Сразу несколько ведомств — Минтруд, Минпросвещения, Минздрав и Роспотребнадзор — подписали рекомендательные письма на время пандемии коронавируса. Одно из предложений — разгрузить социальные учреждения. А именно отдавать детей из детских домов и пациентов из психоневрологических интернатов в родные семьи, к близким родственникам или людям, с которыми у подопечных возникли «устойчивые личные связи».

Елена Альшанская, президент фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», поделилась своим мнением по этому вопросу. Актуальны ли меры, которые предлагают чиновники?

Как считает Елена Альшанская, коллективные государственные организации — самые опасные места в плане распространения инфекций. Многие пациенты, если говорить именно о диспансерах и домах престарелых, в тяжелых состояниях. А между тем там каждый день трудятся сотни сотрудников, которые проживают отдельно. Если заболеет хотя бы кто-то из них, сдержать массовое распространение инфекции будет очень сложно. В большинстве социальных учреждений сильная «скученность» — огромные столовые, один душ на этаж, комнаты и палаты на 10 человек.

По мнению Елены Альшанской, сложившаяся сейчас ситуация с пандемией — «хороший звоночек, чтобы подумать, что так эти системы больше не могут существовать». Нужно извлечь урок из всего этого — огромные социальные учреждения, где все люди тесно контактируют друг с другом, должны быть закрыты.

А еще Елена Альшанская очень сомневается, что на рекомендации правительства откликнется большое количество родственников тех, кто сейчас находится в интернатах. Их ведь и отдали только потому, что не хотели или не могли обеспечить должный уход. Пандемия вряд ли хоть как-то изменит отношение людей. Альшанская поясняет: «Здесь, как мне кажется, больше надежда на посторонние семьи, в том числе для взрослых, на зарождающееся сопровождаемое проживание. Есть надежда, что в тех регионах, где есть какие-то НКО, это сработает».

Массу вопросов вызывают рекомендации чиновников забирать детей из детдомов. Тут важно понимать, что многих ребят отдают в интернаты из-за нехватки денег у родителей. Им нужна поддержка, «чтобы ребенок с голоду не умер в кровной семье». И пока не очень понятно, прорабатывают ли сейчас в правительстве эти вопросы.

Одно дело — рекомендовать, и совсем другое — сделать так, чтобы это по-настоящему работало. То же самое с предварительной опекой, когда ребенка кто-то забирает себе на временное содержание — например, сами воспитатели интернатов и детдомов. Во многих регионах не предусмотрено каких-либо выплат. А материальная поддержка сейчас важна как никогда.

Елена Альшанская говорит, что «нужно обеспечить хотя бы содержание ребенка — понятно, что не все могут себе это позволить, особенно в ситуации, когда люди теряют работу, когда падает покупательная способность и возможность выкормить еще одного ребенка». Она полагает, что предложенные рекомендации — это не невозможно. Но тут требуется активная работа правительства, которой пока не очень заметно.

В фонде «Волонтеры в помощь детям-сиротам» призывают тех людей, которые как раз сейчас задумываются об усыновлении или тех, кто сомневается, забирать ли родственника из интерната, делать это как можно скорее.

Согласно постановлению правительства России, россияне с ВИЧ смогут усыновлять детей.



Читать дальше