Знакомство с алфавитом, как правило, дается легко, занятия приносят радость — детям нравится играть с буквами, перебирать их, называть. Первые сложности могут возникнуть, когда родители решат, что пора приступать к чтению и написанию этих самых букв. Как избежать недоразумений в самом начале занятий с прописями и букварем, чему учить раньше — письму или чтению — и во сколько лет начинать — выясняем вместе с детским психологом.

Определимся с понятиями

Существуют разные методики обучения детей и два основных принципа — так называемый «букварный», когда ребенок учится писать и читать одновременно по букварю, и работа по методике Монтессори, когда ребенок сначала учится писать, а потом уже читать. Если же ребенок сначала научился читать, а потом уже писать, то, скорее всего, речь идет о самообучении.

Букварный метод знаком многим из тех, кто обучался в школах, придерживающихся советской программы. Сейчас все популярнее становится подход Монтессори.

Чему учить раньше — чтению или письму?

Анна Целищева, психолог и педагог Монтессори:

«Важно сначала научить ребенка писать, а уже потом читать. Во время прописывания букв малыш учится их “осязать”, буква для него отделяется от звука, она становится символом, который имеет свои границы.

Кстати, необязательно писать буквы, их можно лепить из пластилина или теста, результат “осязания” будет тем же. Для многих детей, освоивших письмо, процесс чтения проходит легче.

Это правило, однако, не может работать одинаково для всех детей. Кто-то старается вывести букву как можно красивее, кому-то важно просто понять принцип начертания; один ребенок сразу захочет писать и читать написанное, а другому нужно время. Родителю остается наблюдать и двигаться в ритме ребенке, чтобы первые уроки не превратились в тяжкий и скучный труд.

Самый частый вопрос родителей — с какого возраста можно предлагать ребенку прописи и букварь. Есть дети, которым интересны прописи в три года и раньше. Смотрите по ребенку, если вам показалось, что пора — предлагайте; если вы вдруг ошиблись, и ребенок по какой-то причине отказывается, не настаивайте, даже дети из одной семьи могут прийти к желанию заниматься прописями и чтением в разных возрастах. То же самое с букварем. Заинтересован ребенок? Пробуйте. Ненавязчиво, спокойно, к букварю всегда можно вернуться через месяц или через полгода».

О прописях

Сейчас существует очень много так называемых «первых прописей» — это и тетради с лабиринтами, и азбуки с выемками для обведения буквы пальчиком, и прописи-дорожки, и прописи в виде пунктирных рисунков, которые надо обвести фломастером.

Упомянутые «пальчиковые прописи» направлены на тактильное восприятие и на запоминание форм буквы. Все остальные прописи подразумевают, что ребенок уже учится владеть карандашом или ручкой и пытается по штрихам воспроизвести некий символ или его часть, например, элементы букв.

Увлечение прописями сродни увлечению рисованием, и дети лет с двух с удовольствием проводят линии или обводят зигзаги.

Чтобы не расстраивать малыша, можно для начала пользоваться не карандашами, а красками, постепенно предлагая более тонкую кисточку, а потом уже перейти на фломастеры или ручки.

Прописи в классическом понимании — буквы или элементы букв — становятся интересны детям лет с трех-трех с половиной. Сначала дети осваивают печатные знаки, затем, постепенно, годам к пяти-шести — прописные. Если ребенок занимается любым иностранным языком, можно вводить прописи на изучаемом языке.

Обычно, если речь заходит о прописях, то большинству представляются ровные ряды букв, но давайте не будем забывать, что существуют прописи и для цифр, и некоторым детям они нравятся даже больше.

Чистый лист иногда бывает интереснее любых прописей, ведь он заставляет ребенка задуматься, начать некий творческий процесс. Поэтому, кроме прописей, стоит давать ребенку возможность выразить себя на бумаге. Одобряйте малыша, не смейтесь над его ошибками, вместе исправляйте написанное, благодарите его за труд.

Первая книга

С букварями немного сложнее. Букварь — это книга для первого чтения, учебник по написанию прописных букв, и доставать его с полки стоит, когда ребенок уже не просто знает весь алфавит, но и может соединять буквы в слоги или короткие слова.

Поисковик любого книжного магазина выдаст несколько сотен самых разнообразных букварей. Тем не менее, при всем многообразии, мамы иногда признаются: «Мой ребенок терпеть не может букварь!» Или удивляются: «Еще два месяца назад дети даже смотреть не желали на букварь, а сейчас — занимаемся, и всё нравится». 

Если ребенок еще не готов к чтению букварь может стать для него нелюбимой книгой, поэтому форсировать процесс не стоит.

Ведь первые навыки чтения ребенок может получить не только при помощи книги. Во время прогулки дети видят вывески и плакаты, играют в песке или снегу, на поверхности которых взрослый может вывести палочкой заветное «мама»; на площадках, покрытых асфальтом, удобно писать мелками — все это веселее и понятнее, чем книга, по которой надлежит учиться. К тому же читать дети начинают, как правило, уже умея говорить, и ребенок сам способен попросить у родителей книгу для чтения.

Если ребенку нравится букварь, это замечательно. Если нет, то стоит поискать книги для первого чтения с крупным шрифтом, и проблема будет решена.

Практические советы

1. Необходимо учитывать интересы ребенка, предлагая ему прописи, рабочие листы или букварь. Если ребенок интересуется животными, то прописи с машинками и феями ему ни к чему.

2. С самых первых занятий необходимо учить ребенка правильно держать ручку, потому как потом переучиваться будет довольно трудно, а рука ребенка от неправильного удержания инструмента будет быстро уставать, что не гарантирует полного удовольствия от занятий.

3. Во время занятий, будь то письмо или чтение по букварю, сравнивать ребенка можно только с ним самим. Например, «Сегодня ты прочитал гораздо лучше!»

4. Родителям надо помнить, что возраст — критерий весьма условный. Если дочь некой вашей знакомой занимается прописями и чтением с трех с половиной лет, то это не значит, что ваш сын должен делать то же самое. И хотя считается, что современный ребенок должен пойти в школу, зная все буквы и умея читать и писать, на практике все иначе — есть дети, которые идут в первый класс, не умея читать, и учатся этому именно в школе.

5. Отмечайте прогресс! Хвалите ребенка, говорите ему о том, как вы рады, что он учится. Обращайте внимание ребенка на красиво написанное слово, с выражением прочитанное предложение, на новую нарисованную картинку — ведь письмо развивает и художественные навыки, в детских рисунках появляются новые детали.



Эксперты: Анна Целищева

Читать дальше