Каждый родитель хочет, чтобы ребенок скорее начал ходить на горшок, самостоятельно есть, одеваться и вообще обслуживать себя. Но на деле всё выходит не так-то просто: малыш капризничает, просит маму покормить и совершенно не хочет одеваться сам. Чтобы этого не случилось, есть ряд правил приучения ребёнка к самостоятельности. Разбираемся в этой теме вместе с психологом.

Свободу малышам

Для начала осознайте сами, что ваш ребёнок — не ваша собственность. Он — личность. И если вы сами будете его от всего уберегать, ограничивая тем самым свободу, он не вырастет самостоятельным человеком.

Задачи — по возрасту

В то же время свобода должна быть дозированной, а задачи — по возрасту. Например, трёхлетка может вытереть пыль со стола, а семилетний ребёнок — вынести мусор. Если давать малышу задания, с которыми он не справится, он будет разочарован. Со временем роль беспомощного, ни с чем не справляющегося ребёнка может к нему «приклеиться» навсегда и неблагоприятно сказаться на самооценке малыша.

Отсутствие напряжения

«Ты должен сделать пипи!» — нервно кричит мама, усаживая ребёнка на горшок, и он, конечно же, ничего не делает. Всё дело в настрое и гнетущей атмосфере. И ещё хуже, если за неудачу малыш получает выговор или шлепок по попе.

Евлалия Просветова психолог, ведущий детско-родительских групп «Родители и дети», г. Москва: «В вопросах самообслуживания самое главное — отсутствие насилия и напряжения со стороны взрослых. Как только взрослые расслабляются, навык прививается сам собой, если ребенок к этому готов».

Кризис во благо

На самом деле к самостоятельности малыш стремится с самого рождения, например, когда сам берёт грудь матери или хватает в руки игрушку. В возрасте около 3-х лет наступает кризис, когда происходит эмоциональное отделение ребёнка от мамы. 

Евлалия Просветова: «В этот период, если предоставить малышу достаточно свободы и ответственности в тех ситуациях, где он готов их взять (а вопросы самообслуживания очень часто такими ситуациями и являются), то у малыша есть все шансы существенно продвинуться и освоить новые навыки».

Занятие по нраву

Постарайтесь увлечь ребенка любым процессом, даже если речь идёт о том, чтобы приучить малыша к горшку. Лучше всего доверять ребенку новое дело, когда он просит или хочет сделать это сам, либо заранее спросить, например: «Попробуешь сам одеться?»

Личный пример

Мама моет пол, дочка тоже просит тряпку. Стандартная ситуация, потому что личный пример заразителен и отлично стимулирует самостоятельность ребёнка. 

Евлалия Просветова: «Личный пример помогает использовать такой прекрасный механизм, как подражание. С помощью подражания дети осваивают очень многое. Так заложено природой».

Кстати, не обязательно демонстрировать личный пример самим родителям. К примеру, при приучении малыша к горшку можно ориентироваться на любимых игрушек: посадить на один горшок ребёнка, а на другой — любимую куклу. И обязательно похвалить обоих, если всё получилось. 

По частям

Некоторые важные дела не даются малышам сразу. Например, когда речь идёт о самостоятельном одевании. Маленькая хитрость — поделить этот ритуал на две части. Сначала надеваем колготки и кофты, затем отдыхаем, играем и разбираемся с верхней одеждой. Личный пример здесь действует на ура, а ещё можно параллельно одеть куклу. Тогда и стимул появится: кукле жарко — нужно одеваться скорее!

Время на дело

Предоставляя ребенку возможность самому сделать что-то, не торопите его и не ограничивайте по времени. 

Евлалия Просветова: «Очень важно предоставить ему столько времени, сколько нужно для освоения навыков. Взрослые, чтобы лучше понять малыша, могут вспомнить, как они осваивали что-то, например, учились играть на музыкальном инструменте или водить машину. Сколько времени, спокойствия и понимания того, кто их обучал, требовалось им самим?»

Очень хорошо помогают в любом деле песочные часы. Например, мама ставит перед малышом часы и предлагает: «Попробуй почистить зубки сам, но столько времени, чтобы весь песок пересыпался из верхней части часиков в нижнюю». Так вы приучаете ребенка выполнять не самое любимое дело дольше, чем ему бы хотелось, но при этом даете ощущение, что это дело скоро завершится.

Без переделок

Малыш решил застегнуть самостоятельно рубашку и сделал это криво? Не ругайте, не критикуйте и старайтесь не переделывать на его глазах. Пусть походит в чуть кривой рубашке или отправится гулять в красной шапке вместо синей, не страшно. Зато он сделал это сам!

Помощь по требованию

Многие родители сами виноваты в том, что их дети не самостоятельны. Все потому, что они всё за них делают и несутся на помощь, едва ребёнок начинает осваивать какой-то навык.

Евлалия Просветова: «Помогать надо, стоит делать что-то за ребенка только тогда, когда малыш не справляется сам. Лучше всего подождать того момента, когда ребенок сам обратится за помощью. 

Важно и дозировать помощь. Например, можно выполнить все действия одевания, но какой-то самый последний шаг оставить малышу сделать самостоятельно. В следующий раз — два шага. Когда малыш будет готов пойти дальше — три шага. Так он бережно освоит навык».

Через «не хочу»

Как раз через «не хочу» в этом деле идти не стоит. Если ребёнок не хочет что-то делать самостоятельно, разберитесь в причинах. Например, он наотрез отказывается одеваться сам. Обсудите с ним детали одежды: возможно, он не хочет надевать именно эту кофту. Дело не в одежде — договоритесь: он надевает штаны, вы — одеваете свитер. Все равно не хочет — оденьте сами, а в следующий раз договоритесь. Постепенно он будет одеваться сам.

Можно попробовать посоревноваться («кто быстрее соберётся на улицу, мама или ты?»), вспомнить птичку, которая пролетает мимо и заглядывает в окошко, придумать настоящее важное дело, которое надо скорее выполнить во дворе, например, покормить воробьёв.

В кормлении преодолеть «не хочу» помогают тарелочки с нарисованными картинками на дне (давай поищем ослика, он спрятался! Надо только кашку кушать самой) и реальные зрители, радующиеся самостоятельности ребёнка. Отлично подходят игрушки из-под киндер-сюрпризов: их можно ставить вокруг тарелки ребёнка и рассказывать, как им приятно, что малыш ест сам.

А если дело не идёт с горшком, объясните ребёнку, это плохой горшок, он виноват! Мы его выбросим и купим другой, и с новым всё будет получаться. Устройте торжественные проводы старому горшку и вместе выберите в магазине другой. 

Советоваться

Чаще советуйтесь с ребёнком: «Как думаешь, что нам купить к чаю?» Это разовьёт самостоятельность. Но всё должно быть в пределах разумного. К примеру, не стоит полагаться на выбор ребёнка в сложных вопросах. 

Евлалия Просветова: «Границы очень важны. Малышу важно давать свободу и выбор в тех вопросах, которые касаются непосредственно его. Но он не может навязывать свои ценности всем окружающим людям. Все члены семьи имеют одинаковое право голоса, здорово, чтобы малыш знал это с детства».

И не стоит забывать, что даже очень самостоятельному ребёнку необходим родительский контроль, забота, любовь и совет взрослого человека. Малыш становится старше, но вы по-прежнему ему необходимы.



Эксперты: Евлалия Просветова

Читать дальше