Автор Дэйли Бэби поговорила об аутизме с Екатериной Черкаевой, детским неврологом, специалистом по томатис-терапии и микрополяризации, учредителем медицинского центра для детей с неврологическими заболеваниями «КузбассНейро»,  «Кемеровчанкой года» за внедрение новой методики нейрореабилитации в Кемеровской области.

Замкнутый, не эмоциональный, стремящийся отстраниться от внешнего мира — таким обычно представляют себе человека, которому поставлен диагноз «аутизм». Однако симптомы этого заболевания гораздо глубже и шире.

Что такое аутизм, каковы причины этого заболевания?

Если кратко: это нарушение развития, которое проявляется в возрасте до 3-х лет. Оно затрагивает все три сферы социального взаимодействия, общения и ограниченного, повторяющегося поведения. У мальчиков расстройство развивается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Обычные дети буквально живут социальной средой: следят за каждым движением и эмоцией взрослого или сверстника, хотят взаимодействовать с окружающими людьми. А дети с аутизмом отстранены от всего этого.

Исследований причин аутизма много, но однозначных ответов пока нет. В последнее время всё больше исследований говорят о связи аутизма с генами и генными мутациями.

Симптомы аутизма: на что стоит обратить внимание родителям?

Симптомов аутизма очень много, но не обязательно они являются проявлением именно этого заболевания. Это могут быть признаки энцефалопатии или нарушения слуха.

Вот какие жалобы я, как детский невролог, слышу на приёме:

  • ребёнок не произносит отдельных слов к возрасту 1.5 года, а к 2-м годам не говорит фраз;
  • он ведёт себя так, как будто абсолютно не слышит мою речь;
  • он не улыбается в ответ на мою улыбку, а ему уже больше года;
  • мой ребёнок перестал говорить или как-то коммуницировать, хотя раньше он умел это делать (потеря каких-либо навыков);
  • мой ребёнок не смотрит в глаза или избегает прямого контакта в глаза;
  • часто повторяет чужие слова или фразы из мультиков (эхолалия — неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи);
  • у него необычная жестикуляция, размахивает руками, ходит на носочках;
  • редко обращается с просьбами и не делится переживаниями;
  • попытки общения нарушены, не откликается на своё имя;
  • не использует местоимение «я»;
  • если ребёнку указать на какой-то объект рукой, он смотрит на руку, а не на объект, не понимает этого жеста и сам не использует его;
  • часто играет с предметами, расставляя их в определённом порядке, любит раскручивать предметы;
  • избегает общения с другими людьми и со сверстниками;
  • не выносит перемен обстановки или обычного строя жизни;
  • ему сложно понять чувства или намерения другого человека, нелегко проявлять эмпатию, сопереживать;
  • мой ребёнок может очень сильно реагировать на слабый раздражитель: запах, свет, слабый шум, вид ткани, из которой сшита одежда и при этом не реагировать на сильные: громкое падение предмета, сильное прикосновение, плач другого ребёнка.

Главное, что нужно понять: чем в более раннем возрасте проведена диагностика, тем раньше можно начать специализированно заниматься с малышом, например, поведенческой терапией,  а значит — достичь лучших результатов. 

Официально в нашей стране диагноз «аутизм» может поставить детский психиатр ребенку после трёх лет. Но зачастую родители обращаются к неврологу, психологу, дефектологу или нейропсихологу, специализирующимся в данной области, гораздо раньше, и это не запрещается. Часто к двум годам предварительный диагноз ясен.

Является ли аутизм «приговором», как многие считают?

Часто диагноз «аутизм» полностью меняет жизнь родителей ребёнка. Появляется напряжение, отторжение, теряется время на принятие проблемы, а не на помощь малышу. 

Раннее вмешательство может хорошо адаптировать ребёнка к окружающему миру. Для успешного продвижения и максимальной адаптации ребёнка очень важно эффективное взаимодействие всех членов семьи, их взаимная помощь и поддержка. Я не считаю аутизм приговором. Да, часто родители задают вопросы: «Почему мы? Почему наш малыш?», но ответов нет, есть реальность, в которой нужно учиться жить.

Есть положительные результаты лечения детей-аутистов, есть исследования в этой области в США, они показывают: такие дети способны жить самостоятельно и быть успешными и счастливыми взрослыми. У многих детей-аутят — масса талантов, многие из них необыкновенно музыкальны, некоторые прекрасно разбираются в технике, решают сложные математические задачи. Не сравнивайте своего ребёнка ни с кем. Он уникален!

Как ребёнок-аутист видит мир? Каковы особенности восприятия окружающей действительности аутистом?

Для примера я расскажу об одном интересном исследовании, в котором с помощью специальной технологии слежения за глазами наблюдали, как дети с аутизмом смотрят фильмы и мультики.

Оказалось, дети с аутизмом рассматривают не мультяшного героя и его помощников, а полочку на заднем плане, какой–то предмет на полу и так далее,  которые никакой социальной и информационной нагрузки не несут.  То есть ребёнок в таком случае не может проанализировать ситуацию и, конечно, правильно отреагировать на неё. Нейротипичный ребёнок смотрит в глаза персонажу, обращает внимание на его эмоции, слушает речь и, таким образом, формирует представление о происходящем.

Насколько отличается в интеллектуальном плане ребёнок с аутизмом от здоровых детей?

При аутизме могут быть любые уровни умственного развития, но примерно в трёх четвертях случаев имеется отчётливая умственная отсталость. Реже наблюдается высокий интеллектуальный уровень, таких детей обычно замечают сразу: у них более благоприятный прогноз развития. Но нужно учитывать, что даже с высоким интеллектом особенности коммуникации, поведения, мышления остаются, и это отличает их от нейротипичных детей.

Однако склонность к систематизации и ослабленная способность к целостному восприятию может привести к более успешным достижениям в науке или другой области, заинтересовавшей конкретного ребёнка с расстройством аутического спектра.

Как правильно выстраивать общение с таким ребёнком? Сможет ли ребёнок с аутизмом ходить в обычную школу и детский сад?

Российский и зарубежный опыт обучения детей с расстройством аутического спектра доказывает, что такие ребята должны обучаться в очной форме в коллективе сверстников, поскольку индивидуальное обучение на дому ведёт к дефициту социальных впечатлений, ограничению контактов привычной домашней обстановкой. Это способствует их вторичной аутизации и лишает возможности социальной адаптации.

Полученный на данный момент опыт обучения детей с расстройством аутического спектра доказывает, что необходимы разработка и использование разных моделей обучения, учитывающих всё разнообразие психофизических особенностей этих детей. Но важно понимать: нельзя просто посадить детей в класс без грамотного психолого-педагогического сопровождения.  

Несколько советов для выстраивания коммуникации с ребёнком с расстройством аутического спектра:

  • Будьте терпеливы. Вспышки ваших эмоций не приведут ни к чему хорошему, вы должны быть позитивно настроены.
  • Проявляйте чуткость. Если ребёнок игнорирует вас, вы не должны воспринимать это за личную обиду: он по-другому мыслит.
  • Уделяйте достаточно внимания ребёнку. Не нужно становиться навязчивым и требовательным. 
  • Речевая атмосфера. Говорите чётко, без криков, коротко и ясно. У вас должен быть план или дневник на каждый день: ребёнку так будет легче воспринимать изменения.
  • Мотивируйте похвалой. Развиваете ребёнка в игровой форме.  Обучите ребёнка желаемому поведению — прочитайте основы поведенческой терапии.

Возможно ли лечение и выздоровление? Или заболевание считается неизлечимым?

Полностью излечить человека от аутизма вряд ли удастся. Но, повторюсь, есть исследования, доказывающие: при подключении специализированного воздействия на малыша в ранний период можно ослабить признаки аутизма.

Мы часто слышим в СМИ, что некоторая часть людей с аутизмом могут жить более-менее самостоятельно. Есть интересные жизненные истории, как ребёнок становится программистом или художником, пишет прекрасные стихи. Конечно, у них продолжают оставаться сложности в области социального взаимодействия, коммуникации, проявления слишком узких интересов, необычный когнитивный профиль. Но большое количество людей с таким расстройством могут жить достаточно независимой жизнью.

Расскажите о конкретных примерах вашей врачебной практики, когда лечение помогало или хотя бы не давало усугубить заболевание?

В моей практике не было чудесного исцеления от аутизма. Но могу отметить, что у детей эмоционально зрелых родителей, объективно оценивающих ситуацию, эффект от лечения всегда лучше и проявляется быстрее. Коррекция состояния ребёнка должна быть не только у психолога или логопеда, но и дома, усилия должен прилагать каждый член семьи.  

Примеры улучшения состояния детей с расстройством аутического спектра в моей практике:

  • улучшился зрительный контакт, стало легче договориться с ребёнком,
  • появились первые целенаправленные слова: зовёт маму, теряет её из виду,
  • стало меньше истерик и раздражений, не кусается после курса лечения,
  • ребенок стал проситься в туалет.

Был мальчик в моей практике, который только к 11-ти годам заговорил. Нельзя передать радость его мамы: она уже потеряла надежду, что услышит когда-либо речь сына. После каждого курса лечения обычно есть заметные результаты — не стоит отчаиваться.

Читайте также:

Спецпроект «Расстройства аутистического спектра»

Все материалы спецпроекта



Эксперты: Екатерина Черкаева