О пользе лепки говорят все педагоги раннего развития: ведь это развитие моторики, воображения, усидчивости и эстетического восприятия мира. А ещё от этого зависит почерк ребёнка в будущем. Однако желать, чтобы малыш сел и слепил чудесного ёжика — бессмысленно — многое зависит от возраста ребёнка, его способностей и организации самого процесса. О том, почему с ребенком стоит лепить, даже если получается коряво, и как правильно организовать этот процесс, рассказывает автор «Дэйли Бэби».

Главным отличием лепки от рисования и аппликаций в том, что ребёнок учится воспроизводить объемную модель. То есть он лепит то, что знает и видит, и воспроизводит это в таком виде, в каком представляет: дерево, фрукты, посуду, животных. И тут важно не только изобразить предмет объёмно, но и подобрать правильную цветовую гамму, выразить свои эмоции. 

Известный педагог-учёный В.А. Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках пальцев». И это действительно так, ведь лепка развивает моторику, способствует формированию речи и выразительного мышления. В жизни каждого малыша это занятие должно иметь место. Разберёмся, в каком количестве и как именно. 

Возрастной ценз

На упаковках пластилина и массы для лепки написано: «Для детей с трёх лет». Но на деле овладеть техникой лепки малыши могут и раньше. Главное — делать это под контролем родителей, которые будут тщательно следить за тем, чтобы малыш не съел материал. В 2-3 года ребёнок уже в состоянии слепить колбаску и превратить её в колесо, раздавить пластилиновую лепёшку и понять, что это яблоко или печенье (в зависимости от сюжета). А ребёнок 5-6 лет может уделять внимание мельчайшим деталям. 

Тесто, масса или пластилин

Существует несколько видов материалов, подходящих для лепки ребёнка.

Глина — из этого материала можно создавать шедевры, но этот вид творчества больше подходит для ребят младшего школьного возраста: во-первых, глину надо готовить (разводить в пропорции), во-вторых, она легко пачкает всё вокруг, в-третьих, в лепке этот материал не самый лёгкий, а в-четвёртых, темный цвет глины не каждому ребенку покажется привлекательным.

Тесто — хороший вариант для самый маленьких, особенно для тех, кто стремится помогать маме с готовкой. Но у него тоже есть свои минусы: его надо замешивать, поделки сушить, да и разновидностей цветовой гаммы нет. 

Масса для лепки — как правило, изготавливается на основе того же солёного теста. Она яркая, мягкая, удобная даже для самых нежных ручек. Обычно в её набор входят рамочки и формочки для лепки. А ещё её легко убирать и она не прилипает к коврам и мебели. Из недостатков — быстро высыхает на воздухе, плюс у неё небольшой срок хранения. Поделки из массы для лепки могут высыхать и трескаться.

Пластилин — экономно и не сохнет на воздухе. По цветовой гамме он не уступает массе для лепки, да и лучше скрепляет детали. Поделки из пластилина не ломаются и не трескаются. Из минусов — он может испортить ковёр или мебель, потому что легко липнет, экспериментировать с формочками с пластилином не получится, да и подходит он детям постарше, поскольку не такой мягкий, как масса для лепки. Если же вы предпочитаете пластилин, попробуйте для начала восковой — он более «послушный». 

Делаем вывод: самым маленьким детям больше подходит солёное тесто или масса для лепки, по мере взросления ребёнка хорошо подключить и пластилин, и глину.

Особенности занятий

Итак, вы решили позаниматься с малышом. Не стоит требовать от него многого. Первые занятия должны быть непродолжительными, всего 5-10 минут, но даже это количество времени принесёт немалую пользу. Для этого:

  1. Выделите место для занятий — стол, за которым должны поместиться и ребёнок, и вы.
  2. Приготовьте влажные салфетки, чтобы вытирать малышу руки, особенно если ваш ребенок не любит быть испачканными.
  3. Пластилин, массу для лепки или тесто.
  4. Подручные материалы: книжки для лепки, формочки, листы картона.
  5. Выбирайте такое время, когда малыш не хочет спать, есть, не капризничает и не болеет.
  6. Лепите вместе. Даже если ребёнок поначалу мало интересуется этим процессом, показывайте, как это получается у вас, пытайтесь заинтересовать.
  7. Помогайте ребёнку — первое время ему будут тяжело даваться техники.
  8. Завершайте занятие чуть раньше, чем малыш устанет. 
  9. Техники лепки по возрасту

Пожалуй, проще всего лепить с формочками (при условии, что вы используете массу для лепки). Преимуществ от такого занятия множество, но всё же лучше развивает воображение самостоятельное творчество. Итак, что же может сделать сам малыш, в зависимости от возраста. 

В 2-3 года

Отламывание кусочков пластилина, раскатывание их в ладонях и превращение в палочки — первое, чему учится ребёнок. Обычно с этим легко справляются дети 2-3 лет. 

• Если вы видите, что ребёнок освоил эту технику, научите скреплять кончики: так колбаска превратиться в баранку или колечко. 
• В этом же возрасте на начальном этапе освоения процесса лепки ребёнок может попробовать раскатать шарик в ладошках — вот и получилась ягодка. 
• Скатали шарик — положите на лист бумаги или картона и придавите. Получилась лепёшка. Пусть это будет пряник! 
• С лепёшкой можно поиграть: надавим большими пальчиками на середину — получается тарелочка. А если эту тарелочку соединить с ещё одной колбаской, то выйдет сковородка. 
Ребёнку в 2-3 года очень интересен процесс превращения предмета из одного в другой (например, шарик — ягодка — пряник — тарелка — сковородка). 

3-4 года

Ребёнок постарше в состоянии моделировать более сложные модели. 

• Это фигуры, состоящие из нескольких элементов, например, снеговик из шариков, пирамидка из лепёшек. 
• Подключайте вспомогательный материал. Скатайте шарик и воткните в него зубочистки. Так вы получите ёжика. Или сделайте рыбку из пластилина и крупы, которая будет выполнять функцию чешуи. 
• Можно попробовать технику раскатывания. На лист картона выкладываем небольшие кусочки хорошо нагретого пластилина или массы для лепки и большими пальчиками рук раскатываем по всей поверхности листа. Затем с помощью различных круп, камешков и других подручных материалов выкладываем картину. 

4-5 лет

В этом возрасте у ребёнка уже достаточно сильные пальцы, и он может работать с целым куском пластилина. Учите малыша:

• Стягивать фигуру, получая, к примеру, овал, приплюснутый шар.
• Добавьте технику прищипывания, с помощью которой можно формировать мелкие детали, как вариант — ушки и носик у фигурки животного.

5-6 лет

Ребёнок 5-6 лет и старше уже в состоянии:

• Уделять внимание мелким деталям. Например, слепить фигурку человечка с глазками, носиком и ротиком. 
• Лепить нескольких персонажей и создавать историю, сказку.
• Делать налепы, то есть при создании картины на картоне с помощью небольших кусочков пластилина, находящих друг на друга, делать объем. Так можно создать чешую у рыбки, кружева на платье.
• Вырисовывать рельефы.

Здесь уже задача родителей — контролировать процесс и следить за тем, чтобы ребёнок придавал как можно больше реалистичных черт своей фигуре. 

Важно: у каждого пальчика в лепке есть своя функция. Так, большими и средними пальцами рук малыш может делать вмятины, указательный и безымянный пальчик катает тоненькую колбаску по столу, мизинец помогает в создании рельефа. Большим и указательным (или средним) пальцами можно на весу катать маленькие шарики — глазки, носики. Лепёшки делаются с помощью надавливания внутренней стороной большого пальца.

Идеи для самых маленьких

Шарики, колбаски — многим это занятие может показаться неинтересным. На самом деле есть множество вариантов создания образов из этих фигур:

• Возьмите лист бумаги. Нарисуйте голову с глазками и рожками. Это будет гусеница. Вместе с малышом катайте разноцветные шарики, расплющивайте их в кружочки, выкладывайте от головы гусеницы друг за другом. Можно добавить ножек из маленьких колбасок и получить сороконожку.

• Нарисуйте на листе бумаги девочку в пышном платье. Катайте маленькие шарики, а ребёнок пусть их выкладывает на юбку и указательным пальцем слегка надавливает. Получится платье в горошек.

• Из пяти шариков разного размера сделайте пять лепёшек. На листе картона выложите их друг на друга — получилась пирамидка.

• Нарисуйте две горизонтальные полоски. Пусть малыш катает маленькие колбаски и кладёт их поперёк. Так получатся рельсы. По ним потом можно прокатить игрушечный паровозик.
Чем больше фантазии вы включите, тем больше будет развиваться воображение у вашего ребёнка. Учите малыша творить, и вы сами не заметите, как процесс лепки захватит и вас. 



Читать дальше