Домашнее образование — тема сейчас популярная. С одной стороны сплошные плюсы: ребенок под присмотром, индивидуальный подход, обучение в комфортной обстановке, а с другой стороны — невозможно угадать заранее, как отразится на жизни ребенка такой смелый и бесповоротный поступок родителей. Автор «Дэйли Бэби» откровенно рассказала о личном опыте домашнего обучения в своём детстве и о том, так ли это безобидно и здорово для ребенка (спойлер: нет, не так).

Педагогические эксперименты

Моя мама — педагог, а это значит, что она всё знает лучше, в любых вопросах. В первом классе она перевела меня из школы, где я училась, в школу, где она преподавала у старших классов. Посреди моего самого первого учебного года — это далось мне нелегко. Я начала много болеть. Со временем к новому классу я привыкла, но учиться там было сложнее, класс был сильный, я отставала. Так я и росла — часто болела, что сказывалось на успеваемости, догнать класс не успевала и снова болела. Начальную школу я окончила на тройки. Меня тройки не смущали, но для мамы это был сигнал, что так продолжаться не может и надо что-то менять.

Фотография из личного архива автора

Мама отправилась со мной по врачам: рассказывала о том, как часто и серьезно я болею. Факт преувеличения меня смутил, но мама сказала, что так надо. И врачи выдали справку о необходимости перевести меня на домашнюю форму обучения. С этой справкой педагогов, которые занимаются индивидуально с учеником, оплачивает государство.

И в 5 класс я не пошла в школу. Школа пришла ко мне домой.

Плюсы и минусы домашнего образования

Наконец-то я стала хорошо учиться. Когда занятия индивидуальные, то отставать не от кого, уровень учитель всегда задаёт по тебе. Вроде бы в этом моменте своей истории я должна была почувствовать себя, наконец, нормальной ученицей, которая всё понимает и не пропускает занятия. Но, к сожалению, чувствовала я себя абсолютно наоборот. Я чувствовала себя очень странной.

Мама не объяснила мне, почему теперь я не хожу в школу, и мало того, что сама я не понимала перемен в своей жизни, так ещё и в дополнение к моим скомканным мыслям добавилась выдуманная история для бабушки, что на самом деле я, вроде как, в школу хожу. Так как, по маминым словам, бабушка не поймет и не одобрит домашнее обучение.

В школе у меня были друзья, но они закончились вместе с ней. Я чувствовала себя «белой вороной», думала, что друзья не хотят со мной общаться.

А у них просто продолжилась своя жизнь, из которой незаметно выпала я. Поэтому какое-то время мы пробовали общаться, но всё быстро сошло на нет. Таким образом, мои мысли, что я «не такая, как все» очень прочно укоренились в моей голове.

Что у меня за болезнь такая?

Мне даже не приходило в голову спросить у мамы, что вообще произошло. Почему я сижу дома. Что у меня за болезнь такая. Почему это лучше, чем быть «как все». Я верила, что мама лучше знает, и раз мои оценки изменились — значит всё правильно.

Я ходила в музыкальную школу, на танцы, занималась биатлоном. У меня была довольно насыщенная жизнь помимо домашнего образования, появились друзья.

Но мысль о том, что я, к сожалению, не такая, как все, продолжала меня мучить. Мне было страшно рассказать своим новым знакомым о том, что я не хожу в школу. Я видела непонимание и очень смущалась.

Фотография из личного архива автора

В 14 лет в первый класс

Так продолжалось несколько лет, а к 9 классу я, наконец, осознала, что можно рискнуть и попробовать учиться, как большинство: вставать рано утром и ходить в школу со всеми вместе. Маме сказать было не страшно, было страшно решиться на это самой. Я очень верила в то, что не справлюсь, что я слабая, что не потяну, ударю в грязь лицом и миллион других подобных мыслей съедали меня изнутри.

Мама удивилась моему решению, так как за 4 года мы ни разу не обсудили с ней эту тему. Она искренне верила, что мы совпадаем во взглядах на домашнее обучение и обе думаем, что ничего приятного в ежедневых походах в школу нет.

И вот я пошла в школу. Словно в первый класс, только в 14 лет.

Мама предложила пойти в самый слабый класс, чтобы я точно справилась. В этом классе почти каждый день пили водку, начиная с первого урока передавая её под партами, а не пили только несколько беременных девочек.

В грязь лицом я не ударила, хоть и не пила водку и не была беременной, а ведь снова была «не как все». Но класс был хороший, несмотря на их образ жизни, и мне там было комфортно. Училась я лучше всех, всем подсказывала и меня все быстро полюбили.

Мне очень не хватало знаний, как вести себя в школе. Я не понимала местных шуток, не умела хитрить, незаметно дать списать или ответить обидчику. Но ходить в школу, будто я самая обычная девочка — было самое главное для меня удовольствие.

Домашнего образования стыжусь до сих пор

Мне почти 30 лет, но я до сих пор не рассказываю друзьям об этом периоде моей жизни с 10 до 14 лет. И буду смущаться, если кому-то моё домашнее обучение покажется странным. А чувство, что я не такая, как все, очень уверенно и глубоко сидит во мне, да вряд ли уже куда-то когда-то денется.

К маминому счастью я выросла успешным человеком: у меня есть красный аттестат и два высших образования. А мне очень хочется, чтобы родители, выбирающие для своих детей такой формат обучения, помнили, что такие навыки, как коммуникабельность, умение постоять за себя, где-то схитрить или удачно пошутить —  не менее важны (а может и более), чем пятерки в дневнике.



Читать дальше