Что нужно знать и учитывать, если вы планируете посетить галерею или концертный зал и намерены взять с собой ребенка? Как не оказаться полным профаном самому и не отбить охоту к познанию нового у начинающего любителя прекрасного? Жителям и гостям Токио очень повезло — в их городе открыт Музей современного искусства для детей, в котором произведения живописи сами учат ребенка, как с ними взаимодействовать. В эти картины можно заходить, собирать и перебирать их, словно паззлы — общаться с ними, словно с живыми, на понятном и близком детям языке. Когда-нибудь, конечно, подобные галереи появятся и у нас, но пока их нет, придется решать вопросы культурного образования самостоятельно самим родителям.

Посещать музей или концерт нужно по определенным правилам. Они совершенно не сложные, но могут облегчить участь всех участников культурного похода. 

Итак, несколько простых советов:

Постарайтесь учитывать возраст ребенка, чтобы он не успел устать раньше времени. Совсем маленьких детей не стоит вести к прославленным шедеврам, если вы подозреваете, что придется стоять в длинной очереди — дети успевают устать еще на этом этапе и надолго запоминают ощущение скуки. 

Отправляясь в музей или на выставку, идите именно туда. Если галерея находится далеко, вызовите такси. Не нужно, чтобы искусство ассоциировалось у детей с дождем или плохой погодой: ходите в музей не потому, что просто гулять не позволяет ливень или холод. Пусть посещение галереи будет праздником, который радостно предвкушать и к которому можно готовиться и наряжаться. Спонтанность тоже хороша, но и в этом случае визит должен быть осознанным. 

© thisiscolossal.com

Рассказывайте ребенку о своих детских впечатлениях. Наверняка ваша память хранит какое-то особенное воспоминание — о картине, аудиосказке в сопровождении классической музыки. Попробуйте отыскать репродукцию или запись — в интернете или художественном альбоме. Если ребенок совсем маленький, расскажите ему сказку или просто опишите свои детские ощущения. Главное, чтобы рассказ был эмоциональным. Таким образом вы создадите психологический якорь, который позволит вашему ребенку получить первые впечатления об искусстве. 

Оставьте за ребенком право выбора. Конечно, все мы разные — нет ничего удивительного, если ваш ребенок выберет объект для восторга, который вам будет скучен или не слишком интересен. Это может быть музыкальный жанр, который вам не нравится, или картина непонятного содержания. Дайте ребенку время, чтобы он сам выстроил свою собственную систему ценностей в искусстве — на это могут уйти годы. Не оттаскивайте его от полотна, которое ему почему-то интересно. Внимательно слушайте, что он рассказывает, задавайте ему вопросы. Подросшим детям можно дать задание поискать информацию и подготовить самостоятельную лекцию: на нее можно позвать друзей и знакомых. Кто знает, может быть, вкус вашего ребенка окажется глубже вашего?

© thisiscolossal.com

Старайтесь сначала эмоционально оценить экспонат. Возле полотна в музее обычно висит табличка. Попробуйте сперва оценить свои эмоции при взгляде на картину — и спросите у ребенка, что чувствует он. Авторское название и возможные комментарии вы прочитаете позже — тогда и сравните версии. Это дает ребенку возможность развивать собственное восприятие и умение понимать свои эмоции и субъективные ощущения. Этот прием полезен вообще в жизни, не только на экскурсии в музее. 

Не умничайте. Если вы попали впросак от вопросов любопытного почемучки, не знаете, что сказать или не понимаете, что написано в буклете — так и скажите. Дети очень тонко чувствуют фальшь. Нужно дать им урок, что не знать чего-то в искусстве ничуть не стыдно. А вот прятаться за собственным невежеством нельзя. Только признавшись в том, что вы чего-то не знаете, вы получаете шанс повысить свой культурный уровень. 

Нет ничего страшного, если вы вообще окажетесь близки к уровню «полный ноль» — вы не виноваты в том, что по какой-то причине приобщение к высокому прошло мимо вас много лет назад. Начните с самого простого, возьмите обзорную экскурсию по музею или галерее, сходите на концерт классической музыки — и не бойтесь задавать вопросы. Экскурсоводу или куратору будет в разы проще и приятнее просветить вас, если вы просто сообщите о своем желании узнать и научиться, чем если вы будете сыпать терминами, значения которых не понимаете вы сами. 

© thisiscolossal.com

Будьте искренними. Еще одна важная установка — никто не обязан приходить в неописуемый восторг от всего, что висит в музеях. Неважно, классическое это искусство с реалистичной живописью или фуги Баха, творения скандальных художников-акционистов новой волны или образцы народного творчества. Выносите «я-суждения» об увиденном и постарайтесь быть корректными в высказываниях: возможно, кого-то могут ранить или расстроить ваши безапелляционные заявления об увиденном или услышанном. Включая ваших собственных детей. 

Старайтесь расти вместе с ребенком. Закольцовывайте ваши впечатления от визитов в галерею или концертный зал в спираль, вместо того, чтобы ходить по кругу. Сперва малыш может просто получать наслаждение от созерцания пейзажа, или портрета, или слушая полюбившуюся мелодию. Позже, с ростом юного ценителя искусства, находите новую информацию — о самом произведении, о стиле, в котором оно было создано, об авторе. Так вы научите ребенка считывать все слои информации и систематизировать знания, мотивируя выходить на новый уровень образования.



Читать дальше