Если бы об этой истории сняли кино — то оно стало бы одной их самых кассовых картин, однако больше пятидесяти лет назад героям этой истории было совсем не до кинематографа. Рассказываем, как усилиями американских и советских ученых удалось разработать вакцину от одного из самых серьезных заболеваний нервной системы.

Джонас Солк

 В середине прошлого века во всем мире была эпидемия полиомиелита. Последствия этого заболевания страшные — паралич конечностей, а иногда и всего тела. На разработку вакцины были направлены огромные усилия ученых. Так, американский ученый Джонас Эдвард Солк в 1953 году заявил, что создал свою вакцину от полиомиелита, а в 1954-м году году начались первые испытания вакцины Солка под руководством Томаса Фрэнсиса. 

Джонас Солк

В СССР в те годы тоже была эпидемия. Тогда в Ленинграде разработкой вакцины занялся отдел вирусологии Института экспериментальной медицины АМН СССР, в Москве решили организовать Институт по изучению полиомиелита и пригласили возглавить его профессора Михаила Чумакова. Совместно с коллегами в 1956 году ему разрешили поехать в США, чтобы изучить, как там борются с эпидемией. 

Годом ранее, в апреле 1955, разработанная Солком вакцина была провозглашена в США безопасной и эффективной, и сразу несколько фармацевтических компаний начали производство миллионов доз. Однако через две недели стали появляться сообщения о заболевших полиомиелитом среди вакцинированных, а также о случаях заражения людей, поддерживающих контакт с больными — хотя «мертвая» вакцина не должна быть заразной. Служба здравоохранения обнаружила в вакцинах живой вирус и приостановила вакцинацию. После случившегося в США была введена дополнительная степень фильтрации вакцины.  

Советские учёные также произвели вакцину по технологии западных коллег. Сначала они  ставили прививки себе, близким, своим детям и знакомым. Люди соглашались — страх стать инвалидом был очень высок. Спустя время стало ясно, что вакцина Солка для СССР не подходит. Во-первых, она была дорогая, во-вторых, ставить её нужно было два, а то и три раза, в-третьих, эффект был весьма слабым. В США же тем временем продолжалась вакцинация населения, хотя результаты оставляли желать лучшего.  

Альберт Сабин

У Солка были оппоненты, Альберт Сэбин и Хилари Копровский, которые настаивали на том, что прививки нужно делать из живых вирусов. Альберт Сабин считал, что полиовирус проникает в организм человека не через дыхательные пути, а через пищеварительный тракт, поэтому был убежден, что принимать живую вакцину следует через рот для выработки продолжительного и надежного иммунитета. Не все, однако, было так просто: живая вакцина должна быть изготовлена только из вирусов, не вызывающих паралич, т.е. материал должен был быть подготовлен особенным образом. 

Альберт Сабин

Параллельная работа по подготовке материала из живой вакцины велась и в СССР: после очередной поездки в США Михаилу Чумакову и его супруге удалось уговорить Альберта Сэбина передать им для исследований живые вирусы, с которыми работали американские ученые. 

Всё произошло, как в фильме про шпионов: никаких формальностей, пробирки удалось перевезти «в кармане». Учёные понимали, что оформление документов может занять много времени, а в складывающейся ситуации — в СССР тогда началась эпидемия заболевания — медлить было нельзя. 

Михаил Чумаков

В Институте довольно быстро сделали новую вакцину, однако было много страхов, что она окажется опаснее предыдущей. Но результаты превзошли ожидания. Более того — профессор Чумаков придумал сделать инъекцию в виде драже, активное действие которой начиналось в кишечнике.

Но продолжить испытание дальше было сложно — была необходима статистика и проведенные испытания, чтобы сделать вакцину повсеместной.

Советский Минздрав иностранным разработкам не доверял, однако в обстановке эпидемии риск был оправдан. В прессе зафиксирована история, когда Чумаков проник в кабинет министра и по «вертушке» позвонил в Кремль. Трубку взял Анастас Микоян — выдающийся политический деятель тех времён. Спросил: «Верите ли вы в эту вакцину?» «Да!» «Прививайте!» Ответственность за дальнейшее полностью взял на себя Чумаков.

Сначала тестирование вакцины провели в Эстонии, затем в других странах Союза, в том числе и в разных уголках России. Положительные результаты позволили провести массовую вакцинацию. Таким образом со страшной эпидемией было покончено раз и навсегда.

Спустя время Альберт Сэбин писал Михаилу Чумакову, что тот сделал важный прорыв, поставив на кон всё. В целом же эта история — пример того, как совместными усилиями двух стран удалось победить страшную болезнь. 

Спецпроект «Вакцинация: последняя битва»

Все материалы спецпроекта