С незапамятных времен лошади шли бок о бок с человеком, сопровождая в работе, в домашнем хозяйстве, в пути, на празднике и на войне. А о том, что общение с лошадями положительно влияет на здоровье человека, говорили еще Гиппократ и Парацельс. И хотя технический прогресс позволил нам, как минимум, перемещаться без этих прекрасных животных, кое-где без них все еще не обойтись. Продолжая серию материалов о пет-терапии, автор «Дэйли Бэби» разобрался, что это такое иппотерапия и зачем она нужна.

На что жалуетесь?

Иппотерапия — вид пет-терапии (терапии заболеваний с помощью животных), одна из форм лечебной физкультуры, которая использует общение с лошадью и езду верхом в качестве средства реабилитации, адаптации, воспитания и иногда даже лечения. В литературе часто встречается также термин «лечебная верховая езда (ЛВЕ)». В Европе интенсивное развитие иппотерапии началось после 1960 года: сначала в Скандинавии, затем в Германии, Франции, Голландии, Швейцарии, Грузии, Великобритании, Польше. В 1991 году в Москве появился Детский экологический центр «Живая нить» — первый в России центр, специализирующийся на этом виде пет-терапии как методе реабилитации.

У иппотерапии длинный список показаний. Ее рекомендуют как дополнительное средство реабилитации детям с расстройствами аутистического спектра (РАС), при ампутации, артритах, нарушениях мозгового кровообращения, черепно-мозговых травмах, потере органов чувств, миопатии, рассеянном склерозе, эпилепсии, остеохондрозе, сколиозе, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, связанных с нарушением кинетики, последствиях полиомиелита, ишемической болезни сердца, ожирении, неврастении, моторной алалии, задержках умственного развития и депрессиях. Большое число исследований посвящено и терапии больных ДЦП. Ученые также говорят о благотворном влиянии иппотерапии на опорно-двигательную, нервную, дыхательную и эндокринную системы в целом, а также на органы кровообращения и пищеварения.

Во время верховой езды тело человека откликается на движения, поэтому, произвольно или нет, она задействует почти все мышцы человеческого тела. Ритмические колебания животного при движении в зависимости от интенсивности в разной степени активизируют, массируют и расслабляют мышцы наездника.

Можно сказать, что иппотерапия — это физиотерапия, в которой лошадь становится живым тренажером.

Однако главный терапевтический фактор лечебной верховой езды — комплексная активизация и мобилизация организма. Комплексная значит не только физическая, но и психологическая. Прогулка на лошади одновременно развивает способность держать равновесие, ориентироваться в пространстве, координировать движения, помогает научиться справляться со стрессом, концентрировать внимание на словах терапевта, запоминать и планировать последовательность своих действий.

У иппотерапии есть и социальные эффекты. Она улучшает коммуникативные функции за счет взаимодействия с иппотерапевтом, коноводом и участниками иппотерапевтической группы, увеличивает эффективность и качество социализации личности, упрощает интеграцию инвалидов в общество, развивает трудовые навыки по уходу за животным. Последнее особенно важно для людей с умственной отсталостью — ведь если они справятся с этой задачей под наблюдением конюха, уход за лошадьми может стать для них реальной профессией и помочь адаптироваться к самостоятельной жизни.

Кроме того, верховая езда задействует механизм мотивации: несмотря на страх и неуверенность в своих силах, большинство детей приходит в восторг, видя большую лошадь, загорается желанием проехать верхом и научиться ею управлять. Это помогает преодолеть страх и в результате значительно повысить самооценку ребенка. А тот факт, что во время занятия не используются какие-либо приспособления, намекающие на инвалидность, позволяет ребенку и родителю на время отвлечься от хода жизни человека с ограниченными возможностями и дает детям почувствовать уверенность в себе, а его родным — гордость за своего ребенка.

Ограничения

Иппотерапией категорически нельзя заниматься тем, кто имеет злокачественное течение гипертонической болезни, острый тромбофлебит, трофические язвы, грыжи дисков больших размеров, нестабильность позвоночника, нарушения равновесия и тем, кто недавно перенес инсульт или инфаркт. Врачи также рекомендуют отказаться от этого метода при воспалительных заболеваниях мочевыделительной системы, предстательной железы, гинекологических заболеваниях в стадии обострения, острых заболеваниях внутренних органов, гемофилии, ломкости костей. И конечно, с осторожностью прибегать к этому методу стоит тем, у кого аллергия на животное или непреодолимый страх перед ним. Внимательно следите за ребенком и отмечайте, не ухудшается ли его состояние по другим причинам.

Как все устроено

Сразу обрадуем: несмотря на то, что в названии метода присутствует слово «терапия», медкабинетов, белых халатов и прочих ужасов походов в поликлинику на занятии вы не увидите. Во многом иппотерапевтические практикумы проходят почти так же, как обучающее занятие для человека без особенностей и ограничений. Почти, потому что некоторые тонкости все же есть.

Программа терапии разрабатывается индивидуально для каждого пациента в зависимости от уровня физических и интеллектуальных возможностей после беседы с иппотерапевтом.

Для занятий с самыми трудными детьми применяется тепло тела лошади, тесное общение с животным, ритмичные колебания его тела. Для менее тяжело пораженных больных это становится только первым этапом, после которого детей учат основам управления лошадью, а затем и верховой езды. Наиболее сохранные в ментальном и физическом плане пациенты после этих двух этапов переходят к занятиям райттерапией — верховой езде при активном участии самого наездника. А самый высокий уровень — это занятия верховой ездой по адаптированной для инвалидов программе и участие в показательных выступлениях клубов и даже соревнованиях.

Урок может проходить индивидуально или в группе. Проводят его инструктор, коновод и страхующий.

Инструктор руководит процессом и взаимодействует с пациентом. Он должен иметь профильное образование — медицинское, педагогическое, психологическое или физкультурное, — и дополнительное в области иппотерапии. Перед началом занятия не стесняйтесь попросить его показать свои дипломы и сертификаты, поинтересуйтесь, какой у него опыт и стаж работы.

Задача коновода — водить животное по команде инструктора и отвечать за здоровье и тренированность лошади.

Страхующий находится рядом с ребенком на случай непредвиденных ситуаций, в ряде случаев эту функцию выполняет сам инструктор. В зависимости от степени тяжести заболевания, возраста и веса пациента, число страхующих может меняться, и вместо традиционного одного, следующего по одну сторону лошади, добавляется второй, по другую. Иногда это еще один инструктор, а иногда — родитель после предварительного инструктажа. Чем более самостоятелен пациент, тем меньше он нуждается в помощи и страховке, однако несмотря на это, во время занятия коновод и инструктор все равно находятся рядом. Таковы правила.

При работе с детьми с РАС в связку обязательно включается мама, и тогда лошадь становится проводником между мамой и ребенком: взаимодействие с животным на невербальном уровне помогает пациенту оставаясь внутри своего комфортного мира, выходить из изоляции от окружающей действительности и адаптироваться в ней.

Занятие начинается со знакомства с инструктором и лошадью, затем ребенок садится на нее и вступает в фазу адаптации. В основной части он выполняет различные игровые задания и упражнения верхом на лошади, при этом животное двигается шагом или рысью. В финале занятия всадник спешивается и угощает животное яблоком, морковью или сухарями. После занятия инструктор общается с родителями.

Выбор лошади вам не доверят — это делают инструкторы-иппотерапевты.

Ключевые критерии отбора таковы: лошадь должна быть абсолютно здоровой, иметь добрый и спокойный нрав, умеренный темперамент, ровный ход, спокойно реагировать на человека и быть старше 5 лет. Удобно, когда у нее широкая спина и высота в холке 140-150 см. Порода значения не имеет, важно, чтобы это была кобыла или мерин — и ни в коем случае не жеребец.

Иппотерапия, направленная на реабилитацию опорно-двигательного аппарата, обычно не проводится на пони из-за биомеханики их движения, которая для этого не подходит. Однако если речь идет о социальной, психотерапевтической или логопедической работе, это условие уже не будет жестким.

Подходящая лошадь проходит специально разработанный интенсивный тренинг. Соблюдение этих условий важно для обеспечения не только безопасности пациентов, но и комфорта лошади, ведь во время занятия она сталкивается с нестандартными условиями: большим числом людей, резкими звуками, нескоординированными движениями и непривычными реакциями наездника.

Один из базовых смыслов иппотерапии заключается в благотворном воздействии на организм человека тепла тела лошади: его температура на 1-1,5 градуса выше нашей нормальной, поэтому все занятия проходят без седла. На спине лошади может быть вальтрап (суконное покрывало, подкладываемое обычно под седло), гурт с ручками (ремень, фиксирующийся в районе холки лошади, чтобы начинающему наезднику было, за что держаться) или пеленка, но никаких седел.

Иппотерапией можно заниматься не только на живой лошади: сегодня существует целый ряд специальных тренажеров-имитаторов лошадиных движений. Один из них весной этого года создали студенты-инженеры из Университета Райса в американском Хьюстоне.

© engadget.com

Роботизированную лошадь назвали Стьюи (Steiwe), и она готова помогать заниматься иппотерапией тем, для кого она недоступна. Робот, внешне напоминающий ослика Иа из советского мультфильма, может имитировать шесть вариантов походки, соответствующие основным аллюрам лошади, и выдерживать людей весом до 113 кг. Его созданию предшествовали исследования биомеханики движения лошадей на ранчо в Техасе, а также целый ряд изобретений студентов предшествующих курсов университета. Проект еще не окончен: впереди доработка технологии и создание сидений для разных видов заболеваний. Но несмотря на это и тот факт, что как симулятор движений лошади Стьюи далеко не первый, он определенно имеет все шансы носить звание самого милого из них.



Читать дальше