Некоторое время назад Валентина Матвиенко, спикер Совета Федерации России предложила сформулировать и запустить модель обращения школьников со смартфонами и мобильными телефонами. Так, чтобы гаджеты не мешали учебному процессу и социальной жизни детей в школе.

«Многие педагоги, многие директора школ, да и родители высказывают тревогу о том, что наличие телефонов, особенно у детей младших классов, отвлекает от учебного процесса, мешает учителю вести урок. Вместо движения, общения на переменах, как это было раньше, дети тут же берут телефон, играют в игры, они отвыкают общаться друг с другом (…) Эта тема (…) деликатная, нельзя идти только жесткими запретительными мерами. Но большинство педагогического сообщества склоняется к тому, чтобы запретить использование телефонов». По словам политика, сейчас группа экспертов исследует вопрос и через месяц представит законные пути решения проблемы.

Вокруг этой идеи в сети появилось множество информации: от статистики до обзоров на меры других стран, а также масса домыслов, комментариев родителей и даже отзывы ученых. Разберемся по порядку: быть ли смартфонам в школах РФ и надо ли это детям и учителям.

Последнее предлагаемое нововведение от правительства России — это школьный телефон или иначе «шкулфон». Идея школьного смартфона принадлежит зампреду комитета Госдумы по образованию и науке Борису Чернышову.

Учебный гаджет, призванный заменить смартфоны, сможет выходить в общеобразовательную или как альтернатива — локальную школьную сеть интранет. В ней будет работать программа-антибуллинг, а сайты не по возрасту окажутся под запретом. Ученики смогут воспользоваться программой «Московская электронная школа» или её федеральным аналогом «Российская электронная школа», а также учебным справочником по общим вопросам и калькулятором. Насколько такое устройство и оснащение станут полезны и интересны ученикам, пока не уточняется. Однако заявка на изготовление техники отправлена в Ростех.

Появится ли «шкулфон» и утвердят ли его вместо личных телефонов законодательно — вопрос открытый. Если обратиться к статистике, то родители нынешних школьников в большинстве «против» тотального запрета на использование гаджетов во время учебы. Однако здесь много нюансов.

Исследования общественного мнения проводили портал Дети Mail.ru и ВЦИОМ. Вот, что удалось выяснить. Больше половины россиян (55%) поддерживают гаджеты в школе и высказались против абсолютного их запрета.

Далее мнения разделились, исходя из возраста респондентов, площадки опроса и того, пользуется ли в принципе ребенок этих родителей смартфоном.

84% всех участников опроса сообщили, что разрешают детям телефоны и не только в школе. 7% из 100 назвали телефон неотъемлемой частью современной жизни. 87% опрошенных на Mail.ru считают его необходимым, чтобы дети постоянно были на связи.

И более 40% жителей страны не поддерживают запрет телефонов в школе. При этом среди респондентов старше 60 лет «против» телефонов на учебе 53%.

ВЦИОМ приводит немного иные цифры. Так, 67% всех опрошенных «за» то, чтобы запретить телефоны в стенах школ (процент упал в сравнении  с предыдущим годом, тогда было 73%). Больше всех за запрет радеют женщины, а также участники исследования обоих полов от 35 до 60 лет.

Среди родителей школьников, которые и так телефоном не пользуются, «запретить» согласны 84%. А 62% просто уверены, что это поможет учебе.

Насколько понятно из комментариев к госинициативам в сети, основания у родителей очень разнятся. Вот какие причины можно встретить в сообщениях неравнодушных граждан «против» личной техники в стенах школ:

  • Мобильные телефоны отвлекают от занятий.
  • Ученики находятся во время урока в соцсетях, играют и переписываются.
  • Учащиеся списывают благодаря смартфонам.
  • Дети ради просмотров устраивают драки.
  • Компьютерная зависимость: на переменах вместо физической активности дети «сидят в смартфонах».

Что, как предполагают пользователи сети, не нравится учителям и школьному руководству:

  • Дети фотографируют и снимают видео о нелицеприятных моментах.
  • В сеть попадают неприглядные фото еды из столовой.
  • Учащиеся выкладывают видео, где учителя ведут себя неэтично и непрофессионально.

Как отвечают те, кто «за» гаджеты:

  • Нет ничего плохого в социальных сетях, даже на уроке. Если учитель сильный, а урок интересный, это не станет помехой. Вместе с тем раньше и без гаджетов не желающие учиться дети или слушатели скучного урока находили способы поиграть и отвлечься.
  • Мир идет по пути прогресса. Нерационально его запрещать. Стоит его возглавить и направить. Например, внедрить школьные планшеты с электронными книгами, графикой, голограммами. Даже сейчас многие учителя пользуются поисковиками вместе с детьми на уроках.
  • Запрет на использование смартфонов — это вторжение в личные границы. Можно обговорить правила пользования или неиспользования техники в определенные моменты, например, на контрольных.
  • Смартфон — это средство связи в экстренной ситуации.

Сторонники использования гаджетов отмечают, что логично было бы в современном практически роботизированном обществе учить детей основам кибербезопасности, а также азам пользования интернетом для обучения, поиска информации и ответов на вопросы.

Помимо отвлечения от урока и использования телефона как шпаргалки, общественные деятели и ученые выделяют вот какие доводы сократить экранное время в школе:

  • Смартфоны подчеркивают финансовое неравенство. Порой очень сильно. Ведь у кого-то может быть гаджет последней модели, тогда как другой ученик вообще не имеет телефона.
  • Излучение от смартфонов вредно для детей. Эксперименты на мышах позволяют предположить, что длительный контакт с излучением от гаджетов может провоцировать развитие рака.

Международное агентство по изучению рака обозначает статус связи заболевания и излучения телефонов как «возможно», рассказывает председатель Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений Олег Григорьев. Кроме этой формулировки, бывают «вероятно есть» и «точно есть». Значит это пока не точно.

Представители власти, в том числе Валентина Матвиенко, о доводах ученых не упоминали. Их позиция базируется на нарушении учебного процесса и подчеркивании неравенства благодаря смартфонам.

На сегодня законопроекта, вводящего «шкулфоны», пока нет. Так же, как и проекта о запрете телефонов.



Читать дальше