Анастасия — обычная белорусская мама ребенка с моторной алалией. Врачи прогнозировали ее ребенку не самое светлое будущее, но в итоге мальчишка пошел в 1-й класс и почти не отличается от сверстников. Своим положительным опытом девушка поделилась с читателями портала Ребенок.BY.

От «овоща» до первоклашки

Во времена наших пап и мам и в нашем детстве редко можно было встретить детей алаликов и аутистов. Образовательные учреждения для них были отдельные, их боялись, многие родители стеснялись, а человек с аутизмом получал в 18 лет справку с диагнозом «шизофрения». И никто не разбирался и не понимал, что недуги многих аустистов компенсированы талантами в определенной сфере, а моторная алалия имеет наилучшие прогнозы в доведении до нормы.

Моего мальчика зовут Стас, и ему 7 лет. Мы прошли путь от фраз невролога в поликлинике в 3 месяца: «Ваш ребенок будет овощем» (да поймут меня мамы, коллеги по несчастью, куда уходит твой мир в эти моменты!) до обычного первоклашки. Этот путь был сплошным методом проб и ошибок, пока не выстроилась определенная система.

Я не веду страниц в социальных сетях, посвященных этой проблеме. Не люблю медали, лайки и пустые комментарии — это отнимает драгоценное время. Но попадись мне на год раньше чей-либо подобный опыт, результат был бы очевидно лучше, поэтому я решила поделиться своей историей. 

Для справки

Моторная алалия — это отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причиной алалии чаще всего является повреждение речевых областей в головном мозге, а также мозговые заболевания или травмы, перенесённые ребёнком.

Во время беременности ни разу не чихнула

Классика жанра. Прекрасная беременность, как в книжке. Ни разу не чихнула. Родила почти на 30-летие, роды стремительные, 9 баллов по шкале Апгар, закричал сразу, взял грудь.

Помню, головка не шла, и акушерка все кричала: «Тужься, если хочешь, чтоб хорошо учился!» Как в воду глядела.

Пришла на плановый осмотр невролога в поликлинике в 3 месяца. Молодая раздраженная женщина мне сообщила, что голову ребенок не держит, гипотонус, есть признаки повышенного внутричерепного давления. Сказала: «Готовьтесь, мама, будет овощ».

И это мой-то первенец, самый лучший и любимый! Поверить в такое сложно. Пошли на нейросонографию, чтобы проверить ребенку давление, оно действительно было повышено, но не катастрофично.

Сходили еще к двум неврологам на всякий случай. Одна прописала препараты для сосудов, вторая — соляную грелку и массажи. Усердно занимались с ребенком.

Развивался в пределах нормы

Малыш был спокойный, улыбался, следил за предметами, без причины не плакал, спал хорошо по своему режиму.

Давление через родничок держали на контроле. К году давление вышло на верхнюю границу нормы. В полгода стал нормально держать голову и переворачиваться, в 8 месяцев нетвердо сидел, уверенно сидел, ползал по-заячьи и по-пластунски, стоял к году, ходить начал в 1 год и 3 месяца, начал говорить «дай».

Казалось бы, жизнь наладилась, мальчик выровняется, говорили нам на плановых визитах к неврологу. 

«Глазки умненькие — и это хорошо»

В 2 года, когда речь не развивалась, крупная и мелкая моторика оставляла желать лучшего, я забила тревогу. Начала таскать ребенка по неврологам Минска, но ответ был примерно одинаковым: задержка моторного развития, ждите и пейте витамины, это мальчик, такое бывает, глазки умненькие — это хорошо.

Это усредненный ответ.

Так вот я советую: не ждите. Вы теряете драгоценное время, когда можно заняться восстановлением ребенка.

Мне понадобился почти год, чтобы выяснить, какие конкретно повреждения у сына и какими методами с этим можно бороться.

Мы посещали неврологов в поликлинике, ходили к «светилам» в платные центры, в РНПЦ «Мать и Дитя», лечились в РНПЦ оториноларингологии.

Были назначены препараты по стимуляции сосудов и нейростимуляторы, физиопроцедуры. Результат был, но очень кратковременный — 2-3 недели, потом откат. 

Жестокая правда

Время шло, Стасику уже исполнилось три года, а речь не появлялась, моторика и координация оставляли желать лучшего и, как естественное следствие, стало тормозить развитие интеллекта.

Это было заметно поначалу только мне и специалистам. Тогда же я услышала от именитого невролога, что «заявление на работу он никогда сам не напишет». Спасибо! Жестоко, но я была благодарна.

Было страшно, плакала ночи напролет. Нужна была внятная диагностика, которую мы так и не получили. Я стала изучать опыт России, Израиля, США и Германии. Что они делают в этих случаях?

Мы обратили внимание на частный центр коррекции речи в Санкт-Петербурге и всего за несколько часов в центре сделали 5 видов диагностики, посетили нескольких специалистов, получили на руки конкретный диагноз с описанием повреждений и подробную схему лечения.

Все мероприятие нам обошлось в 400 долларов, включая перелет и еду. За сутки мы получили конкретный и понятный диагноз, основанный на результатах комплексного осмотра.

Подбирали свое лечение

Диагноз длинный, если говорить простыми словами, то это моторная алалия 1 уровня, повреждения мозжечка, ствола и коры головного мозга. Ствол уже не восстановится, а остальное можно развить или компенсировать.

Далее был путь в 2 года, когда мы пробовали разные методики лечения и восстановления.

© Фото из личного архива героини

Медикаментозный метод лечения ноотропами не заработал. Оставили только разновидности рыбьего жира и витамины из продуктов. Прошли шесть курсов по методике Томатис.

Находкой и панацеей для нас оказалась нейропсихологическая коррекция. Это действительно эффективный метод помощи при моторной алалии. Заключается в восстановлении нейронных связей посредством комплекса упражнений, которые нужно выполнять каждый день около часа, пока ребенок не доведет до нормы те движения и рефлексы, которые у него нарушились внутриутробно или в младенчестве. Первые речевые результаты были уже через 6 месяцев занятий.

Важно, как сама мама общается с ребенком. Я повторяю одно и то же по 100 раз — и это не преувеличение.

Ребенку не неинтересно, он просто не понимает того, что ему говоришь, с первого раза. Для полного усвоения слова и понятия ему требуется действительно услышать его сотню раз. У меня уже накопился миллион и один лафхак, как объяснить ребенку самые разные вещи.

Кроме того, для нас были обязательны занятия с логопедом-дефектологом 2-3 раза в неделю, а также в садике на логопункте и теперь в школе.

Интеллект удалось сохранить полностью — таков вердикт специальной комиссии. На одном из последних приемов у невролога, мне была искренне приятна его похвала и удивление от того, какой прогресс мы показали. 

Выводы: все нужно делать вовремя

Важно всеми силами сохранять баланс между умственным и физическим развитием согласно нормам возраста.

Должен следить глазами за предметом — показываем ему погремушки, должен ползать классическим способом — ползаем все вместе, сами ноги переставляем, помогаем, учим (это важнейший навык, один из этапов формирования тех самых межполушарных связей), должен различать цвета и формы — обводим пальцами фигуры, вырезаем, лепим, рисуем, запоминаем их любым доступным методом. Никого не слушайте про вариант нормы, потом исправлять будет гораздо сложнее!

И конечно, важно уделять время себе и своему развитию. Как в самолете: сначала маску себе, потом ребенку.

Процесс восстановления очень трудоемкий и сил надо много. Загнанная и уставшая мама даст ребенку объективно меньше, чем излучающая радость и спокойствие.

Единой таблетки от всех бед нет, к сожалению. Надо разбираться самому и пробовать. Мозг одинаково повредиться не может, все индивидуально.

Обычная школа, интегрированный класс

На данный момент Стас учится в 1 классе интегрированного обучения обычной школы. Выбор этот сделан осознанно, ему сложно будет освоить чтение в нужном темпе, повторять стихи и писать, как другим детям.

При этом сын нормально общается с детьми и со взрослыми, его все понимают. Небольшие отличия в произношении звуков, чистоте речи, конечно, остаются, но мы надеемся убрать их за несколько лет плотной работы с логопедом. 

Дополнительно дома мы занимаемся с ребенком по учебникам математических школ, подобрала красочные и увлекательные издания. Логика — его сильная сторона на данный момент.

К сожалению, страдает чтение и письмо. Чтобы научиться писать букву нужного размера, наклона и с правильным соединением, требуется около 2-3 часов постоянного контроля и помощи. Все еще нарушен фонематический слух, плохо повторяет стихи, но мы работаем над этим, со временем все потихоньку получается: прописи есть, а стихи просим давать учить заранее. 

Отношения с окружающим миром

Что греха таить: приходится сталкиваться ежедневно с неприятием, настороженностью, комментариями со стороны окружающих. Сначала недолго расстраивалась. Хочется же гордиться успехами ребенка или просто радоваться тому, что занимаешься с ним, играешь, рассказываешь что-то и сразу видишь результаты. 

А тут спасибо за то, что есть, и десять раз спасибо за то, чего нет: есть и более существенные недуги у людей. Достаточно быстро у меня вырисовалась схема отношения к окружающим.

Если это малознакомые люди, просто игнорирую, это их проблемы отношения и принятия.

Дети и их родители из группы в садике или из класса, как правило, настороженно относятся поначалу, опасаются, не буйный ли, не кусается ли, а вдруг навредит. Тут порой приходится порой прикладывать усилия, чтобы нормализовать психологический климат вокруг. Первое, что необходимо, — доброжелательное отношение и улыбка, участие в жизни коллектива, инициатива. Хочешь, чтобы к ребенку и тебе нормально относились, начинаем с себя. Стас перенял у меня этот навык и очень дружелюбно ко всем настроен. 

Постепенно коллектив начинает относиться спокойно, видят, что Стас хороший мальчик, просто ему сложно говорить. Это уже неплохой результат.

И самая больная тема — это отношение близких родственников. Прекрасно, если они верят в вас, поддерживают и помогают. Это дает силы свернуть горы. Но, к сожалению, очень часто, бабушки и дедушки стесняются перед остальными за своих внуков и очень сожалеют, что именно в их семье такое произошло. В такой ситуации маме или папе нужна недюжинная энергия и вера в успех, чтобы вырастить уверенного в себе ребенка, открытого к общению.

Ежедневный труд

И в заключение хотелось бы подчеркнуть еще раз: алалия не лечится, она компенсируется до пределов нормы так, что окружающим она не будет заметна. Это надо запомнить. Но это ежедневный труд родителей. Для себя я вынесла два основных пути коррекции:

  1. Медикаметозный (ноотропные препараты) + логогруппы и спецшколы. Традиционно этот метод применяется в нашей стране и в России.
  2. Коррекция утерянных функций путем механической коррекции (нейрокоррекции или другими методиками) при полном отказе от ноотропов. Идея в том, что наш организм — умная машина, сможет компенсироваться сама, насколько это возможно. Просто нужно методично делать разнообразные нужные упражнения, изо дня вдень. Очень важно, чтобы ребенок находился в обычном коллективе, он сам его многому научит. Логопедов здесь забывать тоже нельзя. 

Источник: rebenok.by



Читать дальше