Сказки этого автора стали самыми издаваемыми в нашей стране, после произведений Андерсена и Братьев Гримм. Кот в Сапогах, Спящая Красавица, Золушка и другие его персонажи становились героями фильмов, мультфильмов и балетных постановок. Наш сегодняшний герой — французский аристократ, герой высшего света Парижа и несостоявшийся адвокат Шарль Перро.
«Заклятье Франсуа»
Шарль Перро родился в далеком 1628 году в семье высокопоставленного судьи Парижского парламента. В семье Перро было шестеро детей, и Шарль был самым младшим. С детства ребенок был застенчив и не блистал успехами в учебе, в отличие от своих старших братьев. Больше всего на свете он любил загородное поместье своей матери — Вири, где с удовольствием проводил время в обществе нянь и кухарок, слушая народные сказки и побасенки.
Гораздо позже Шарль Перро охарактеризовал свои ранние годы «заклятием Франсуа»: брат-близнец писателя погиб, прожив всего несколько часов после рождения, и, скорее всего, мальчик подсознательно скучал в обществе старших братьев, искал «родственную душу».
Будучи юношей, в коллеже Бове он сдружился с однокашником Борэном, который и стал его утерянным братом-близнецом. Крепкая дружба помогла будущему писателю наконец-то выбраться из постоянно угнетенного состояния.
Несостоявшийся адвокат
Однако, скучная учеба на юриста не очень-то увлекала молодого человека, поэтому он, воспользовавшись связями своей семьи, купил себе лицензию адвоката, и, что называется, «по блату» поступил на службу к своему брату, известному в то время архитектору, Клоду. Параллельно он служил в конторе своего другого брата Пьера, который был сборщиком налогов.
Так, Шарль Перро стал вхож в высший свет и быстро заручился поддержкой чиновников, приближенных ко двору короля Людовика XIV. В частности, его покровителем, а еще и хорошим другом был сам Жан Кольбер, министр финансов и доверенное лицо Его Величества. Став, с его протекции, членом Французской Академии Наук, Шарль Перро мог уже не беспокоиться о заработке, а заниматься тем, к чему лежала душа — а именно, литературой.
Конечно, такой уважаемый господин, как Шарль Перро, и мыслить не мог о том, чтобы писать сказки для детей. Он начал свой путь как литератор и критик. Его первым произведением стала ироническая комедия «Стены Трои, или Происхождение бурлеска», которая удачно сочетала в себе простонародный быт и элементы героического эпоса.
Также Шарль Перро активно принимал участие в известном в те времена споре литераторов о том, как следует относиться к наследию античной литературы. В двух противоборствующих лагерях, поклонников античности и, скажем так, «новаторов» он стал главным идеологом последних. Будучи обласканным королем Людовиком, Перро заявлял, что искусство эпохи Короля-Солнце значительно превосходит Античность:
«Античность, спору нет, почтенна и прекрасна,
Но падать ниц пред ней привыкли мы напрасно:
Ведь даже древние великие умы —
Не жители небес, а люди, как и мы.
И век Людовика я с Августовым веком
Сравню, не будучи хвастливым человеком...» — так иронично писал он в своем труде «Параллели между древними и новыми в вопросах искусства и наук».
Сказки уровня «16+»
Свое главное произведение, по которому его знают и любят во всем мире, Перро создал в 1697 году. Это был сборник народных сказок в современной обработке «Сказки матушки гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями». Всего в книге было восемь сказок, в начале каждой было нравоучительное предисловие в стихах, ироничное, колкое, и явно уровня «16+»:
«Детишкам маленьким не без причин
(А уж особенно девицам,
Красавицам и баловницам),
В пути встречая всяческих мужчин,
Нельзя речей коварных слушать, —
Иначе волк их может скушать.
Сказал я: волк! Волков не счесть,
Но между ними есть иные
Плуты... »
Наверняка вы уже догадались, о какой сказке идет речь. Это известная всему миру «Красная Шапочка».
«Сказки матушки гусыни» были изданы под именем его сына, Пьера д’Арманкура, что позже породило споры об авторстве. Возможно, Шарль Перро сделал так, потому как сказки не считались жанром литературы: в принципе, это было первое издание народного творчества для благородной публики, а мсье Перро был уже состоявшимся и уважаемым человеком. Кроме того, его сын был личным секретарем племянницы короля, принцессы Елизаветы, которой и было посвящено первое издание нравоучительных историй. Как человек бывалый и знающий все подводные камни придворной жизни, Шарль Перро мог пойти на такой шаг, чтобы, выражаясь современным языком, облегчить пиар-компанию новой книги.
Успех и забвение героя высшего света
В любом случае, сказки имели грандиозный успех — высший свет Парижа был очарован веселыми историями, началось повальное увлечение народным творчеством, сказки не гнушались ставить в виде спектаклей и балетов, а многие литераторы того времени, как например, мадам д’Онуа, сочиняли свои собственные сказки. Так родилась знаменитая история «Красавица и Чудовище», которую часто публиковали в последующих изданиях «Сказок матушки гусыни». Всего, при жизни автора, эта книга была издана рекордных четыре раза, всякий раз в нее включали новые произведения, в том числе и те, которые Перро сочинял сам (например, «Рике с хохолком» и «Ослиная шкура»).
Однако век Перро как известного литератора и завсегдатая модных салонов закончился со смертью его покровителя Жана Кольбера. Шарль Перро потерял и свою должность, и пенсию.
Шарль Перро был первым, кто обратил свое внимание на устное народное творчество, на сказки и легенды. Конечно, при жизни он никогда не позиционировал себя как сказочник, гораздо приятней и полезней было быть приближенным к королевском двору, однако, кроме прославления своих покровителей, Перро, сам того не ведая, сделал настоящую революцию в мире литературы, открыв дверь таким сочинителям, как Братья Гримм и Андерсен.
В настоящее время его родовой замок Бретей превращен в музей, где можно не только познакомиться с жизнью и творчеством литератора, но и увидеть всех любимых персонажей сказок.
{{amount}} {{declOfNum(amount, ["комментарий", "комментария", "комментариев"])}}
Оставьте комментарий