева направо, то есть вся наша культура создана изначально для правшей, именно так мы пишем и читаем, но у некоторых людей ведущий глаз левый, а он следит справа налево и таким людям было бы удобно читать при условии, что они бы жили в арабских странах или в Израиле, где именно так устроено письмо. А когда они читают слева направо, они тратят гораздо больше энергии, чтобы удержать глаз на строке. 

Если мы представим, что у нас слабенький ребенок, с ведущим левым глазом, с некоторыми функциональными нарушениями, ребенок, который при этом пошел в школу в неполные 7 лет, или быстро истощаемый, неусидчивый, то ему подобные затраты энергии будут попросту не под силу и как результат пострадает чтение и письмо. 

Глаза отвечают за визуальное восприятие, уши — за восприятие аудиальной информации, и если левое ухо связано с правым полушарием, а речевой центр, как мы помним находится, слева, то обработка информации у таких детей, как минимум, занимает больше времени, они дольше осознают, о чем спрашивает учитель или понимают, что до него хочет донести преподаватель. Такие дети частенько не могут сразу ответить на поставленный вопрос.

Именно поэтому очень важно, чтобы учителя в школе располагали информацией о нейропсихологическом статусе ребенка, и не просто располагали ею, но и использовали при коммуникации с учениками, учитывали латеральную организацию при рассадке детей в классе. 

Рука — это символ коммуникации, и дети, у которых односторонний профиль — и рука и полушарие одно — испытывают в состоянии стресса проблемы с коммуникацией. Чувствуют себя очень одинокими, не могут попросить о помощи, ощущают свою оторванность от мира. 

Нога — это движение, крупная моторика. И тут есть очень интересные особенности. Дети и взрослые с ведущей правой ногой — левое полушарие — учатся новым движениям последовательно по левополушарному типу. Такому ребенку нужно показывать все stepbystep, от простого к сложному. Все объяснять. Это обучение дискретное. А вот дети с ведущей левой ногой, у которых ведущее правое полушарие, скорее посмотрят, как это делает кто-то другой и просто смогут повторить. Но при этом они вряд ли смогут объяснить, как они это сделали. Спонтанное целостное восприятие. Увидел и повторил.

Родители часто пытаются уже в младенчестве понять, какая рука у ребенка ведущая. Чтобы не переучивать и помогать. В каком возрасте уже можно определить: левша или правша?

Обычно мы не говорим, левша или правша ребенок до возраста 5-6 лет, а иногда, но значительно реже, даже до 7 лет. В норме такая «специализация руки» должна установиться перед школой. Маленькие дети все делают двумя руками и ни в коем случае взрослому не надо настаивать, чтобы ребенок брал игрушку, погремушку, ложку или карандаш той или иной рукой. Пускай пробует — в каком-то возрасте обязательно установится ведущая рука. Но специалисты знают, что даже когда беременной маме делают УЗИ, ребенок чаще сосет палец одной руки — и именно она позже диагностируется как ведущая. 

К чему нужно быть готовым родителям левши? 

Первое, что нужно запомнить: ребенок левша — это повод обратиться к нейропсихологу. Левша обязательно должен пройти курс нейрокоррекции. У таких детей плохо выстраиваются межполушарные связи и это вообще тот минимум работы, который должен быть проведен, даже если у него нет и намека на трудности в учебе. Нужно связать два полушария. 

У детей со смешанным латеральным профилем, когда ведущее полушарие и ведущая рука/нога/ухо или глаз находятся на одной стороне (то есть ведущее полушарие левое и ведущее ухо левое или ведущее полушарие правое и глаз правый) в ситуации стресса обязательно возникнут проблемы. Дело в том, что доминирующую роль в состоянии стресса берет на себя ведущее полушарие и доступ к полноценному восприятию информации или действию будут затруднены, а значит, снижается стрессоустойчивость.

И если у полных левшей и правшей стрессоустойчивость — 100%, то у таких частичных левшей стрессоустойчивость снижена. 

Но есть же и какие-то плюсы у левшества? 

Безусловно. И их очень много. Чего только стоит умение увидеть и повторить, которым обладают носители ведущей левой ноги. Левши мыслят нестандартно. Правое полушарие, его функция: целостное восприятие, видеть нечто целиком и только потом раскладывать на детали. Именно поэтому левши видят какие-то вещи иначе, по-другому, и такой взгляд нестандартный дает такие же нестандартные решения. 

Доминирование левого уха и глаза — это еще большие плюсы. Они считывают невербальные компоненты в общении с людьми и получается как в сериале «Обмани меня» — эти люди очень чувствительны к недосказанности, лжи, фальши в общении причем визуально или на слух (в зависимости от того, что у них ведущее по левой стороне, глаз или ухо). 

Этакое шестое чувство, но обусловленное сугубо особенностями физиологии мозга. 

Какие советы вы бы дали родителям левшей? 

Не переучивать левшу ни в коем случае. Еще раз — обязательно обратиться к нейропсихологу, чтобы связать два полушария, это важно. 

Продолжительность жизни у левшей ниже, чем у правшей — это связано с их чересчур эмоциональным восприятием мира и всего вокруг. Поэтому важно, как говорит профессор Семенович, «связать полушария бантиком», чтобы левши имели полноценный доступ к анализу, логике, рациональному мышлению, которое дает левое полушарие, чтоб мозг был целостным даже в условиях стресса. 

Использовать визуальное расписание для таких детей. У левшей нет времени в голове. Они живут здесь и сейчас. Ощущение времени — прерогатива левого полушария. Маленькие левши, да и большие тоже, его попросту не чувствуют. Время для них течет по-разному. 

Ребенку с ведущим левым глазом очень важно много читать вслух с самого раннего детства. Чтобы у него разворачивались картины перед глазами. Разыгрывать настоящий театр одного актера. Обязательно повышать самооценку ребенка. 

Регулярно выполнять упражнения из Гимнастики мозга Пола Деннисона. Я особенно рекомендую: перекрестный шаг, слон, думательная шляпа, ленивые восьмерки и крюки. Последнее упражнение особенно важно для поддержания самооценки.

Присмотритесь к своему ребенку — возможно, то, что вы принимали за невнимательность или лень на самом деле является проявлением левшества, а возможно вы и сами левша, просто не знаете об этом. Возможно, пришло время узнать? 

Упражнения из Гимнастики Пола Деннисона

Перекрестный шаг: Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. Эти же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Можно выполнять, и стоя, и сидя. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторяем 4-8 раз. Главное: чем медленнее движение, тем эффективнее. 

Думательная шляпа (колпак): Полезно при потере слухового внимания. Правую руки сгибаем в локте, заводим за голову и берем себя за противоположное ухо. Массируем начиная с верхней части уха, продвигаясь к мочке. Повторить 3-5 раз. То же самое — левой рукой. Выполнять можно как стоя, так и сидя с хорошей опорой.

Ленивые восьмерки: Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге горизонтальную восьмерку (знак бесконечности), потом — левой. А теперь правой и левой одновременно. Начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.

Слон: Ухо плотно прижимаем к плечу. Одновременно вытягиваем одну руку, как хобот слона, и начинаем рисовать ею горизонтальную восьмерку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Глаза при этом следят за движениями кончиков пальцев. Меняем руки. Упражнение выполнять максимально медленно, 3-5 раз каждой рукой.

Крюки: Можно выполнять как стоя, так и сидя. Необходимо скрестить ноги лодыжками. Затем скрестить руки, положив запястье правой руки на запястье левой руки, соединить пальцы в замок. Следите, чтобы большой палец правой руки оказался поверх большого пальца левой руки. Теперь самое сложное: нужно вывернуть соединенные в замок руки перед грудью «наизнанку» — сцепленные пальцы будут направлены кверху. Смотреть нужно прямо, взгляд вверх, а кончик языка прижат к верхнему нёбу. Находиться в этой позе нужно 1-5 минут.



Эксперты: Екатерина Галяева

Читать дальше