Согласно официальным данным, каждая третья россиянка не доверяет гинекологам. Дело, как утверждают пациентки, в грубом, некорректном и непрофессиональном поведении врачей. Автор «Дэйли Бэби» обсудила с женщинами проблемы, с которыми те столкнулись на приеме у гинеколога. Эти истории — отнюдь не подтверждение факта, что в нашей стране плохие врачи. Врачи, как и все люди, — разные. Мы лишь обращаем внимание на вопрос и призываем женщин обращаться за помощью, если их права на получение квалифицированной медицинской помощи нарушаются.

Кристина, 21 год

У меня есть «свой» гинеколог, к которому я хожу уже несколько лет. Но так получилось, что однажды пришлось пойти больницу в другом городе к незнакомому специалисту. Меня беспокоили покраснение и зуд в интимной области.

И вот прихожу я к врачу, объясняю ситуацию. Она спрашивает, живу ли я половой жизнью и насколько активно. Ответила, что у меня есть постоянный молодой человек, мы вместе три года. Поэтому из-за него вряд ли могут быть какие-то проблемы. Врача почему-то мой ответ разозлил, и она очень грубо сказала: «Дорогая моя, молодой человек — не муж, сегодня любит одну, завтра другую». Я опешила и промолчала.

Но на этом она не останавливалась и ещё минут пять что-то бормотала про свободные отношения в современном обществе и бросала фразы вроде «сначала они в гражданском браке живут, а потом гонорею лечат». Причину неприятных симптомов она так и не озвучила. На мои вопросы, что же со мной, ответила, что мне нужно проставить какие-то свечи. Я пыталась выяснить, что это за свечи, от чего и почему их нужно ставить, но врач только отмахивалась и говорила, что ей некогда объяснять. Я сдалась и попросила хотя бы рассказать, как их ставить, сколько раз в день и каков временной курс лечения. На что гинеколог, хотите верьте, хотите нет, сказала: «Посмотрите в интернете». Непонятные свечи я в итоге ставить не стала и по приезде в родной город сходила к своему врачу.

Евгения, 28 лет

Я записалась на приём к гинекологу на вечернее время, так как днём работаю и отпроситься нет возможности. Несмотря на запись, в назначенное время попасть в кабинет не получилось: была очередь. Просидев около часа, я зашла в кабинет.

Небольшая предыстория: пришла с подозрением на беременность, предварительно прошла некоторые обследования.

Кладу на стол результаты УЗИ органов малого таза и крови на ХГЧ. Врач, даже не посмотрев на эти справки, сразу начала очень агрессивно со мной разговаривать: «Зачем вы пришли? Что вы тут мне кладёте на стол, зачем мне эти ваши бумажки?» Я растерялась, но объяснила, зачем, собственно, пришла.

«Нужен результат анализа крови на ХГЧ, без него вам не было смысла идти ко мне», — заявляет врач. Я отвечаю, что этот результат лежит у неё на столе. Гинеколог не успокаивается: «Справки нужно подавать в развёрнутом виде, я не обязана сидеть и разворачивать их».

Затем врач всё-таки посмотрела мои «бумажки» и сказала: «Не понимаю, зачем вы пришли. Не нужно паниковать. Нужно приходить только через 3 месяца после задержки, и тогда начинать сдавать все анализы. А вы уже прибежали. Скорее всего, у вас просто гормоны, и месячные придут». Я удивилась: тесты положительные, задержка уже внушительная — естественно, я пошла к врачу. Но спорить с этим «специалистом» было бессмысленно.

Дальше только интереснее. Врач начала ворчать, что не обязана работать по 12 часов и принимать «таких, как я» в начале десятого вечера. Напомню, я была записана, и ещё почти час просидела в очереди.

В итоге врач не рассказала мне абсолютно ничего о моём состоянии, она просто пересказала выписку УЗИ. Сказала сдать все анализы ещё раз и потом приходить. Назначила прохождение ещё десятка врачей. Попутно в такой же грубой форме заявив, что я очень безответственна, ведь при планировании беременности крайне важно минимум за три месяца до зачатия пропить фолиевую кислоту и йод. К слову, за такой приём я отдала больше 2 000 рублей.

От доктора я вышла в слезах, потом очень долго не могла отойти. Посмотрела позже отзывы об этом враче на сайте гинекологов нашего города. Оказалось, у неё нет ни одного положительного отклика от пациентов. Вывод один: надо было эти рейтинги и отзывы смотреть до записи.

Яна, 26 лет

Я пришла в больницу по полису ДМС, когда тест показал две полоски. Хотела убедиться, что беременна. Врач осмотрела меня и сказала, что это не страховой случай, и она мне ничего по поводу моего состояния не скажет. Мне, конечно же, не терпелось узнать, жду ли я малыша, поэтому я переспросила: «Не страховой случай? Но вы же должны видеть, есть беременность или нет». Гинеколог только пожала плечами: «Не могу сказать, идите к своему врачу по месту прикрепления».

Пришлось идти в женскую консультацию по месту жительства, где врач подтвердила беременность. Я стала наблюдаться у неё, но и тут не очень повезло.

Беременность у меня была тяжёлая: мучил ужасный токсикоз. Я просила своего гинеколога отправить меня на больничный, потому что не могла работать: рвало примерно каждые пару часов, а в перерывах просто мутило и одолевала дикая слабость. Из-за этого я очень похудела. Но врач говорила не ныть и терпеть, мол, ты же беременна, как ты хотела? Говорила странные вещи вроде: наши прабабки вообще в поле рожали и пахали, как проклятые, до самых схваток, а ты раскисаешь. В общем, переубедить я её так и не смогла: за всю беременность она мне ни разу не дала сходить на больничный.

Снежана, 27 лет

Мне был 21 год, и на тот момент я ещё была девственницей. Совершенно не знала, что делать на приёме у гинеколога и как залезать на это страшное кресло. Спросила у врача, что делать, на что она очень возмутилась: «Ты что, первый раз на приёме?» А узнав, что я ещё девственница, вовсе заявила, что мне давно пора начать половую жизнь. Затем провела приём очень неаккуратно: мне было больно и неприятно. А после ещё полчаса читала нотации о том, что быть девственницей в моём возрасте — просто неприлично и мне давно пора начать заниматься сексом. Сказала, что у меня будут потом серьёзные проблемы со здоровьем, если в самое ближайшее время не решу свою «проблему».

Было очень неприятно и неловко: это нарушение моих личных границ, и никто не может мне указывать, как и когда начинать интимную жизнь.

Оксана, 34 года

Я долго не могла забеременеть. Проходили с мужем кучу обследований, пили таблетки, лечились, но всё без толку. И вот долгожданное чудо случилось: задержка, две полоски, всё, как положено. Но, спустя время, у меня появились подозрения, что что-то не так: уровень ХГЧ в крови не рос почти неделю, тогда как в норме он должен увеличиваться каждые 2-3 дня.

Пришла к гинекологу, рассказала о проблеме. Она сразу же заявила: ты сколько весишь? Как ты вообще смогла забеременеть? Да, я не стройняшка и знаю это, но слышать от врача такие вещи было очень неприятно. Гинеколог продолжила: «Все проблемы из-за твоего веса. Нужно было раньше думать». Затем мне сделали УЗИ и подтвердилось самое страшное опасение: беременность замершая. Врач всё причитала, что это из-за лишнего веса, а я потом долго не могла оправиться от комплексов, стыда и ужасного чувства вины. 

Слава богу, спустя некоторое время я забеременела вновь и сейчас воспитываю очаровательную дочь. К тому врачу, естественно, больше ни ногой.

Алёна, 25 лет

Я пришла к гинекологу на этапе планирования беременности. Хотелось, чтобы всё было как надо, поэтому решила заранее пройти всех специалистов, в первую очередь, конечно, гинеколога.

На приёме врач спросила меня о жалобах и причинах визита. Я ответила, что абсолютно ничего не беспокоит, но планирую беременность. Женщина в белом халате подняла на меня удивлённые глаза: «А зачем тогда пришли?» Объяснять специалисту, что к врачам надо ходить не только, когда что-то заболит, я оказалась не готова. Уж тем более, объяснять, зачем приходить к гинекологу перед беременностью. 

Сейчас понимаю, что нужно было сразу встать и уйти, но умные мысли всегда приходят поздно, поэтому я осталась, пробормотав что-то про ответственную подготовку к интересному положению.

Врач молча осмотрела меня и назначила разные анализы. Я пыталась задавать вопросы: собственно, за этим ведь и пришла. «Я слышала, фолиевую кислоту нужно пропивать за три месяца до зачатия?» Врач недовольно: «Зачем вы приходите, если сами всё знаете? Начитаются в интернете и приходят отнимать время у врачей». Не сдаюсь и снова спрашиваю: «А алкоголь нужно исключать на время планирования?» Врач с выражением шока на лице: «А вы что, много пьёте?»

В общем, общение не заладилось, и я пошла дальше читать в интернете всё о планировании и зачатии. Ну, и обратилась в другому специалисту, который оказался более адекватным.

О том, куда обращаться женщине в случае некорректного поведения по отношению к ней медработника, мы узнали у экспертов. 

Комментирует юрист Иван Покачалов:

— Каждый может оказаться в ситуации, когда специалист или лечащий врач на приёме и в процессе лечения отказал в помощи, неправильно поставил диагноз, выбрал неверное направление в лечении, отправил лечиться самостоятельно, либо вообще нахамил. 
В этих случаях необходимо и очень важно жаловаться на конкретного врача, так как такой «специалист» не только навредил вам, но и может причинить вред многим нуждающимся в лечении и помощи.

Чтобы пожаловаться на конкретного врача, необходимо обратиться в администрацию медицинского учреждения: написать жалобу главврачу или заведующему отделением и дождаться ответа на неё. Если документ был отклонен медицинским учреждением, можно написать жалобу в Минздрав, который обязан осуществлять контроль над медицинскими учреждениями и проверять всех специалистов на профпригодность.

Жалоба на неправильный диагноз также может быть направлена в прокуратуру. Также, если поликлиника частная, можно написать жалобу в Роспотребнадзор.
Если урегулировать проблему так и не удалось, составляйте иск в суд с приложением необходимых документов.

Также рекомендую напоминать специалистам, что они несут административную и уголовную ответственность за все совершаемые действия.

Председатель рабочей группы по организации ОМС Всероссийского союза страховщиков, доктор медицинских наук Алексей Березников добавляет:

— С 2016 года по всей России работает институт страховых представителей. Это бесплатные медицинские «адвокаты», которые по закону обязаны контролировать качество работы медицинских учреждений и защищать интересы и права пациентов.

Во всех случаях возникновения конфликтов в медицинских учреждениях, работающих в системе Обязательного Медицинского Страхования (ОМС), а также при любых вопросах, связанных с получением услуг в системе ОМС, следует обратиться в свою страховую компанию по телефону круглосуточной горячей линии, номер которой указан на полисе ОМС.

Обращаться в страховую с просьбой о содействии можно, если вы считаете, что ваше право на получение доступной и качественной медицинской помощи по ОМС нарушено: отказывают в предоставлении медицинских услуг или просят за них деньги, не прикрепляют к поликлинике, затягивают сроки обследований или госпитализации. То же относится и к грубому, формальному обращению медицинского персонала: если конфликт не удаётся решить с врачом или заведующим отделением, сразу звоните в страховую.



Эксперты: Алексей Березников Иван Покачалов

Читать дальше