Каждый раз открываете дневник, опасаясь увидеть очередную надпись красной ручкой? Фразы «не слушался на уроке» или «не сделал домашнее задание» стали привычными? Нет смысла винить в ситуации учителя, ребёнка или себя. Зато можно разобраться с причиной проблемы, а заодно и с претензиями преподавателя.

Внимательность

Жалоба учителя: «Ребенок отвлекается».

Успехи детей сильно зависят от способности сосредоточиться и выделить из всего объёма информации нужную. Хорошая новость: внимание — не данность, его можно и нужно развивать. Только нужно узнать, какое именно свойство внимания необходимо подтянуть: концентрацию, объём, устойчивость, распределение или переключение.

Если ребенок рассеян, страдает концентрация. Если ему трудно сравнивать предметы, обобщать их по признаку или классифицировать, то проблемы с объёмом внимания. Помните задачки, где надо найти лишний предмет или пять отличий между картинками? Если ребенок не может долго выполнять задание и не отвлекаться — нужно поработать над устойчивостью внимания. Распределение — это про умение делать несколько дел одновременно, например, по ходу выполнения задания воспринимать дополнительные объяснения учителя. Если ребенку трудно закончить одно задание и начать другое, то мы имеем дело с проблемой переключения внимания.

Учите детей наблюдательности, старайтесь вместе подмечать изменения во внешнем мире, например, перестановку в доме или во дворе.

Процесс развития внимательности не быстрый, но регулярные занятия с ребенком точно дадут результаты.  Сделайте их частью вашего совместного досуга, желательно в игровой форме.

Для развития внимания предложите ребенку поиграть в ролевую игру. Пусть он выберет пять игрушек и придумает с ними историю, в которой есть начало, середина и конец. Наблюдайте за игрой и проговаривайте его действия. Не задавайте вопросов, а просто описывайте происходящее в игре. Это позволит вашему ребенку осознавать свои действия и концентрировать внимание на выполняемых заданиях.

Отсутствие мотивации

Жалоба учителя: «Ребенок играет во время уроков, отвлекает одноклассников, домашнее задание делает через раз».

А он понимает, для чего нужно образование? Это знаете вы, знают учителя, но спросите вашего ребенка — для чего он учится. Ответ вас может удивить. Расскажите ему про пользу знаний, про ответственность за обучение, про возможности, которые у него есть. Только без нудных нравоучений и на реальных примерах. Если проблемы с математикой, напомните, что он не сможет элементарно посчитать, хватит ли у него денег на конфеты или скопить на подарок мечты. Пусть жизненные ситуации, на которых вы будете объяснять пользу того или иного предмета, будут иметь для него важное значение.

Спросите у вашего ребёнка, что бы ему хотелось. Сделайте достижение цели осязаемым. Например, возьмите стеклянную банку и нарисуйте на ней шкалу с желаниями. И заполняйте её по мере достижения камушками или конфетами. Важно понимать, что достижения — это не только пятёрка, но и самостоятельно выполненное домашнее задание, даже если ребёнок за него получил двойку.

Перегрузка

Жалоба учителя: «Ребенок начал плохо себя вести, стал раздражительным или замкнутым».

Плохое поведение, особенно проблемы с вниманием, могут стать следствием слишком тяжелой физической и психологической нагрузки. Если у ребенка нет в расписании дня времени, когда он предоставлен сам себе, — это не хорошо.

Пусть у вашего ребенка будет время на отдых. Иначе что ему остается делать в ситуации, когда он не может расслабиться и элементарно «выпустить пар»?

Выпускать его на одноклассников и учителя, в том числе.

Не нужно отнимать у ребёнка детство. Ему обязательно нужно свободное время, когда он может заниматься всем, чем угодно: поиграть с друзьями, посмотреть мультфильм или вообще ничего не делать. Если у него в понедельник шахматы, во вторник хоккей, а в среду дополнительное занятие по английскому, в четверг фигурное катание, а в пятницу бассейн, а потом ещё надо сходить на концерт классической музыки и в театр, то на учёбу просто не останется сил.

Неадекватная учебная программа

Жалоба учителя: «Ребенок выполняет задание быстрее всех, а потом начинает отвлекать других. Или, наоборот, совсем не успевает делать задания».

Бывает, что причина шалостей на уроках, — элементарная скука. Ребенку либо слишком легко, то есть попросту неинтересно, либо слишком сложно, и из-за тревожности у него падает концентрация. Чем младше ребенок, тем сложнее ему себя контролировать. Что делать в этих случаях? Если учитель идёт на контакт, попросите его об увеличении нагрузки, не обязательно даже учебной. Пусть ребенок помогает собирать тетради в конце урока или записывает на доске условия задачи.

Если ребенок просто не понимает материал, можно договориться о дополнительных занятиях, чтобы его подтянуть, или самому позаниматься с ним дома.

Значимость

Жалоба учителя: «Ребенок не относится серьёзно к предмету».

И виноват в пренебрежительном подходе может быть родитель. Анин папа считает, что поскольку дочка будет балериной, геометрию иногда можно и пропустить. А Миша по четвергам встаёт чуть позже, мама разрешила, ведь на труд и опоздать можно.

Дети копируют наше отношение к жизни и поведение, сколько бы «вечных истин» мы не пытались им внушить.  

Так что в этом случае меняться придётся не Ане и не Мише.

Особенность развития

Жалоба учителя: «Он мешает мне вести урок и учиться другим детям».

Проблемы с учителями часто возникают у детей с особенностями, при которых нет противопоказаний для учебы в обычном классе. Например, с дисграфией или гиподинамией. Такие дети всегда «слишком». Слишком подвижные, слишком шумные, слишком медленные. Причем с интеллектом у них может быть всё в порядке, а иногда и лучше, чем у одноклассников. Здесь совет один — искать учителя, который будет готов уделять ребенку внимание не в ущерб общей работе класса. Для этого нужны квалификация и желание.

Отсутствие похвалы

Жалоба учителя: «У вашего ребенка плохо всё!».

Бывает, что плохое поведение на уроках связано с предвзятым отношением к вашему ребенку. Это легко проверить. Если вы просите преподавателя выделить положительные стороны сына или дочки, а он отказывает вам с формулировкой «да за что его хвалить», значит, у преподавателя неадекватная позиция. Если учитель спокойно называет преимущества вашего ребёнка, вы можете попросить его почаще хвалить его на занятиях. Но и в первом случае не стоит сразу бросать школу или менять класс. После пары месяцев вернитесь к разговору — если ничего не поменялось в отношении педагога к ребенку, несмотря на то, что вы постарались с ним сотрудничать, это — тревожный знак, особенно если это учитель начальной школы. В третьем-четвертом классе дети уже способны подумать «друзья у меня тут классные, подумаешь, не нравлюсь учителю, можно и потерпеть», первоклашки в этом плане совершенно беззащитны.

Негативное отношение значимого взрослого откладывает отпечаток на всю жизнь, до полной потери интереса к учебе или неврозов.

Ребёнок должен знать, что родители его любят вне зависимости от оценок или его поведения. Поддержите ребёнка, найдите его сильные стороны. И не нужно бояться менять школу, ведь токсичная среда может свести на нет все ваши усилия.

Четыре шага к решению проблемы

1.   Дайте ребенку понять, что вы всегда на его стороне. Не ругайте, не действуйте сгоряча, успокойтесь и постарайтесь найти причину.

2.   Поговорите с педагогом. Не настраивайтесь сразу против, постарайтесь услышать его точку зрения. Задавайте как можно больше вопросов, спросите мнение преподавателя, как лучше позаниматься с ребенком дома, как ему могут помочь в семье. Обязательно постарайтесь последовать советам, если они показались вам адекватными, а потом опять приходите обсудить результаты ваших действий. Пусть учитель станет вашим союзником.

3.   Если с учителем не выходит конструктивного диалога, поговорите с директором. Попросите перевести ребенка в другой класс. Очень часто директоры жалуются, что родители боятся поднимать неприятные вопросы на всеобщее обсуждение, и неадекватное поведение учителя вскрывается гораздо позже, чем могло бы.

4.   Поменяйте школу. Да, это неприятно, но в некоторых ситуациях просто необходимо. Этот стресс стоит того, чтобы учиться у преподавателя, с которым и у вас, и у вашего ребенка будут прекрасные отношения.

Есть контакт!

Школа – она не только про учебу в буквальном смысле. Там мы учимся, в том числе, устанавливать отношения с самыми разными людьми. Если вашему ребенку удастся наладить контакт со всеми преподавателями, это ему очень поможет после того, как прозвенит последний звонок. Не увольняться и не опускать руки при первых конфликтах с начальником или партнёрами — этот навык дорогого стоит. Помогите ему, в том числе показав на своём примере, что любую проблему можно решить.
 



Читать дальше