Каким бывает страх перед родами и что делают женщины, чтобы его преодолеть? Наш автор Ольга Смирнова узнала у мам, а также поделилась своим опытом.
«Мой страх родов был в разы страшнее самих родов»
Мама Анастасия, дочка Аня (3 года)
— Боже, как я боялась рожать! Только сейчас понимаю, сколько нервов, сколько времени я потеряла из-за этого страха. Я не наслаждалась беременностью так, как можно было это делать. Я даже не сделала фотосессию, чтоб не сглазить. Я боялась сглаза, боялась родов, боялась, что родится ребенок с отклонениями, боялась, что рожу по дороге в роддом, боялась, что вообще никогда не рожу.
А ведь на самом деле с медицинской точки зрения все было хорошо. Когда на очередном приеме в ЖК ближе к родам я смотрела на доктора ошалелыми глазами, ожидая чего-нибудь нехорошего, она спокойно сказала мне: «Анализы и УЗИ в норме, ребеночек лежит правильно, таз у вас хороший, сможете родить сами без проблем». Я будто не слышала ее. Я, конечно, внутренне выдохнула, что с ребенком все нормально, но потом вышла в коридор и давай реветь. «Рожать уже скоро! Но я же не умею, я не смогу! Как вообще можно кого-то родить!?»
Ревела я так отчаянно, что беременные девочки принялись меня утешать и осторожно выспрашивать, а жив ли плод?
Они даже не могли представить, что женщина, у которой все хорошо, может так себя вести. А я смотрела на них и думала, что они совершенно ничего не понимают и не представляют, во что ввязались.
В конце концов, мне нужно было как-то себя утешить. И я придумала, как. Я решила, что не буду рожать. В смысле я не могу взять на себя такую ответственность, так что я кинусь в ноги всем врачам и вымолю для себя кесарево под общим наркозом. Ведь это не больно и не нужно никого рожать. И ни за что отвечать тоже не нужно. Только благодаря этим мыслям я успокоилась и вышла из консультации. Я пошла домой вполне довольная, как человек, только что решивший задачу.
Сейчас, вспоминая это, я очень жалею, что не нашлось среди тех девочек в коридоре какой-нибудь мамаши, которая вылила бы мне холодной воды на голову. Лучше со льдом.
Ко дню предварительной даты родов я была абсолютно измотана всеми своими переживаниями, но решение «не рожать» четко было со мной, только оно меня и успокаивало. И муж.
Муж вел себя хладнокровно и был спокойный, как амфибия. Он во все мои приступы паники терпеливо слушал чушь, которую я несла, кивал головой, а потом, когда чувствовал, что текст у меня закончился, обнимал и говорил, что все будет хорошо и не надо думать о плохом. После этого страх меня отпускал иногда на час, а иногда и на целый день, если он был насыщенным.
На следующий день после ПДР я проснулась от желания срочно сходить в туалет. Ну а дальше вы, наверное, догадались. В туалет я сходила несколько раз, а потом поняла, что живот схватывает раз в полчаса, потом раз в 15 минут. На этой отметке я сказала мужу, что нам пора рожать, и пошла краситься. Он посмотрел на меня с удивлением.
Видимо, он ожидал от меня другого поведения и готовил на этот случай смирительную рубашку.
А я наводила водостойкий макияж в перерывах между схватками и не чувствовала даже половины той паники, которая была «до». Мне было все предельно ясно. Чувство ужасающей неизвестности куда-то делось: я четко знала, что со мной происходит — запомнила с курсов, была уверена в муже, знала, в какой роддом я еду и что везу в сумках. Все. Мне было все понятно.
Пришла пора мужа ходить с ошалелыми глазами. Теперь я была спокойна, как амфибия, а он беспокоился, что со мной что-то не так. Мы ехали в роддом, и он говорил со мной в таком духе, будто я недавно упала с крыши: «Тебе больно? Расскажи, что ты чувствуешь? Может, остановимся подышим? С тобой точно все нормально?» Я спокойно отвечала, что все нормально, сделай погромче музыку и прибавь газу.
К моменту прибытия в роддом я все еще была уверена, что мне необходимо кесарево. После осмотра врач сказал, что раскрытие хорошее, шейка матки прекрасная, рожаем. Я начала было говорить, что не готова, что мне не родить самой и т.д. Он даже дослушивать до конца не стал, сказал: «У вас все хорошо, вы просто обязаны попробовать сами. Но будьте уверены, если что, я успею сделать вам операцию. Так что давайте договоримся: пробовать и слушаться».
И мне снова стало все ясно — только попробую. Через 5 часов на свет появилась наша милая Анька. Я просто попробовала.
Смотрела на нее и плакала от того, что все оказалось так просто и логично, что все уже закончилось, а конец света так и не случился.
Девочки, милые, берегите нервы! Не решайте проблемы раньше времени, все будет хорошо само по себе, нужно просто расслабиться и жить.
«Я для себя решила, что одна рожать не пойду»
Мама Ольга, дочка Ярослава (2 года)
— Мои страхи перед родами появились задолго до планирования беременности, но я особо не думала о них. Когда увидела 2 заветные полоски на тесте, эти страхи стали более яркими, а уже к середине третьего триместра окончательно поселились в моей голове.
Самый сильный страх — страх неизвестности. Даже если идёшь рожать не в первый раз, то всё равно можно только предполагать, как всё пойдёт. Я шла рожать впервые. Заранее проигрывала в голове множество вариантов: долго/быстро, ЕР/ЭКС, сильные боли во время схваток/более менее терпимые, с осложнениями у меня или у малыша/без них и т. д. При этом я не накручивала себя, просто продумывала, как это может быть, чтобы морально подготовиться. После этого меня отпустило, и в итоге я приняла верное для себя решение: разбираться с проблемами по мере их поступления. Пока процесс не пойдёт, всё равно не узнаешь, как и что будет именно у тебя, поэтому заранее волноваться и трепать себе нервы смысла нет. Прогнала этот страх, настроилась позитивно, убедила себя, что всё пройдёт хорошо и как можно чаще повторяла себе это.
У меня был ещё один способ избавления от страха: я однозначно для себя решила, что одна рожать не пойду. Поэтому была очень рада, что муж согласился на партнёрские роды. Если бы он отказался, я бы взяла подругу, сестру, маму, но только не одна. Тут я ещё больше успокоилась, потому что, даже если я буду неадекватной, муж поможет и присмотрит.
Помню, боялась, что персонал может плохо ко мне отнестись, оказаться грубым и невнимательным. Переживала, что это может повлиять на моё эмоциональное состояние.
Был еще один страх: а что если карантин и мужа просто не пустят? И вообще никого не пустят, и придется рожать одной? Ну, не пустят, так не пустят, решила я. Чего переживать, если до родов еще целый месяц? Вот доживем — узнаем. Все равно в этом вопросе от меня ничего не зависит.
И еще один мой страх — возможный прокол пузыря и эпизиотомия. Я вообще не люблю иголки, разрезы и всё подобное, а тут ещё и в таком вопросе.
За 2-3 недели до родов я начала бояться, что пропущу «начало» (в случае, если начнётся не со схваток, а с отхождения вод) и не успею доехать в роддом. С этим страхом я так до самых родов и не справилась, хоть все «бывалые» говорили, что такое пропустить невозможно.
В последнюю неделю мне почти каждую ночь снилось, что я рожаю и не заметила.
А теперь, как всё было на самом деле. В родах я провела всего 8 часов — так указали в выписке.
Воды отошли дома, примерно в 20:15. Действительно, такое сложно пропустить, зря боялась! Я дотушила рагу, поела, сходила в душ и вызвала скорую. В роддом успела. Муж, разумеется, был со мной. Схваток не было совсем — сказали, что если к 5-6 утра схваток не будет, то будут делать кесарево. Мне очень уж не хотелось операции, поэтому собралась, вспомнила, какие позы и упражнения для ускорения схваток показывали на занятиях для беременных, и вперёд — выполнять. Муж молодец — очень помогал. В итоге сильные схватки пошли с 3-х ночи, а в 5 утра уже появилась наша малышка.
Я быстро справилась, думала, всё будет дольше. Страх, что расстригут, к сожалению, оправдался. После нескольких безрезультатных потуг врач сказала: «Всё равно порвёшься, давай сделаем — заживать будет лучше». Я зажмурилась и согласилась. Конечно, ощущения не из приятных, но последние схватки перед потугами больнее, да и эйфория от встречи с малышкой велика, поэтому всё терпимо. Тем более, делают обезболивание, насколько это возможно.
Страх карантина не подтвердился. Страх по поводу отношения персонала не оправдался совсем: никто не носился, как с писаной торбой, потому что рожающих очень много, но все доброжелательны, приветливы, опыт и квалификация в наличии, всё вовремя.
Правда, непредвиденное всё же случилось: началось кровотечение через 4 часа после родов. Эту проблему решили под общим наркозом, все сделали быстро. У доченьки всё хорошо, 9 баллов по Апгар.
В целом считаю, что родила быстро и легко. Если ещё раз соберёмся за малышом, то, думаю, таких страхов уже не будет. А если появятся, я знаю, как с ними бороться: не бояться заранее, настраиваться на позитив, побольше дел и занятий, особенно тех, которые приносят удовольствие. И, конечно, хорошо бы идти на роды с человеком, которому доверяешь. Если этот человек — вы сами, не берите никого, кроме себя.
«Я испугалась, когда узнала, что придется рожать самой, и боялась до конца родов»
Опыт автора, дочки Полина (6 лет) и Ульяна (1,5 года):
— Со вторым ребенком у меня должно было быть кесарево. Об этом говорили все врачи с самого начала беременности. Причина — предыдущее кесарево и тазовое предлежание ребенка. Я не боялась операции, помнила, что это быстро и не больно, а тяжеловато только потом, первые несколько суток. Мне было все понятно, мандраж присутствовал, но это ерунда.
Когда у женщины уже было кесарево, во второй раз в роддом нужно лечь пораньше, примерно за 1,5 недели до предварительной даты родов. Я уехала: никакой паники, сумки собраны по списку, обменная карта, осмотр, анализы, палата в дородовом отделении. Все по плану, все спокойны.
И тут заходит лечащий врач и просит пройти за ней в смотровую. Захожу, а там еще один врач. Смотрят на меня и говорят: «Оль, а давай не будем тебе операцию делать? Давай сами рожать: ребенок лежит головой вниз, шейка матки в норме, шов состоятелен. Нет противопоказаний к самостоятельным родам. А ведь так и тебе, и ребенку лучше будет».
Я не сразу поняла, что происходит, ведь на последнем УЗИ дочь уверенно сидела на попе. Неужели перевернулась за неделю?
Помню, был шок, острое желание сразу отказаться и растущее чувство тревоги: «Как ребенок головой вниз? Как сама рожать? Я не умею, я даже на курсы не ходила!»
Мне велели подумать, завтра снова сделать УЗИ. На следующий день было принято решение, что я точно рожаю сама. Решение было принято скорее врачами. Я же взяла себя в руки и смирилась. Позвонила мужу, он поддержал, поначалу даже хотел прийти рожать со мной, но потом в роддоме объявили карантин. Думаю, в тот момент он выдохнул с облегчением.
Так, внезапно возник новый план: сижу в роддоме и жду схваток. Одна. Полторы недели сижу и жду. О чем я думала? О том, что мне жутко страшно. Я ни к чему не готовилась, я никогда не рожала сама и даже не знаю, что такое схватки! А что если не получится? А если я сделаю что-то неверно и испорчу ребенку здоровье на всю жизнь? А если шов порвется?
Я знала, что такое бывает. Женщины рожают вполне удачно после первой операции, многие даже желают вторые естественные роды и пытаются найти врача, который возьмется. Я не рвалась. Я не хотела экспериментов, когда дело касается жизни. Да что там жизни — двух жизней. Но меня благословили трое опытных врачей. Даже сам ребенок меня благословил, приняв правильную позицию для старта в экстремально короткие сроки. Я убеждала себя, что все будет хорошо. Но девочки-соседки по палате смотрели на меня большими глазами и прямо заранее сочувствовали: из всех в отделении никто не собирался рожать сам после кесарева.
Мне было страшно. Все полторы недели. Но, несмотря на страх, хотелось, чтобы все скорее уже произошло.
А еще я поняла, что мне нужно экстерном пройти обучение на тему «Как правильно рожать, чтобы родить». Я бесконечно смотрела видео о правильном поведении и дыхании в родах, после этого у меня начинал болеть живот. Я завела подруг в разных концах коридора, чтобы можно было «ходить в гости», рассказывать им пройденный материал, вместе радоваться за тех, кто сегодня ночью ушел на этаж выше, в родовое отделение, и подбадривать тех, кому давали не самые утешительные прогнозы. Мы там сроднились, как бойцы одного подразделения. Это помогало не думать, отвлекаться. В конце концов, я вместе с другими будущими мамочками научилась завидовать тем, кому больно «по-настоящему» — значит, скоро-скоро все начнется и закончится. Но страшно, честно, было до самого конца.
Схватки начались ночью. Тех врачей, которые благословляли меня на роды, не было. В учреждении карантин — роддом не принимает людей «извне» даже со схватками, так что в ту ночь рожала я одна. Процесс шел быстро, было больно и страшно, что это может быть ненормальная боль (я все думала про свой рубец на матке), а поговорить об этом было не с кем: акушерка играла на планшете в другом конце коридора.
Я проходила со схватками 4 часа, все это время муж был на связи по телефону: играли в города. Я на удивление хорошо соображала и все время выигрывала. Это помогало отвлекаться. А он периодически пытался заснуть на том конце провода (только недавно об этом рассказал). За время «городов» шейка раскрылась полностью, а еще через полчаса Ульянка появилась на свет довольно легко. Да, врачебная смена поменялась, и мне достался прекрасный врач и очень внимательная акушерка. Как это важно, оказывается!
Но даже после появления малышки мне было страшно, хотя бояться уже было нечего: я спрашивала, сколько у нее пальцев и точно ли она жива (ну не в себе была, чего уж там). Прошло еще несколько часов прежде, чем я осознала, что все прошло вполне удачно, с дочкой все хорошо, шов в норме, я справилась, страх ушел.
Могу сказать, что еще неделю после родов я страшно собой гордилась. Потом погрузилась в обычную малышовую жизнь и успокоилась, но до этого очень гордилась и радовалась. И муж гордился, а может, и до сих пор гордится. И это так здорово: встать почти сразу после родов, а не через сутки-двое. И слава богу, что все случилось именно так.
«Когда начались схватки, я открыла тетрадку и стала сверять происходящее с теорией»
Мама Татьяна, сыновья Костя (6 лет) и Миша (1,8 года)
— Конечно, я боялась, даже ещё когда не была беременной. В течение беременности постоянно выясняла у подруг, как это было. Но у всех опыт разный. В интернете начитаешься — вообще жутко становится. Успокаивало то, что обычно говорят, мол, роды проходят примерно так, как это было у твоей мамы. Моя мама рожала без каких-либо проблем, так что я решила быть похожей на нее в этом плане.
Чтобы не бояться неизвестности, я пошла на курсы, где рассказали, что и как будет происходить на родах, какие могут возникнуть проблемы и что в этих случаях делать.
Записав всё в тетрадку, я немного успокоилась — появился хоть какой-то план действий на день Х.
Когда начались схватки, я открыла тетрадку и стала сверять происходящее с теорией. Но я отставала от плана: схватки не ускорялись и не учащались, как им было положено. Проходив день с вяло текущей родовой деятельностью, к вечеру я решила сдаться в роддом. И вот, когда муж повёз меня туда, я окончательно поняла, что все происходит не понарошку и я реально еду рожать. Тут меня накрыло. Мне стало действительно страшно. Меня трясло, слезы текли сами собой. Если раньше страх был перед гипотетическими родами, то теперь роды стали реальными. Успокаивала я себя тем, что на дворе 21 век, рядом будут врачи, и, если что-то пойдёт не так, то обязательно помогут.
Однако, когда я приехала в роддом, врач предложила мне вскрыть плодный пузырь и запросила согласие. Мне опять стало страшно — на сей раз было страшно принимать решение: я ведь не врач, откуда я знаю, нужно ли это делать сейчас. Когда я согласилась, схватки резко усилились и ускорились, бояться было уже некогда. Кроме того, рядом был муж и помогал морально.
Роды у меня прошли хорошо, уже на следующий день я не сомневалась, что пойду рожать снова, все страхи улетучились. Но, когда спустя пять лет я снова забеременела, мне снова стало страшно. На сей раз я боялась вполне конкретного процесса родов, но было уже легче взять себя в руки: в роддом ехала без слез.
{{amount}} {{declOfNum(amount, ["комментарий", "комментария", "комментариев"])}}
Оставьте комментарий