Татьяна Хожаева и Ирина Алексеева были обычными мамами, а потом решили и создали главную книжку всех детей — азбуку. Не такую, где напротив буквы «О» нарисованы очки или обезьяна. О том, как создать свою книгу, почему иллюстрации важнее, чем текст, как заинтересовать ребенка буквами и где черпать вдохновение — в нашем интервью.

Расскажите историю вашей книги. Как, когда и кому в голову пришла идея создания азбуки?

После рождения детей в поле нашего зрения по понятным причинам начали попадать детские книжки, все, что связано с развитием ребенка. Анализируя современную детскую литературу и понимая, что качество некоторых детских книг оставляет желать лучшего, мы решили попробовать сами сделать книжку: красочную, яркую, с реалистичными иллюстрациями и понятными текстами — азбуку. Такое решение мы приняли в августе 2018 года.

А почему захотелось создать что-то свое? Неужели все, что предлагал рынок, вам не понравилось?

Первоначально возникла идея создать книгу именно про своих детей и для них. Собственно, поэтому имя главного героя нашей азбуки Славик — так зовут сына Татьяны. Мы тогда еще не думали о большом тираже, просто стали прорабатывать эту идею, искать художника, продумывать сюжеты, ездить в типографии для того, чтобы понять, какие бывают форматы, какое качество бумаги, обложек и т.п.

Чуть позже, когда у нас появилось несколько готовых разворотов, при очередном визите в типографию, нам посоветовали выпустить книгу тиражом — убедили, что она может быть интересна и другим.

Чем ваша азбука не похожа на другие, где букве соответствует слово-картинка, которое на эту букву начинается?

Для нас было очень важно подбирать ключевые слова к буквам таким образом, чтобы они описывали какое-то состояние, явление природы, чтобы вокруг них можно было рассказать целую историю и чему-то малыша научить.

Ребёнок изучает азбуку

Мы хотели создать очень реалистичные иллюстрации, обязательно теплые и добрые, с большим количеством деталей. 

А еще стремились, чтобы сама книга была качественной — с твердой обложкой, плотными мелованными листами.

Как вам кажется, почему некоторые книги дети изучают с удовольствием, а от некоторых отказываются?

На наш взгляд, занятия по обучению маленьких детей чему-либо должны проходить с удовольствием, в обстановке дружелюбной и спокойной. Они могут быть эффективны только в том случае, если ребенок заинтересован и даже заинтригован.

Поэтому интерес во время изучения букв может вызвать красивая яркая иллюстрация со множеством деталей, которую можно рассматривать. Или увлекательная история, рассказанная родителями, основанная на нарисованном сюжете. Или же главный герой, в котором ребенок может узнать себя.

Поэтому важны необычные говорящие персонажи, которые сопровождают изучение букв и становятся ребенку друзьями — по аналогии, например, с персонажами любимых мультфильмов.

Кроме того, малыши невероятно любят все собирать! По нашему опыту, они с любовью относятся к кубикам, карточкам, пазлам, магнитам и т.п.

Один из разворотов азбуки

Поэтому во время занятий по изучению букв важно переключать внимание ребенка — предлагать ему, например, собрать пазл, постараться разгадать загадку, соединить буквы в лабиринте. 

Кто такой Славик мы уже поняли, а откуда персонаж Кузя?

Забегая вперед, скажу, что в этой истории будет еще и Софи — так зовут старшую дочку Ирины. Софи появится в книге для изучения английского алфавита, сейчас мы работаем над ней. 

Возвращаюсь к вопросу: котенок Кузя — вымышленный персонаж. Нам хотелось придумать героя, который будет сопровождать Славика и Софи во время изучения букв, будет попадать в разные забавные ситуации, станет их другом.

Как вы считаете, когда ребенок может сделать «первый шаг к буквам»? Как понять, что уже пора?

Это все, конечно, индивидуально, но, на наш взгляд, изучать алфавит ранее 2 лет не очень целесообразно — ребенок просто еще не готов к полноценному изучению и запоминанию букв алфавита как системы. В возрасте 3-5 лет у детей развивается речь, эмоциональная сфера, формируется образ себя. Они начинают активно интересоваться всем вокруг, именно поэтому мы считаем, что оптимальный возраст — от 2-3 лет до 5 лет.

Однако в том случае, если азбука представляет собой набор ярких красочных иллюстраций, описывающих какую-то историю, забавную ситуацию, природное явление, — есть смысл показывать сюжеты из азбуки ребенку даже младше 2 лет.

Так его можно знакомить с окружающим миром, рассказывать о взаимоотношениях между людьми, говорить о полезных и вредных привычках и так далее. 

Подтвердить свои слова мы можем реальными примерами: старшая дочка Ирины (3,5 года) выучила по азбуке все буквы, при этом, не умея читать, описывает своей младшей сестре (1,4 года), что нарисовано на картинках. Они вместе рассматривают их, ищут, где же спрятался котенок на каждом развороте, какие чувства он испытывает в той или иной ситуации.

Что важнее в первой книге ребенка — текст или картинки?

Первую книгу ребенок вряд ли будет изучать самостоятельно. Мы все же предполагаем, что азбуку малышу показывают родители, и именно они, используя тот текст, который сопровождает алфавит, знакомят малыша с каждой буквой, произношением, словами, которые на нее начинаются и ситуациями, в которых данные слова используются.

Азбука для вашего малыша

Поэтому, нам кажется, для первой книги наиболее важен акцент на визуальное восприятие, то есть иллюстрации, которые могут позволить удержать интерес ребенка. Впоследствии, научившись читать, ребенок самостоятельно сможет прочесть уже знакомые истории о мальчике и котенке Кузе. Если малышу нравится та или иная книга, он обязательно прочтет ее до конца, развивая и собственное воображение, и свою усидчивость.

Давайте же подробнее поговорим о картинках. На ваш взгляд, какими они должны быть в азбуке и как вы создавали рисунки?

В процессе создания книги мы с Ириной детально продумывали тексты и сюжет для каждой буквы. На наш взгляд, картинки обязательно должны быть реалистичными, очень добрыми и теплыми. Во многом создать атмосферу душевности позволяет техника, которую использует художник. В нашем случае это акварель. А об остальном — давайте узнаем у самого художника.

Процесс создания иллюстрация для книги

Более подробно о том, как создавались рисунки, рассказывает художник Оксана Шульга:

Живописью я занимаюсь с детства, по образованию художник по ткани. В акварели очень нравится, как она течет, ее цветовая тонкость, мягкие размытия и одновременно нерукотворность, элемент случайности. 

Привлекает не только акварель, многое: масло, пастель, графические материалы, уголь и т.д. — не могу остановится на чем-то одном, в разных техниках разные задачи и интерес. 

Детская книга — это мечта, очень хотелось создать что-то интересное для детей. Моя дочка (6 лет) тоже помогала, некоторые странички зарисовывала в своем альбоме, рисовала Кузю: как он спит, пьет молоко, сидит на дереве. Я включила ее рисунки на страничку «К», ведь самые замечательные, добрые рисунки — детские. Может быть кто-то из маленьких читателей захочет нарисовать продолжение истории про Кузю?

Процесс создания иллюстрация для книги

Как же заинтересовать ребенка и сделать так, чтобы буквы стали друзьями?

Если ребенок видит, что родители много читают, они рассказывают ребенку сколько интересного можно узнать из книг, буквально открыть новые миры, и это возможно только если изучить алфавит и научиться читать, — то для малыша это будет совершенно естественный процесс. 

Современные дети, как и в прежние времена, нуждаются в общении, в свободной игре, в эмоциональном контакте с родителями, — именно это возможно в процессе чтения родителями ребенку. 

Чаще всего детей, заинтересованных чтением, можно увидеть в семьях трех типов: 1. там, где родители с раннего детства много читали своим малышам; 2. где родители сами любят взять в руки книгу, и дети видят это; 3. где ребенок мало контактирует с телевизором, компьютером и гаджетами.

Поэтому основной секрет — долговременный и системный — это собственный пример, формирование у ребенка привычки читать.



Читать дальше