Роды не у всех проходят бесследно, и зачастую формируются страхи и комплексы, которые мешают дальнейшей личной жизни. Наши героини поделились, чего боятся они, а психолог Евлалия Просветова рассказала, почему это происходит и что нужно делать.

«Я периодически уступаю, иду на близость вопреки внутреннему "не хочу"…»

Наталия Шумакова, 32 года, мама девятимесячного Степана

Мы с мужем очень сильно хотели ребёнка, пять лет безутешных попыток, куча обследований. Попыток забеременеть было множество, я воспринимала секс уже только как способ зачатия, и ничего больше. В конце концов, после того, как мы, по совету бабушки, повенчались в церкви, я забеременела.

Родился Стёпка, моя отрада, моё счастье. Но с интимной близостью всё стало совсем иначе. Возможно, это потому, что я устаю, уход за ребёнком выматывает, а может, сказались эти долгие бесконечные и безрадостные попытки забеременеть. Но мне ничего не хочется, такое ощущение, что муж уже сделал своё дело, и на этом хватит. Я периодически уступаю, иду на близость вопреки внутреннему «не хочу», я же понимаю, что мужчине это надо. Но паники в душе, честно говоря, тоже не испытываю, в принципе, меня всё устраивает. Думаю, когда сын подрастёт, всё вернется на круги своя.

«Я была уверена, что испытаю это опять, поэтому было просто страшно…»

Юлия Крылова, 30 лет, мама пятимесячного Владика

У меня роды прошли с эпизиотомией, то есть медики, помогая ребёнку родиться, делали рассечение промежности. Наложили наружные швы, запретили мне сидеть около 2 недель: можно было или лежать, или присаживаться на бок, или стоять. Внутри всё тянуло, эти швы доставляли мне огромный дискомфорт и всякий раз напоминали о той боли, которую я перенесла во время родов. И вот вроде бы всё позади, прошли полтора месяцев после родов, врач сказала, что всё зажило, и отменила половой покой.

Помню, как я шла с женской консультации и поняла, что не готова. Я была уверена, что с супружеской близостью почувствую эту боль опять. Это было настоящим испытанием.

Сначала я колебалась внутренне, а потом обо всём рассказала мужу. Он понял и не стал настаивать, просто ждал. Прошло ещё около месяца, когда я рискнула попробовать. К интимному вопросу подошли аккуратно и бережно. Но боль была. Не та, которую я представляла мысленно, гораздо меньше, но всё же была. Зато страха стало гораздо меньше. Ближе к трём месяцам Вадика мы полностью наладили нашу сексуальную жизнь: с каждой близостью болело всё меньше, и сейчас я уже и позабыла о тех неприятных ощущениях. Считаю, надо разговаривать с мужем, чтобы не было недомолвок. Он всё поймёт, и вместе можно решить все проблемы.

«Как подумаю о новой беременности, накатывает страх, и я сразу сковываюсь»

Вероника Черняева, мама двухлетней Алины

У меня была сложная беременность, с сохранением в больнице, преждевременными родами и проблемами со здоровьем дочери в первые месяцы. Прошла через многое, и сейчас, оглядываясь назад, сама удивляюсь, как на всё хватило сил, поэтому для меня самое страшное — это снова забеременеть. Вроде бы вот она, начинается супружеская близость, надо отключиться, а тут как вспомнится, как подумаю о новой беременности, накатывает страх, и я сразу сковываюсь.

Мы с мужем много говорили эту тему, очень тщательно заботимся о средствах контрацепции, но это не всегда помогает справиться с моим страхом. Сейчас уже полегче, порой и не вспоминаю. Я думаю так: когда я сама для себя решу этот вопрос, тогда и страх пройдёт.

«Я сама на себя не могла в зеркало смотреть, как тут мужу покажешься?!»

Надежда Поварова, 34 года, мама десятилетнего Егора и семилетней Саши

Я во время второй беременности очень поправилась. В общем итоге за 9 месяцев беременности набрала 25 кило. Естественно, с рождением дочери ушла только треть этого веса, остальное осталось со мной. Я сейчас пересматриваю свои фотографии и ужасаюсь: жирная, с толстыми щеками и щелочками-глазами. И да, я тогда испытывала страх перед сексом. Я сама на себя не могла в зеркало смотреть, как тут мужу покажешься?! Ну, занимались, в темноте, стеснялась, зажималась.

Потом взяла себя в руки и села на диету. Килограммы стали уходить, страхи тоже. Сейчас только вспоминаю об этом. И то не часто. Тем, кто поправился после родов и закомплексовал, могу сказать одно: меньше есть и больше физической активности! И всё наладится!

«У каждого страха есть две стороны»

Евлалия Просветова психолог, ведущий детско-родительских групп «Родители и дети»:

— У каждого страха есть две стороны: внешняя — не нравится фигура после родов, ребёнок может проснуться и т.д. — и глубинная составляющая — отношение к себе в целом, опора на свою привлекательность, страх потери ценности, если её не будет. Если страх возник, то для начала надо попробовать поработать с внешней стороной — это быстрее и проще.

К примеру, попробовать привести себя в форму, или если это страх разбудить ребёнка, найти такое место и время, где ребёнка невозможно разбудить. Если нет желания, можно попробовать мысленно вернуть себя в то время, когда оно было и когда зачатие ребёнка не стояло на первом месте, вспомнить букетно-конфетный период — например, отдать малыша бабушке и устроить себе романтический вечер.

Правильно считает одна из наших героинь, с мужем надо стараться обо всем говорить, не только обсуждать проблемы, но и просто стараться уделять друг другу время, общаться. Обязательно хотя бы несколько раз в неделю, а лучше каждый вечер проводить вдовоем полчаса-час. И чем откровеннее разговор, тем лучше. Только вот на самом деле далеко не каждой паре это удаётся, и в этом тоже большая проблема.

Попытаться устранить внешнюю сторону страха — это первое, что надо сделать. Также важно дать себе время. Первый год ребёнка — такой период, когда мама находится в симбиотических отношениях с ним, и ей может не быть дела до чего-то, кроме малыша. Но если страх затянулся — малышу второй год, а ничто не изменилось — я бы посоветовала обратиться к психологу, потому что за внешней проблемой в таком случае может скрываться какая-то другая, более глубокая. Например, за страхом беременности – трудности в принятии материнской роли, страх потери контроля, за страхом смотреть на себя в зеркало — проблемы с самоценностью и т.д. И в каждом из случаев могут быть проблемы супружеских отношений, которые маскируются под страх близости. Часто такие страхи решаются за несколько встреч со специалистом, но иногда требуют годы работы. Но в любом случае это важно, ведь от этого зависит будущее супругов, продолжение брака. Не закрывайте глаза на свои страхи, боритесь с ними.

Таким образом, страх близости после родов — это реальность, а вот насколько он затянется, зависит от конкретной ситуации. Главное — искать выход!

Спецпроект «Откуда берутся дети»

Все материалы спецпроекта



Эксперты: Евлалия Просветова