Сегодня, когда у нас есть практически все, о чем наши родители не могли и мечтать, главным ресурсом человека стало время. В погоне за карьерными достижениями и личностным ростом, мы больше всего мечтаем о двадцать пятом часе в сутках. Зачастую такой час нужен не только нам, но и нашим детям, которым мы уделяем не так много внимания, как хотелось бы. Автор «Дэйли Бэби» пообщался с Светланой Сыпковой, опытным психологом и сертифицированным детским психотерапевтом, о том, как попытаться компенсировать количество времени, проведенного с ребенком, качеством ваших занятий с ним.
Светлана, как вы считаете, современные родители достаточно уделяют времени своим детям?
А что такое время? Для кого-то — деньги, для кого-то — жизнь. На самом деле, это ведь условная единица, поэтому понимание «много» и «мало» тоже у каждого свое.
Я вот как-то наблюдала сценку в парке: на лавочке сидели мама и дочка лет 2-х, развернувшись спинами друг к другу, каждая уткнувшись в свой гаджет. Мама рассматривала какие-то картинки, девочка тыкала пальчиком в мелькающие точки. Они вместе сидели на одной лавочке, но можно ли такое вообще времяпровождение назвать «вместе»? Я думаю, нет. Ведь время у каждой из них проходит по отдельности. К тому же переживание протекания времени в силу возрастной разницы у них тоже разное: у детей время тянется, а у взрослых проносится. К сожалению, такая картинка — обыденность.
По вашему, дело не только в количестве времени, но и в его качестве?
Конечно. Современная реальность такова, что многие родители вынуждены много и упорно трудится. Действительно, работе уделяется времени больше, чем общению с детьми. Многие родители начитают чувствовать из-за этого вину и стараются как-то оптимизировать свою жизнь, чтобы и на работе, и дома быть лучшими, насколько это возможно.
И все же, вернувшись к сценке из парка, давайте ответим откровенно, что для ребенка важнее — количество проведенного рядом с мамой и папой времени или качество? Надеюсь, что для многих ответ очевиден.
Какие ошибки при этом совершают большинство родителей, не считая уже классическое современное «погружение в гаджеты»?
В общении с детьми, как и во всем в жизни, важен определенный баланс. Есть родители, которые просто «растворяются» в своих детях, а когда ребенок подрастает и уходит в самостоятельную жизнь, жизнь родителей заканчивается, есть даже такой термин в психологии — «синдром опустевшего гнезда».
Есть другая крайность, когда ребенок загружен кружками, с ним занимаются репетиторы, няни, бабушки, а родители появляются редко, как праздник, — если вообще появляются. И взрослый ребенок уже не сможет выстроить теплые и доверительные отношения с постаревшими родителями, даже, если для них это крайне необходимо. В этих отношениях будет чувство долга, ответственности, но не любви.
Пусть и обобщенная, но главная ошибка родителей — непонимание того, что качество всегда важнее.
Давайте поговорим об этом самом качестве. Что же делать, тем, у кого просто нет времени?
Нужно держать в уме знание о том, что каждая свободная минутка, занятая совместным или приятным времяпровождением, направленная на создание ощущения единства, сближает всех членов семьи. Даже если вы просто вместе поете песню в машине по дороге на кружок, идете семьей в книжный магазин, выбираете книги на свой вкус, отвечаете на вопрос, который интересует ребенка — это все важные моменты в совместном общении детей и родителей. Главное для родителей не быть скучными и назидательными.
Что делать с детьми разного возраста — можно ли дать профессиональные советы? Начнем с младенцев до года.
Малышам важны эмоциональный и тактильный контакт с родителями. Они еще настолько близки к природе, что даже по запаху могут отделить своего от чужого. Подержите его на руках, даже когда он спит. Смейтесь с ним, удивляйтесь вместе, когда он бодрствует. Желательно каждый день, пусть и несколько минут, и свою порцию необходимой любви от вас он получил.
А когда он уже подрастает и становится более активным? Начинает, скажем, ходить?
У ребенка младшего возраста уже много своих собственных дел, он бегает, осваивает пространство, он не может долго сидеть на одном месте. Совместная игра в догонялки, рассматривание предметов и взаимодействие с ними —по одним можно стучать, другой катать — и ребенок на бессознательном уровне понимает: «Я нужен, я любим, моя мама или мой папа учат меня».
Что с детсадовцами?
Когда забираете ребенка из детского сада, дорога к дому — это тоже замечательное время, которое вы проводите вместе. Конечно, важно узнать, что он кушал на обед и понравился ли ему полдник, но куда интереснее для ребенка поиграть с вами. Столько игр существует, в которые можно поиграть по дороге к дому, с помощью которых можно закреплять цвета, названия улиц или деревьев, учить счет, замечать признаки времени года и т.п. Проговорить детсадовские ситуации, которые вызвали приятные переживания у ребенка или наоборот — чувство обиды или злости.
Предшкольный возраст имеет свои особенности? Чем заняться с дошкольниками?
К примеру, более старшие дети любят играть в игру «День перевертышей», когда родители исполняют роль детей (и в это время честно могут полежать на диване, т.к. физические ресурсы их организма, утомленного работой, также необходимо восстанавливать), а дети играют роль родителей и выполняют посильные для них обязанности: поливают цветы, придумывают, чем семья будет заниматься днем, что надо бы приготовить для совместного ужина. К тому же такие дни формируют у ребенка самостоятельность и ответственность, придают уверенность и учат заботиться.
Ребенок пошел в школу. Что-то изменилось?
Школьникам можно показать свою любовь и добавить несколько приятных минут, когда вы их поднимаете утром в школу. Лучше это делать не командирским криком «Подъем!», а организовывая вместе веселую возню.
В этом возрасте уже важно, чтобы у вас сформировалось какое-то общее занятие, которое вы будете хотя бы раз в неделю делать вместе. Это может быть простая прогулка по набережной или в парке, рыбалка, изготовление поделок, поход на аттракционы или просмотр любимых фильмов, которые вы потом обязательно обсудите вместе, поделившись мнением, может быть, поспорите о чем-то, у каждого ведь свое понимание сюжета и мотивов поведения героев.
Как по вашему, занятость родителя, при правильном проведении времени вместе, все равно ощущается детьми негативно?
Знаете, иногда, она даже является воспитательным моментом. Один известный психолог как-то поделился с нами на лекции случаем из своей жизни. Он подрабатывал, как все начинающие педагоги, чтобы как-то обеспечить семью, читал лекции в двух ВУЗах очникам и вечерникам, а по выходным писал диссертацию. В душе все время чувствовал вину перед своими двойняшками за то, что совсем не занимается с ними.
Как-то в выходной день дети разыгрались, стали сильно шуметь и вдруг резко замолчали. Он повернулся на тишину и удивился: ребята сидели на ковре и внимательно смотрели на него. После недолгой паузы один из них сказал: «Папа, ты пиши, пиши, мы понимаем, как тебе это важно и, что все это ты делаешь для нас. Мы будем потише себя вести». Тогда он понял для себя важную вещь: дети гораздо смышленее, чем мы думаем, они чувствуют истинное отношение, даже независимо от того, сколько времени родители проводят с ними.
Дадите универсальный совет: как же сохранить контакт с ребенком, если вы вместе всего час-два в день?
Время, уделенное ребенку, должно соответствовать его возрастным потребностям и быть качественным — и тогда количество времени отходит на второй план. К тому же занятость родителей покажет, как важно ценить просто время, проведенное вместе, и научит наиболее эффективно использовать его, чтобы оно было ярким, полезным и запоминающимся для всех.
{{amount}} {{declOfNum(amount, ["комментарий", "комментария", "комментариев"])}}
Оставьте комментарий