Дэйли Бэби рассказывает о том, как двухлетний ребенок покоряет водную гладь на байдарке, что об этом думает опытный инструктор и как правильно вовлечь ребенка в хобби родителей.

Туризм в нашей стране — больше, чем спорт. Начиная с эпохи «шестидесятников» отважным туристам покорялись и горы, и равнины, и водная гладь. Водный туризм — это настоящий микс всего полезного и увлекательного. Разнообразные суда, начиная от привычных байдарок и заканчивая новомодными SUP-досками, увлекательные маршруты разного уровня сложности, работа в команде и исследование нового. Последний пункт особенно важен, если тебе нет и трех лет. 

Кузьма, сын Надежды Горчаковой в свои неполные три года может похвастаться тремя байдарочными походами. Как считает его мама, капитаны «корабля» в походах — конечно же, родители.

Надежда Горчакова: 

— До рождения ребенка мы с мужем ходили в походы, но больше горные, лыжные и велосипедные. 

В три месяца пошли с ним в первый поход выходного дня с ночёвкой. В первый водный многодневный поход мы взяли Кузьму в 10 месяцев, на майские праздники. Зимой катались с ним на лыжах и выходили в лес, но ходить в многодневные походы зимой с ребёнком не пробовали.

Про наши первые походы трудно говорить с точки зрения сына: сложно спросить об этом у десятимесячного ребёнка. Для меня основной критерий был — что понравилось нам, родителям. Мне чужда мысль, что я должна «обязательно гулять» с ребёнком или что «ребёнку нужен свежий воздух». Это всё нужно и интересно, прежде всего, мне и мужу. Ребёнку — да, хорошо. И конечно, мы радуемся, когда видим, что ему тоже нравится.

Комментирует Алексей Пахомов, инструктор по водному туризму:

— Я считаю, что подобные виды активности подходят всем. Конечно, речь не идет о крайне экстремальных направлениях, напрямую связанных с риском для жизни по своей сути. Если говорить о водном туризме, то каждый может выбрать для себя степень сложности маршрута, а также уровень нагрузки и соответствующий физическому состоянию темп прохождения. В дальнейшем любое увлечение может перерасти в серьёзные тренировки.

Надежда Горчакова:

— Согласитесь, если родители чем-то искренне увлечены, то маленький ребёнок всеми силами старается втягиваться в это и быть похожим на них. Но и в целом, на мой взгляд, на природе ведь всегда гораздо интереснее, чем в городе.

Чем заняться ребенку и маме на улице в городе? Ходить на детскую площадку? Так они почти все одинаковые, скучно. Смотреть на машины? Но ведь они не живые, и гораздо интереснее смотреть, как реку переплывает куница, как парит в небе ястреб, как зимородок ловит рыбу, слушать, как тенькает пеночка или кукует кукушка.

Тут же живое всё, даже река течёт — и пейзаж всё время меняется.

Подтверждает Алексей Пахомов, инструктор:

Начинать можно с любого возраста. Сейчас есть возможность приобрести экипировку любого размера; и гидрокостюмы, и страховочные жилеты продаются даже для самых маленьких. Контролируйте нагрузку, выполняйте абсолютно все требования безопасности — и не ограничивайте детей в их развитии. 

Например, моя дочь стоит на SUP-доске с двух лет. Сама она грести ещё не умеет — но кататься ей очень нравится. Навыки равновесия помогают освоить ролики, скейтборд, велосипед. А отсутствие страха воды помогает занятиям плаванием. Все навыки в итоге ведут к комплексному развитию маленького человека. Ещё один необходимый навык — умение слушаться и выполнять указания тренера. Непослушный ребенок рискует подвергнуть своё здоровье опасности в случае баловства, неподчинения и неадекватных действий. Так что дисциплина в водных видах спорта — один из ключевых факторов успеха.

Надежда Горчакова:

— Когда сыну было десять месяцев, критериями успешности похода для меня были: во-первых, то, что ребенок радовался, когда мы садились в байдарку. На берегу же было достаточно просто посадить его в лодку, стоящую рядом, — и можно было собирать лагерь. Малыш перекладывал вещи, лазил по байдарке вдоль и поперёк, изучал вёсла и чалки. Во-вторых, ребенок хорошо переносил смену обстановки. Мы старались плыть на дневной сон сына: садились в байдарку, муж делал пару взмахов веслом, и сын засыпал под покачивание на воде. И наконец, в лесу и на воде всегда есть, чем заняться — никакие игрушки не нужны. В десять месяцев это были шишки, песок, палочки, веточки черёмухи, ястребы в небе — не заскучаешь. 

Когда Кузьме был год и десять месяцев, мы ходили в походы с друзьями, и дети играли друг с другом. При этом дети помогали ставить палатки и загружать байдарки, готовить еду, радовались костру. Их никто специально не развлекал, но занятия всегда находились.

Что будет дальше? Время покажет. Сейчас мне ближе мысль, что пока ребёнок маленький, он просто включен в жизнь родителей, а когда подрастёт — видно будет, захочет ли он заниматься этим и дальше. Я не собираюсь реализовывать на сыне свои амбиции и делать из него водника или каякера.

Алексей Пахомов, инструктор:

— Все водные активности развивают чувство равновесия и навыки управления собственным телом, комплексно развивают мышцы корсета и верхних конечностей. Если мы говорим о походах и сплавах, то это дает несомненное расширение кругозора, знания о природе, стихиях, окружающем мире. Это приучает ребенка к чувству ответственности, показывает эффективность работы в команде и необходимость общения. 

Управление байдаркой, катамараном, любым гребным судном требует слаженной работы и показывает чёткий результат собственных действий — это необходимые условия для развития личности. Однако каждый родитель должен отдавать себе отчет в том, что именно он и никто другой отвечает за безопасность своего ребёнка. Необходимо обеспечить правильную и соответствующую экипировку, полностью выполнять все требования безопасности и сознательно контролировать обучение и занятия. Необходимо знать опасные факторы и способы их нейтрализации. Если вы не готовы разобраться с этим, то, возможно, именно вашего ребенка не стоит подвергать опасности.

Несмотря на разнообразие плавсредств, на обилие технических «примочек», максимально облегчающих поход или сплав, родители должны разрабатывать маршрут, исходя из опыта, возраста и физических способностей своего ребенка. И, конечно же, даже опытным родителям-«походникам» не помешает консультация профессионального инструктора, как считает Алексей Пахомов:

— Конечно, на этом «водном пути» нужен профессиональный инструктор. Ребенку — для правильного и доступного обучения всем тонкостям. Вам — для разъяснения ваших действий по обеспечению безопасности. При этом наличие профессионального инструктора не освобождает вас от обязанности контроля за процессом. И ещё раз подчеркну, основное количество опасных случаев происходят от низкой информированности. Не поленитесь сами изучить тот вид спорта, в который вы отдаете ребёнка. Тем самым вы избавите себя от страхов, а тренеров и инструкторов — от некомпетентных упреков.

Важно подчеркнуть, что для занятий водными видами активности совершенно необходимо умение плавать. Конечно, вы можете взять в поход маленького ребенка, который плавать еще не умеет — но тогда вам придётся уделять ему всё свое внимание, и это не отменяет использование страховочных средств. А значит, должен быть ещё как минимум один член группы, который занимается греблей и биваком.

По опыту скажу — детям в походах и сплавах гораздо легче, чем родителям. Это огромный толчок к развитию во всех смыслах, дети познают мир.

А родители следят за нагрузкой и обеспечивают безопасность. Со временем ребенок усваивает все необходимые правила поведения, и вопрос безопасности уже стоит не так остро. Ребенок учится отвечать за свои действия и понимать важность всех предпринимаемых мер. Самое главное в этом случае — ответственный подход родителей к выбору сезона, маршрута и экипировки.



Эксперты: Алексей Пахомов

Читать дальше