Современное родительское общество разделилось на два лагеря: одни считают, что гаджеты — безусловное зло, лишающее детства и нормального развития, а другие говорят, что экран — часть современного мира, и ребенка не нужно отгораживать от жизненных реалий. Разбираемся, можно ли найти золотую середину.

Американская академия педиатрии определила нормы «экранного» времени для детей от 2-х до 5-ти лет — 1-2 часа в сутки. Считается, что злоупотребление гаджетами вызывает у детей заторможенность в развитии, излишнее возбуждение, проблемы со сном, настроением и зрением.

В то же время ученые из Оксфордского и Кардиффского университетов в Британии провели исследование, в котором приняли участие почти 20000 семей, и сделали вывод о том, что нахождение малышей возле экрана больше обозначенных двух часов не влияет на психику ребенка каким-то особенным образом. Основанием для выводов стал телефонный опрос родителей, чьи дети дошкольного возраста проводят с гаджетами больше установленного времени.

Эндрю Пшибыльски, профессор Оксфордского университете, возглавлявший исследование, пояснил, что теория, согласно которой экран сам по себе вреден для ребенка и его психологического состояния, не верна. Характер влияния гаджета определяется внутрисемейными правилами и отношениями, а также степенью участия родителей в процессе общения малыша с этими устройствами.

Получается, что паника мирового сообщества по поводу наличия гаджета у ребенка сильно преувеличена.

К тому же, мы прекрасно понимаем, что в современном мире спрятать ребенка от экрана или экран от ребенка никак не получится.

Так где же правда? В чем конкретно обвиняются гаджеты и можно ли избежать этого побочного действия? Негативные последствия от общения детей с умной электроникой можно разделить на три основные группы: психологические проблемы, проблемы развития и физические проблемы.

Психологические проблемы

Зависимость и истерики. Если ребенку выдается планшет как средство от скуки и панацея от любого нытья, то малыш постепенно привыкает успокаиваться именно так. Более того, электронная игрушка, такая интерактивная и яркая, очень быстро «победит» все другие игрушки, и вы действительно не сможете успокоить ребенка ничем, кроме гаджета.

Агрессия. Подобное состояние может возникнуть, если ребенок привык к бесконтрольному пользованию гаджетом, а его вдруг начали ограничивать. Это нужно пережить и стараться сохранять спокойствие. Также проявление агрессии иногда бывает итогом неверного выбора контента — ребенок повторяет за героями игр или мультиков, которые ведут себя таким образом.

Перевозбуждение. Никто не будет спорить с тем, что гаджеты — это нагрузка на нервную систему. Яркие образы, быстро меняющаяся картинка. Именно поэтому, если малыш пользуется электронным устройством слишком часто, подолгу или поздно вечером, это может вызвать перевозбуждение, необоснованные капризы, сложности с отходом ко сну.

Ухудшение отношений с родителями. Это прямое следствие того, что с помощью гаджета родители пытаются выкроить побольше времени для себя. В итоге электронная игрушка становится ребенку ближе, чем мама и папа. Решить эту проблему может только время, проведенное вместе. Не вместе — в одной комнате, а вместе — за одним делом, одними разговорами.

Проблемы развития

Снижение обучаемости. Речь, скорее всего, идет об исчезновении интереса к обычному, неэлектронному познанию. А если и гаджет ассоциируется только с развлечением (никаких развивающих игр, стимулирующих мозг), то у ребенка в принципе не формируется привычка думать.

Нежелание креативно мыслить. При чрезмерном пользовании гаджетом и неверном выборе контента ребенок постоянно получает готовые миры и образы, уже «пережеванную» пищу для мозга. В итоге малыш не фантазирует, что плохо сказывается на его развитии.

Антисоциализация. Ребенку совершенно не хочется знакомиться и играть с ребятами на площадке, если его «электронный друг» гораздо удобнее, потому что не спорит и не уходит домой обедать. Но воспринимать устройство как главного партнера по играм может только действительно обделенный родительским вниманием малыш.

Физические проблемы

Снижение зрения. Это возможно, если ребенок проводит перед экраном целые дни, при этом экран маленький, а малыш находится в зоне риска по зрению.

Ожирение и нарушение осанки. Сложно себе представить, что дошкольник может проводить столько времени перед экраном, чтобы заработать этим искривление позвоночника или лишний вес. Ребенок есть ребенок, и если он здоров, любит бегать, гулять и резвиться, то подобные проблемы ему не страшны. Во всех остальных случаях нужно консультироваться с врачом, но списывать все проблемы на пару часов перед планшетом вряд ли стоит. Может быть, достаточно достаточно добавить спорт в распорядок дня ребенка и, конечно же, нормализовать питание. 

Подведем итоги

В заключение можно сказать, что вред от экрана определяется несколькими «если», и все эти «если» целиком и полностью во власти родителей. Итак, гаджет — это вредно, если:

  • постоянно или не вовремя, например, перед сном;
  • замещает реальную жизнь, опыт и общение;
  • это основная игрушка;
  • родители не контролируют контент, которым пользуется малыш;
  • это способ откупиться от ребенка.

С другой стороны, гаджет как дополнение к интересной реальной жизни, как новые возможности для развития и повод решить головоломку или посмотреть с родителями добрую сказку — это полезно. Даже в дошкольном возрасте. Но еще раз: важен правильно подобранный контент, верно выбранное время и родительское участие в самом процессе общения ребенка с экраном.



Читать дальше