Пословицы и поговорки — яркие, самобытные и озорные, являются украшением родного языка, показывают особенности его формирования и исторического развития. Изучение детских пословиц и поговорок разнообразит привычные занятия с ребенком, поможет сформировать у него любовь к родному языку, фольклору, покажет, как богата русская культура.

Как отличить?

Пословицы и поговорки идут друг с другом рука об руку. Как же их отличить? Как говорится, «пословица — цветочек, а поговорка — ягодка» : как правило, пословица представляет собой целое предложение, иногда с рифмованными частями (например, «Деньги пропали — наживешь, время пропало — не вернешь»), а поговорка чаще всего выступает как краткая и метафоричная часть предложения (например, «Остаться с носом» — т.е быть обманутым).

«Пословица не даром молвится»: из истории пословиц и поговорок

Как и любой элемент устного народного творчества, пословицы и поговорки имеют весьма солидную и интересную историю. Так, во всемирно известном произведении X века «Слово о полку Игореве» содержатся пословицы, которые придают эмоциональную окраску тексту, показывают отношение летописца к событиям, которые он описывает.

Более того, начиная с XVII века в нашей стране регулярно издавались рукописные сборники пословиц. Первым, кто отметил пользу в изучении пословиц и поговорок для детей, был отечественный педагог Н.Г. Курганов, издавший в 1796 году труд «Российская универсальная грамматика, или Всеобщее письмословие», где не только дал список самых известных пословиц и поговорок, которые показывали, как богата русская народная культура, но и объяснил, почему они так важны для подрастающего поколения.

Дальнейшее изучение и систематизация пословиц были проведены В.И. Далем, который также посвятил ряд своих трудов этому вопросу, отметив, что многие пословицы и поговорки пришли и обогатили язык не только из русского народного творчества, но и из литературных произведений.

«Пословица — всем делам помощница». Пословицы и поговорки в работе со школьниками

Чем же полезно изучение пословиц и поговорок для школьников? Во-первых, с веселой пословицей и прибауткой, изучение таких, казалось бы, скучных школьных предметов, как история или русский язык, становится увлекательным занятием.

Также пословицы являются концентрированной народной мудростью, это настоящая школа жизни, яркий пример самобытности и морально-этических качеств поколений, благодаря им можно сформировать у ребенка правильные представления о трудолюбии, честности, дружбе и взаимовыручке.

Да кто из нас, взрослых, не был воспитан такими детскими пословицами, как «Терпение и труд — все перетрут», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Старый друг лучше новых двух».

С помощью пословиц и поговорок можно значительно расширить кругозор школьника, стимулировать самостоятельное изучение истории, родного языка, заинтересовать фольклором и народной культурой.

«Взялся за гуж — не говори, что не дюж» — эта пословица известна многим еще со школы, но вот что такое гуж? Ребенку будет интересно узнать, что гуж — это часть упряжи на повозке, и в буквальном смысле «взялся за гуж» означает «впрягся», а в нашем случае «взялся за дело», или «дал слово». Эта пословица о том, что данное слово следует держать. Есть и похожая на нее по смыслу пословица: «Назвался груздем — полезай в кузов».

Рассмотрим другой пример. «У семи нянек дитя без глазу» — школьникам старших классов наверняка знаком такой период отечественной истории, как Семибоярщина, один из самых тяжелых периодов Смутного времени, когда во главе страны оказалось правительство из семи бояр, которое, не желая терять власть избрало на царство польского королевича, однако тот попросту не явился на царство. Да и внутренние разногласия этого правительства не принесли желаемого облегчения истерзанной Смутой стране. Ведь когда за дело берется много человек, каждый из которых преследует свои амбиции — ничего хорошего из этого не выходит. Вот так, одна пословица несет в себе интереснейшие факты из школьной программы по истории.

«Сделал дело — гуляй смело». Пословицы и поговорки для детей дошкольного возраста и начальных классов

Что касается малышей и учеников начальной школы, то им детская пословица поможет сформировать интерес к родному языку, также детские пословицы и поговорки значительно обогатят словарный запас и станут прекрасным элементом для обучающих игр.

Для малышей подойдут короткие, веселые пословицы, которые всегда на слуху. Например, «Один в поле не воин» — эта пословица поможет ребенку понять, как важна помощь друзей и взаимовыручка.

С помощью пословицы «Поспешишь — людей насмешишь» можно объяснить ребенку, как важно делать работу не спеша и качественно.

Так как пословицы имеют свой такт и размер, они могут стать отличным вспомогательным материалом во время работы с артикуляционным аппаратом ребенка, быть часть развивающей гимнастики и других игр, направленных на развитие речи или исправление уже существующих проблем.

При изучении детских пословиц и поговорок с учениками начальных классов и ребятами дошкольного возраста, особенно важно научить понимать их смысл: не просто заучивать, а приводить ситуационные примеры, которые помогут ребенку мыслить логически и уже самому применять полученные знания в своей речи.

Изучение пословиц и поговорок детям дошкольного возраста и ученикам начальной школы следует начинать с веселых и коротких изречений (например, поговорка «Голоден, как волк», красноречиво опишет аппетит), до более глубоких и сложных по смыслу («Как аукнется, так и откликнется» — как сам поступишь по отношение к другому человек, так и к тебе будут относиться.)

Часто в пословицах встречаются иносказательные обороты, сравнения и метафоры, что станет отличной основой для развития у ребенка абстрактного мышления и фантазии.

Например, всем известная пословица «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь». Здесь на примере быстро вспорхнувшей птички ребенку можно объяснить, что все, что мы говорим друг другу, а особенно сгоряча, имеет большое значение, и легче исправить негативные последствия поступка, нежели исправить то, что было уже сказано.

Изучение истории, языка и фольклора может быть не таким скучным, как иногда нам их преподносит школа. Пробудить у ребенка любовь и интерес к родному языку, народным традициям и культуре, расширить кругозор и сделать речь грамотней и насыщенней, помогут пословицы и поговорки, которые могут стать замечательными помощниками во многих внешкольных и самостоятельных занятиях.

Ниже приведем списки пословиц, которые будут полезны и школьникам разных классов.

Пословицы для школьников о дружбе и труде

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Старый друг лучше новых двух.

Дружбу помни, а зло — забывай.

Дружба не гриб — в лесу не найдешь.

Без дела жить — только небо коптить.

Болтуна видать по слову, а рыбака — по улову.

Один пашет — а семеро руками машут.

Какова пряха — такова и рубаха.

Была бы охота — заладится всякая работа.

Пословицы для дошкольников о дружбе и труде

Друг познается в беде.

Птица сильна крыльями, а человек — дружбой.

Друг за дружку держаться — ничего не бояться.

Человек без друзей — как дерево без корней.

Друга ищи, как найдешь — береги.

Играй, играй, да дело знай.

Делу время, потехе — час.

За всякое дело берись умело.

Славен человек не словами, а делами.

Хочешь есть калачи — не сиди на печи.



Читать дальше