Ещё три месяца — и начнётся совсем взрослая жизнь. Своё последнее лето перед учёбой дошкольники проводят по-разному: одни спят до обеда, другие часами просиживают за прописями и книгами, чтобы прийти к учителю уже с багажом знаний. Как лучше провести лето перед школой, нам рассказали Надежда Геннадьевна Ушакова, преподаватель начальных классов ГБОУ СОШ № 2054 ШО № 4, г. Москва, и Ирина Андреевна Коптева, педагог-психолог, МБОУ СОШ № 1, г. Королев.

Лето даёт родителям множество возможностей, и главная из них — не научить читать и писать, а правильно настроить ребёнка и настроиться самим.

Комментирует Надежда Геннадьевна Ушакова, преподаватель начальных классов МБОУ СОШ № 2054 ШО № 4, г. Москва:

Режим

— Важно понимать, что, обучаясь в школе, ребёнку, да и его родителям тоже, придётся вставать в определенное время, ложиться спать в определенное время, не будет дневного сна, а если малыш посещал детский сад, то там сон был необходимостью для переключения с одной сферы деятельности на другую. Лето пробежит очень быстро, и, чем правильнее вы его построите в плане подготовки к новому учебному году, тем проще вам будет начать процесс без каких-то резких изменений.

Постарайтесь вашему ребенку во время летнего отдыха организовать тот режим, который не навредит ему в будущем. Не давайте возможности гулять допоздна или спать до обеда. А если дошкольник ходил в детский сад и привык к режиму там, старайтесь сохранить его до самой школы.

Занятия

Что касается самих занятий, не стоит требовать от ребёнка знать всё. Не сравнивайте его ни с кем. Он уникален, любим, он самый лучший.

  • Не пугайте двойками и не превращайте овладение новыми знаниями, умениями и навыками в наказание. Это может сформировать перед началом учебного года у первоклассника, ведь дети смотрят на многое другими глазами.
  • Не учите ребёнка писать прописными буквами. Лучшие занятия для развития письма — штриховки. Выполняйте их каждый день по 20-30 минут.
  • Больше читайте ребёнку сказки и стихи. После прочтения просите пересказать.
  • Необходимо заниматься развитием внимания ребёнка, слуховой и зрительной памяти, а также речью. Пусть малыш больше говорит — о событиях дня, о своих впечатлениях.
  • Важно научить следить за порядком в комнате и на рабочем месте.

Самим родителям

Ваш ребёнок пойдёт в первый класс, а это значит, что вам придется общаться и с одноклассниками ребёнка, и с родителями одноклассников. И здесь вы должны ответить себе на несколько вопросов:

  • Готов ли я общаться с новыми людьми?
  • Что я готов сделать для того, чтобы не было конфликтов с теми людьми, которые встретятся на моем пути?

Вам захочется, чтобы вашему ребёнку уделяли особенное внимание. Но важно понимать, что особенное внимание значит не превознесение талантов, а умение распознать в ребёнке талант и направить его в нужное русло. Все дети талантливы, и каждый ребёнок будет проявлять самое лучшее, если он настроен на успех.

У ребёнка появятся новые друзья. Не говорите ему, с кем дружить, а с кем не дружить. Постарайтесь видеть лучшее в его новых друзьях. И если вам что-то не нравится в них (родители, увлечение, одежда), это не повод для того, чтобы ограждать ребёнка от общения с этими ребятами. Запрещая дружить, вы не сделаете никому лучше.

Не надо требовать от учителя и критиковать. Педагог, который долгие годы работает с детьми, видит многие вещи немного по-другому: более ярко, чётко, более правильно определяет траекторию развития детей. Поэтому стремитесь стать учителю союзником.

Вы приходите в коллектив — относитесь с уважением к тем, кто окружает вас и вашего ребенка. Нужно принять людей такими, какие они есть. 

Отношение к людям

Правильно настроить на общение с людьми — очень важно. Особенно это относится к тем детям, которые не ходили в детский сад. Уделите внимание, чтобы рассказать вашему ребёнку о том, что:

  •  Кроме него на свете есть и другие дети. Да, он с ними гуляет во дворе, в песочнице или на детской площадке, и вам кажется, что всё в отношениях прекрасно. Но отношения в коллективе — это другое, там все равны, там все разные, и надо уважать друг друга.
  • Если ребёнок посещает какие-то другие дополнительные занятия и ему это нравится, там хвалят, превозносят его заслуги, надо объяснить, что школа — это не всегда интересный процесс. Хотя, безусловно, поддержка со стороны учителя будет существовать.
  • Класс — это коллектив, единая семья, а семья — это и поддержка, и участие, и сочувствие, и радость от успехов другого.
  • Не только свои успехи должны быть важны, но и успехи других. Умение радоваться чужим достижениям — тоже часть того мира, в котором ваш ребёнок будет чувствовать себя счастливым.
  • Все дети разные. Если, к примеру, будущий первоклассник — вегетарианец, то это не значит, что все вокруг должны быть вегетарианцами. Если он привык делать какие-то вещи, а другие этого не делают, объясните ему что «ты будешь делать так, а этот ребенок не будет. Отталкивать и пренебрежительно относиться к кому-то не стоит, отстаивать бранью и криком свою точку зрения тоже не надо, но то, чем ты живешь, тоже важно и ценно».

Дружеский настрой

От родительского настроя зависит то, как ребёнок воспримет школу. Да, родители имеют своё представление о школе, но это было давным-давно. Это был их опыт, их школа, их возможность постижения знаний. Но ребёнок — это другая планета, и ему предстоит нажить свой собственный опыт. Не стоит забывать, современные дети живут в совершенно другом мире, в совершенно другое время. Многие вещи, которые были понятны нам, родителям, изменились, стали совершенно другими.

Поэтому старайтесь стать вашему ребёнку другом, уберите назидательный тон, не ставьте в пример свой собственный опыт обучения. Это нелегко, ведь друзья спорят, ссорятся, дают советы, и не всегда эти советы бывают приятны той или другой стороне. Но это важно для ребёнка, и это поможет ему легче адаптироваться к новым условиям.

«Развивать ребёнка летом лучше между делом, без принуждения и не в учебной атмосфере».

Ирина Андреевна Коптева, педагог-психолог, МБОУ СОШ № 1, г. Королев:

— Хорошо развитая мелкая моторика, внимание и память — условие успешного школьного обучения, поэтому летом можно смело просить будущего первоклассника помочь перебрать гречку, рис и горох, собрать с ним мозаику и конструктор с мелкими деталями или же предложить нанизывать бусинки и пуговки на нитку. Если вы отдыхаете на пляже, то очень полезны будут занятия с песком, галькой, мелкими ракушками.

Совместные настольные игры, разгадывание ребусов, раскраски помогут развить усидчивость и внимание. А ещё такие занятия отлично сплотят всех членов семьи и укрепят дружескую атмосферу.

Конечно, все родители знают, что ребёнку важно уметь считать и различать цвета. Эти умения можно также тренировать повсеместно. Например, отправляясь куда-то с ребёнком, попросите по дороге его подсчитать, сколько проехало машин определённого цвета. А можно посоревноваться: кто увидит больше букв «А» за время прогулки?

Знание букв, цифр конечно важно, но не менее важно, чтобы ребёнок умел ориентироваться в пространстве, то есть знал, где верх и низ, лево и право, умел быстро найти их на листе бумаге. Тренируйте эти навыки в процессе путешествий и прогулок.

Не забудьте выучить с будущим первоклассником его имя и фамилию, домашний адрес, имена и телефоны папы и мамы. А перед самим 1 сентября напомните ребёнку, что со всеми вопросами он может и должен обращаться к учительнице, ведь в школе она — самый главный взрослый .



Эксперты: Ушакова Надежда Геннадьевна Коптева Ирина Андреевна

Читать дальше