Часто родители сталкиваются с проблемами детей, которые, по их мнению, решить без помощи специалиста сложно. Посещение психолога для детей поначалу всегда стресс, ведь они боятся быть не такими, как все. Именно поэтому многие психологи рекомендуют в первую очередь попытаться решить все возникающие проблемы внутри семьи, а лишь потом обращаться за помощью. Мы попросили Тадевосян Наре Нарековну, клинического психолога, координатора больничного проекта фонда «Шередарь», рассказать о том, с какими проблемам чаще всего сталкиваются дети в разном возрасте и как поступать родителям.

В процессе взросления ребенок непрерывно сталкивается с большим количеством изменений, которые происходят в нем или вокруг него. В первую очередь это связано с физиологическими процессами, такими как гормональные или нервно-психические изменения.

Все эти изменения порой даются очень непросто как самому ребёнку, так и членам его семьи и друзьям. Это настоящие кризисы, с которыми на протяжении жизни сталкивается ребёнок. Для решения многих из них ребенку просто необходима поддержка родителя. 

Чаще всего у родителей с этапом кризиса ассоциируется только подростковый период, но на самом деле их намного больше. Но именно подростковый кажется более «ощутимым» из-за взросления и провокационного поведения ребёнка. 

Важно помнить, что теплые, доверительные и поддерживающие отношения между родителями и ребёнком станут опорой в непростой период.

Доверие в данном случае характеризуется убежденностью в чьей-то искренности, открытости и принятии, а также понимании того, что ты можешь честно рассказать о самых сложных и болезненных переживаниях и при этом быть принятым без осуждения и оценок. Если между детьми и родителями выстроены именно такие отношения, то кризисы проходят гораздо легче.

Рассмотрим основные кризисы, с которыми чаще всего сталкивается ребенок с 6 до 18 лет.

Младший школьный возраст — 7-10 лет

В 6-7 лет, когда ребенок только пошел в школу, его фокус внимания с родителя может сместиться на преподавателя в школе, ведь он становится для ребёнка авторитетной фигурой. Родителям важно не осуждать и не обесценивать учителя в глазах ребёнка, даже если хочется это сделать. При этом у школьника всё равно должно сохраняться ощущение, что в любой ситуации родители на его стороне. 

Ведущей деятельностью в этом возрасте становится учебная — ребёнок заинтересован тем, что происходит в школе, и миром вокруг. Практически всегда на первый план для ребенка встает ощущение собственной значимости в школе и классе. 

Изменения, с которым сталкивается ребенок в этот период, на самом деле, достаточно сильные. Он переходит из этапа, где вся деятельность была построена на игре, в этап, когда игр становится намного меньше.

Родителю важно понимать, что это может быть непросто для ребенка. Ему необходима помощь в адаптации к новым условиям. Не стоит запрещать ребенку мягко переходить от одного этапа к другому. Если он хочет взять с собой любимую игрушку в школу или поиграть дома, после того, как сделает уроки, или перед школой, то нужно идти навстречу. Попробуйте найти вместе удобное время и место для игры ребёнка, договориться об этом. Со временем ребенок сам начнет больше отдаляться от игр и погружаться в учёбу. 

Пубертатный период: младший подростковый — 10-13 лет и подростковый — 13-17 лет

В этом возрасте современным детям, как правило, уже не до игр. Они вступают в новый для себя этап развития — их больше начинают интересовать сверстники, общение с ними. А желание учиться может с возрастом отойти на второй план. Дети начинают осваивать отношения между людьми и воспринимать себя уже практически взрослыми.

Это этап, когда дети могут начать применять к себе разные «атрибуты» взрослости, например, бритье, алкоголь или сигареты, сексуализированное поведение, другую одежду —  больше похожую на взрослую. В этом возрасте подросток начинает узнавать и формировать себя как отдельную личность, ищет собственную идентичность.

Сложным здесь является одновременное «нащупывание» собственных границ, желание независимости и согласование своих внутренних процессов с социальными нормами и переживаниями окружающих. В этом процессе как раз и могут проявляться подростковая провокативность и негативизм. 

Со стороны родителя важно, чтобы к этому моменту отношения были основаны на доверии, потому что тревога и желание всё контролировать, чтобы обезопасить ребёнка, только растёт. 

На самом деле, за контролем чаще всего стоит иллюзия. Ведь невозможно проконтролировать ребенка полностью, а если начать предпринимать такие попытки, то это может подорвать доверие. 

Важно, чтобы у ребёнка было место и время, когда он чувствует себя свободным и взрослым, но при этом родитель всё равно остаётся родителем — границы держать важно, и делать это нужно последовательно и предсказуемо.

Особенно это касается правил, которые семья вводит для ребёнка, например, время возвращения домой. 

Это тот этап отношений, в которых последовательность родителя невероятно важна. Так ребенок чувствует себя в безопасности и осознает, где начинаются и заканчиваются его границы.  Подростку еще сложно ориентироваться в этом мире и важно наличие опор, которыми могут стать родительские правила. 

И, конечно, в этом возрасте ребенок сталкивается с огромным количеством сложностей, которые связаны с отношениями. Вряд ли подросток будет готов прийти со всеми своими проблемами к родителям, но если между вами будут открытость и доверие, то в самых сложных ситуациях он будет чувствовать, что от вас можно получить поддержку и совет. 
 



Читать дальше