На днях интернет «взорвала» видеозапись скандала на детской площадке в Санкт-Петербурге. На кадрах жительница элитного жилого комплекса «Балтийская жемчужина» Наталья Липская в грубой форме требовала, чтобы с площадки ушли дети с особенностями развития. Дело в том, что рядом с ЖК располагается Центр помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Тьюторы, сопровождающие воспитанников, гуляют с ребятами на местных площадках. Но в этот раз они помешали Липской и её четырёхлетней внучке, которая, по словам Натальи, «была в шоке от пугающе молчащих детей».
«Дэйли Бэби» вместе с юристом, психологом и родителями разбирается, почему в 21 веке люди с особыми потребностями до сих пор часто становятся изгоями в обществе, обоснованы ли претензии Липской и как родителям защитить себя и своих особенных детей.
Что произошло?
Коротко напомним, с чего всё началось. В Сеть попало видео конфликта на игровой площадке Санкт-Петербурга. Сотрудники инклюзивного центра «Какая разница» вывели на прогулку детей. У ребят — расстройство аутистического спектра (РАС).
Это очень возмутило местную жительницу Наталью Липскую. На кадрах видно, что она начала в грубой форме выгонять тьюторов с детьми, заявив: «Больные дети пугают наших детей. Мой ребёнок испугался и ушёл отсюда».
При этом, между самими детьми конфликта не было: никто никого не обижал и не бил. В отличие от, кстати, самой Натальи, которая несколько раз ударила по рукам сотрудницу Центра, снимавшую её на телефон.
Липская позже объяснит своё недовольство изданию Mash: «Моего ребёнка напугал ребёнок с особенностями, потому что он не разговаривает, мычит и кричит. <…> Я не собираюсь, чтобы моя внучка смотрела на всё это и офигевала».
Законны ли действия жительницы дома?
Сотрудники инклюзивного центра уже обратились в полицию по факту нарушения закона «О социальной защите инвалидов» и в связи с оскорблением несовершеннолетних. Следственный комитет начал проверку — Наталью ждёт уголовное дело.
«Многоквартирные дома состоят из квартир, нежилых помещений и общих площадей. Пользоваться этим всем могут собственники или иные лица по решению собственников конкретных помещений: арендаторы, например. У них абсолютно равные права. С одной оговоркой: в нежилые помещения вход посетителей должен быть организован не через общий подъезд.
Не могут жильцы одной квартиры занять детскую площадку или любое другое общее место и запретить на ней находиться жильцам другой квартиры, работникам офисов, ребятам из детских центров, расположенных в этом доме. Если двор открыт, значит, решения об ограничении доступа принято не было. Если закрыт, то находиться в нём могут жильцы, арендаторы, гости этих людей. И никто не может никого выгонять.
Что делать, если такое происходит?
Сотрудники центра в Санкт-Петербурге всё сделали правильно. Снимать на видео, придавать огласке, звонить в полицию. А потом писать жалобы везде: в управляющую компанию, жилищную инспекцию, прокуратуру и так далее.
В истории на площадке дети изначально спокойно качались на качелях, пока бабушка не поняла, что другой ребёнок «нездоров», как она выразилась.
Она решила, что её внучка испугается. Но, по-моему, самое страшное, что видел ребёнок в той ситуации на площадке — это поведение его бабушки», — говорит юрист Анастасия Попова.
После инцидента организация «Особые дети» создала петицию с просьбой внести изменения в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ», а именно в статью «Недопустимость дискриминации по признаку инвалидности».
«Добавить возможность уголовной ответственности за нарушение данной статьи. А также добавить пункт об оскорблении чувств людей с ограниченными возможностями или с особенностями развития», — говорится в петиции. Автор обращения Владислава Ракша, мама сына с аутизмом, подчеркнула: ситуация, когда ребёнок с особенностями развития сталкивается с травлей со стороны других, «здоровых» людей — далеко не редкость. И с этим нужно бороться.
На момент написания материала обращение подписали уже больше 34 781 человек.
Спасительная огласка
Общественный резонанс сделал своё дело. На Наталью Липскую обрушился шквал осуждения — женщине даже пришлось удалить свои аккаунты в соцсетях. Местные жители также не поддержали позицию Липской.
«Все дети равны. Странно, что Наталья была так самоуверенна и заявляла, что все вокруг против того, чтобы особенные малыши гуляли с "обычными". Я сама мама двоих нормотипичных сыновей, но даже мысли никогда не было, что детей нужно делить по наличию и отсутствию инвалидности.
Разговаривала с соседями: все в шоке и очень негативно теперь настроены по отношению к Наталье. Говорят, что теперь не дадут ей жизни: будут выгонять со всех дворов и площадок. Думаю, Наталья теперь не сможет здесь спокойно жить и гулять», — рассказала нам Анастасия, жительница дома, соседствующего с ЖК «Балтийская жемчужина».
Более того, многие местные салоны красоты и магазины внесли скандалистку в «чёрный список», заявив, что отныне не будут её обслуживать.
«Этот случай обнажает три большие проблемы.
- Это управление гневом, агрессией, страхом. Под действием этих эмоций люди легко выходят из своих границ и не могут уважительно относиться к другим, проявлять эмпатию. И это очень печально. Общественное порицание не должно превращаться в травлю. Мы все должны пытаться сохранить разум и уважительное отношение. Потому что людям с особенностями развития очень важно именно уважение. Тогда можно увидеть в них равных с немного иными потребностями. Если весь сконцентрированный за эти дни гнев направить, например, на помощь детям с РАС, то можно было бы горы свернуть.
- Распространённость аутизма и отсутствие адекватной помощи детям. Из этой ситуации можно вынести один большой плюс — это огласка. Важно понимать, что количество детей в спектре растёт из года в года. Но до сих пор нет качественной ранней диагностики и помощи, широкого доступа к методикам с доказанной эффективностью, достаточного количества специалистов. Если ребёнка с расстройством аутистического спектра не учить формам социально приемлемого поведения, то на его месте может быть неприемлемое. И это не вина ребёнка или родителей. И не его особенность. Это отсутствие своевременного психолого-педагогического вмешательства.
- Сегрегация и изоляция людей с особенностями развития, которые способствуют откровенной дремучести и распространению мифов. Многие думают, что это благо: собрать людей по нозологиям и разместить в специальные учреждения. Дескать, специалисты там разберутся, что с ними делать. Но тут розовые очки бьются стёклами внутрь: качественного обучения таких специалистов нет, работа считается тяжёлой и непрестижной, у детей нет возможности видеть обычных сверстников и учиться у них. С аутизмом всё ещё хуже: долгое время у нас в стране делали вид, что его не существует. Поэтому часть детей не могут получать ни дошкольное, ни общее образование в организациях. Их отправляют на домашнее обучение. И единственное место, куда они могут выйти — это как раз детская площадка.
Мир — один для всех. Мы тоже хотим жить рядом со своими детьми, а не отправлять их в интернаты. Хотим, чтобы они получали образование и развивались.
Хотим, чтобы они могли учиться функционировать в обычном обществе и быть самостоятельными, чтобы могли самореализоваться и трудиться по мере сил и возможностей. Хотим иметь возможность хоть немного жить своей жизнью, а не быть вечным сопровождающим. Но общество нас пытается лишить этого с помощью изоляции», — говорит исполнительный директор благотворительного фонда «Город 42», инструктор по АВА-терапии и мама шестилетнего сына Андрея с диагнозом ранний детский аутизм Елена Сурина.
Директор центра «Какая разница» Валерия Катаева запустила в соцсетях хештег #детскаяплощадкадлявсех. Пользователи рассказывают истории о том, как им приходится гулять со своими особенными детьми рано утром или поздно вечером, чтобы «не мешать окружающим» и «не пугать других детей». Некоторые настолько боятся осуждения и косых взглядов, что не выходят на прогулки вовсе. А кто-то решает скидываться деньгами и строить свои игровые площадки, на которых будут гулять только их особые малыши.
«Случай, произошедший в Питере, вопиющий, отталкивающий и безобразный. Попахивает фашизмом и дискриминацией. В Шотландии политика эмпатии и принятия на очень высоком уровне. Потому что образование социума происходит на государственном уровне. Детям с младых ногтей рассказывают, что каждый человек — это, прежде всего, человек. Вне зависимости от цвета кожи, вероисповедания, заболевания, отклонения, расстройства или сексуальной ориентации.
Но ещё в прошлом веке всё было совсем не так. В 50-х годах предыдущего века группа родителей с особенными детьми написали билль о создании закона инклюзии их детей в социум. Парламент Великобритании рассмотрел запрос и вынес постановление, что люди с отклонениями, генетическими синдромами и психическими заболеваниями имеют единые социальные права в британском обществе.
Мир уже меняется, и это здорово. Возможно, очень скоро и правительства разных стран займутся образованием своих граждан в вопросе отношения к особенным людям», — рассказывает жительница Шотландии Юлия Вест, мама Джонатана — 15-летнего подростка с аутизмом.
Как защититься родителям детей с особыми потребностями?
К сожалению, в 21 веке в нашей стране до сих пор сохраняется неприязнь к людям с физическими или ментальными нарушениями. Конечно, шаги к разрешению этой проблемы делаются: в СМИ всё больше говорят о людях с особыми потребностями, общество узнаёт о разных диагнозах и принимает, что инвалидность — это не что-то далёкое, страшное и маргинальное.
Дети с ограниченными возможностями здоровья рождаются в благополучных семьях или получают инвалидность в результате чрезвычайных происшествий — и от этого не застрахован никто. Но страх, агрессия и непринятие по отношению к «не таким, как все» остаются.
«Тех, кто отличается, дисфункциональная (плохо работающая) группа всегда пытается выдавить. Считывает их как более слабых — а значит, тех, на кого можно слить накопившуюся агрессию. И этот инцидент — симптом всего нашего общества. Он говорит о том, что пока что мы — дисфункциональная группа. Группа, которая не способна продуктивно взаимодействовать, улучшать качество жизни всех своих участников. Пока мы не научимся этому, не сможем построить общество, в котором всем живётся лучше, где процветает экономика, люди в большинстве достигают самореализации, удовлетворённости своей жизнью.
Эта женщина, к сожалению, выражает не только свою личную позицию. Есть люди, которые готовы её поддержать в этом агрессивном порыве. Не обязательно таким прямолинейным образом. Транспорт, не оборудованный для людей с особыми потребностями — агрессия в их сторону. Отсутствие бесплатной достойной реабилитации для детей-инвалидов — то же самое.
С другой стороны, резонанс, который получила эта история, говорит о том, что у нас происходит и другой процесс — мы постепенно разворачиваемся в сторону принятия тех, кто отличается. Кстати, это происходит в отношении людей с разными особенностями — не только здоровья, но и, например, телосложения. В социальных сетях твёрдо звучит этот голос: можно принимать людей любыми и находить другие способы размещения агрессии. Не обязательно атаковать тех, кто уязвим, используя их как контейнер», — объясняет психотерапевт, групп-аналитик и мама двойни Елена Садыкова.
О чём же стоит помнить родителям:
- Выгонять ребёнка с особыми потребностями с общей игровой площадки или любого другого общественного места — незаконно. Помните об этом. В нашей стране по закону нельзя ограничивать людей по причине инвалидности, если это нарушает их права. А права детей с ОВЗ регулируются десятками нормативно-правовых актов.
- Снимайте на видео или записывайте на диктофон доказательства того, что вас, вашего или любого другого ребёнка пытаются ограничить в правах, обращайтесь в полицию и прокуратуру. Придавайте огласке подобные инциденты. Кстати, помните о том, что оскорбление – это не просто сгоряча сказанная фраза, за которую не придётся отвечать. Это административное правонарушение, за которое следует наказание – как минимум, штраф.
- Дети обычно не боятся особых ребят, пока на этом не сделает акцент взрослый. Именно взрослые переносят свои страхи и предрассудки на детей. Так вышло и в ситуации на питерской игровой площадке. Внучка Липской спокойно играла с детьми с аутизмом, пока бабушка не подняла панику и не заявила, что девочка испугалась. Взрослая женщина могла спокойно объяснить ребёнку, почему мальчик не разговаривает или ведёт себя не совсем так, как другие ребята. Тогда у девочки сформировалось бы правильное толерантное отношение к окружающим.
{{amount}} {{declOfNum(amount, ["комментарий", "комментария", "комментариев"])}}
Оставьте комментарий