Мы поговорили с тренером Школы приемного родителя и мамой девятерых детей Марией Суворовой о том, что стоит знать родителю и как правильно выстраивать отношения с приемным ребенком.

Мария, есть ли какой-то оптимальный возраст ребенка для знакомства с приемной семьей? В плане адаптации — легче это происходит с младенцами или с детьми постарше?

Конечно, в младенческом возрасте у малыша больше возможностей для быстрой адаптации в новых условиях. С малышами легче, потому что они вызывают желание о них заботиться. Ребенок младшего школьного возраста уже может  иметь тяжелый «багаж» — жизненный опыт, который далеко не всегда позитивный.

При этом не стоит забывать, что есть еще и понятие адаптации родителей.  Даже родные дети приносят в семью много нового — родители зачастую испытывают большой стресс. С приемным младенцем происходит то же самое, но при этом у мамы и папы пока еще нет той природной привязанности, которая есть к родному ребенку. Поэтому подготовка родителей происходит несколько иначе.

Какие вопросы должны задать себе будущие родители?

Приемный ребенок — это, во-первых, всегда большой риск, во-вторых — у нас существуют определенные фантазии в отношении приемных детей.

Вы должны понимать: то, что вы нарисовали в своей фантазии, вероятнее всего, сразу не сбудется. Будьте готовы обнаружить в процессе взросления ребенка неожиданные моменты — в отношении здоровья, характера, внешности.

Поэтому важно не фантазировать, а принимать того ребенка, который уже есть. Казалось бы, так просто. На практике это самое сложное.

Можно ли выделить периоды адаптации малыша в новой семье?

Первое время с новыми родителями можно условно назвать «медовым месяцем». Ребенок, попадая в семью из детского дома в более-менее сознательном возрасте, — например, года в два — в начале хочет быть хорошими, ему важно понравиться. В этот период дети присматриваются. Однако затем, когда ребенок чувствует, что уже адаптировался, он вдруг неожиданно начинает вести себя плохо. Это такая условная проверка новых родителей: а не вернут ли они меня обратно?

Обычно это время очень тяжелое для родителя, и именно на этом этапе я советую обращаться к психологу, потому что травмированный ребенок может вытаскивать из родителя какие-то травмы прошлого. Мы говорим, что ребенку нужно столько же времени на полную адаптацию к семье, сколько он провел в доме ребенка.

Какой оптимальный возраст для того, чтобы рассказать ребенку о факте его усыновления, если он об этом не знает?

Я считаю, что отношения должны быть выстроены правдиво с самого начала. Отговорки вроде «подрастет — обсудим» здесь не работают.

Отвечать нужно, когда ребенок начинает задавать вопросы. Никто не говорит, что стоит со всей доступной вам степенью драматизма рассказывать историю рождения и усыновления. Спокойно объясните ребенку: «Ты не из моего животика, но из моего сердца». Есть много сказок, иллюстрирующих появление ребенка в приемной семье, они действительно могут помочь и маме, и ребенку. И даже в первую очередь помощь нужна маме — чтобы в нужный момент не растеряться.

Можно ли не говорить с ребенком о том, что он был усыновлен?

Самая огромная трагедия любого ребенка — потерять родителей. И не столь важно, в каком возрасте это произошло, в любом случае это крушение мира, сопровождающееся ужасом одиночества. Поэтому те родители, которые думают, что легче не говорить с ребенком о факте усыновления, совершают ошибку. Ребенок всегда чувствует, что в его жизни происходило что-то страшное, но не зная, что именно происходило с ним в прошлом, может продолжать испытывать страх.

Тайна усыновления может сохраняться по отношению к окружающим людям, но сам ребенок должен о себе знать.

То есть вы считаете, что обществу не обязательно знать о том, что в семье усыновленный ребенок?  

Каждая семья сама выбирает стратегию, сообщать или нет об этом обществу, если под «обществом» мы имеем в виду родственников, друзей и знакомых. Но тут важен другой момент.

Очень часто приемные дети имеют какие-то сложности в развитии, и в этом, естественно, нет вины приемных родителей. Поэтому важно обсуждать особенности развития и рождения, а также факт усыновления ребенка  с медработниками и педагогами — в первую очередь для того, чтобы получать адекватную, соответствующую условиям, поддержку.

Как строить отношения ребенка с кровными родственниками?

Во-первых, нужно, чтобы ребенок знал о своих корнях. Даже если то, что вы знаете о семье, звучит не совсем лестно, это можно доносить до ребенка в более мягкой форме.

Часто приемные родители спрашивают, как рассказать малышу о маме, ведущей асоциальный образ жизни. Так и рассказывать: говорить о том, что мама не справилась с обязанностями и решила, что  в доме ребенка малыш будет чувствовать себя лучше.

Если есть возможность общения с кровными родственниками, здесь важно, чтобы ребенок не получал вторичную травму. Детям дошкольного возраста в первую очередь важно привязаться к своей новой семье, поэтому я бы не рекомендовала знакомить малышей с семьей вживую. Пока ребенок маленький, выдавайте ему информацию понемногу и безболезненно. Затем, по мере взросления ребенка и при наличии у него желания, дайте ребенку возможность познакомиться с родственниками.

Как правильно выстроить отношения приемного ребенка с родными детьми?

Очень часто слышишь от родителей: «А наш ребенок не хочет, чтобы в семье появился приемный малыш!» Здесь сразу встает вопрос: почему, собственно, вы должны советоваться со своим ребенком. Это все-таки родительское решение — такое же, как если бы вы решили родить братика или сестричку. 

Контролировать взаимодействия между братьями и сестрами — родными и приемными детьми — это тоже ваша родительская обязанность. Нормально, если в семье происходят детские ссоры с отбираниями игрушек и капризами, ненормально — когда приемный ребенок чувствует себя обособленным, потому что он «чужой».

Нормально ли, если приемный родитель относится к приемному ребенку с некоторой степенью снисхождения и это отражается его на воспитании соответствующим образом?

Стратегия родительского поведения должна зависеть от конкретного ребенка. Здесь сложно сказать, как правильно воспитывать, но стоит иметь в виду: если не мы поставим в рамки нормы поведения ребенка, то позже их поставит общество. Воспитание — первоочередная задача родителей.

А как вы относитесь к критерию плохой наследственности, которого, думаю, боятся все приемные родители?

Когда мне задают этот вопрос родители, я всем рекомендую подробнее изучить свое родовое древо. Люди, как правило, находят у себя достаточное количество родственников, которые вели не самый примерный образ жизни. Тогда они понимают, что нет гена воровства, бродяжничества или алкоголизма — все это происходят с людьми, которые годами живут в определенных условиях. Условия жизни в вашей семьи задаете только вы.

Кошмар не в генах, а в полученных в детстве травмах. Если ребенок, младенец, был какое-то время с мамой — пусть даже не самой идеальной — его психика, как правило, гораздо устойчивее. 

Считаете ли вы образование приемных родителей необходимым условием для усыновления?

Безусловно. Сегодня в России прохождение школы приемного родителя  — обязательно для кандидатов. Даже опытные родители, которые приходили к нам на курсы, зачатую говорили: «Как жаль, что многих вещей мы раньше не знали».

Я считаю, что образовательные курсы нужны каждому, потому что там в первую очередь изучается информация об особенностях детской психологии. Плюс прививается понимание того, что работа с психологом облегчает жизнь и родителю, и ребенку. Беда только в том, что получить качественную психологическую помочь сегодня возможно далеко не во всех регионах России. 



Эксперты: Мария Суворова
Подпишитесь на нас в фейсбуке:

Читать дальше