Если ребенок отказывается от любой еды кроме грудного молока, то это значит, что он не хочет есть прикорм. Причина такого поведения, скорее всего, кроется в ошибке при введении прикорма: инициатором кормления выступает мама, которая сама кормит малыша ложечкой, и поэтому у ребенка нет интереса к еде.
Одна из главных целей прикорма — сформировать у детей пищевой интерес. Для этого вся семья ест при ребенке без спешки и с аппетитом и не обращает на него внимания. Когда малыш начнет просить пищу, надо поощрить его интерес, выдавая еду маленькими кусочками и положив ее на край стола. Если взрослые в этот момент едят суп или пюре, то мама должна обмакнуть ложку и дать ее ребенку в руки черпалом вверх. При желании ребенка эта процедура повторяется. Таким образом он постепенно поймёт, что сам себя кормит, что это он инициатор кормлений и право выбора, есть или нет ту или иную пищу, остается за ним.
Ниже приведены советы, которые помогут выработать у ребенка правильную модель поведения за столом:
- Трапеза должна быть совместным действием, когда все члены семьи садятся за стол и едят. Мама не кормит ребенка с ложечки, поскольку он сам выступает инициатором кормлений.
- Семья принимает пищу в специально предназначенном для этого месте. Если мама и папа будут завтракать, обедать или ужинать перед телевизором, то напрасно объяснять малышу, что кушать надо только за столом.
- Во время трапезы необходимо приучить ребенка к чистоте. Не стоит оставлять пятна от еды на столе вокруг малыша. Также с началом прикорма стоит сразу же привить правила гигиены — мыть руки до и после еды.
- Не старайтесь что-то специально сделать для ребенка с едой — измельчить или приукрасить.
- Не разрешайте малышу за столом играть. Прием пищи ограничен по времени 10-15 минутами. Если ребенок размазывает в ручках еду, играется ею, то высадите его из-за стола, поскольку еда как таковая перестала быть ему интересна. Не уговаривайте съесть еще кусочек, еще ложечку. Это не пойдёт на пользу ни желудку, ни пищевому интересу, но зато из ребенка может вырасти «малоежка». Всегда должна подчеркиваться ценность пищи.
- Эмоции при приеме пищи должны быть только положительные. Стол не место для ссор или горячих обсуждений. Никогда не ругайте малыша за столом, какую бы оплошность он не натворил, иначе пища у него будет ассоциироваться с чем-то опасным.
- Ориентироваться надо на пищевой интерес малыша. Тот или иной продукт выдается ребенку только по требованию и небольшой порцией, чтобы у малыша был стимул попросить добавки. Большая порция снижает интерес к пище.
- Хозяйка еды в доме — мама. Именно она составляет рацион семьи, готовит продукты для текущей трапезы и решает, что будет съедено малышом, в каком количестве и когда.